Коран и суфизм (продолж.)
(вопросы теории)
Подытожим. …»Суфический Коран» при Коране кораническом!.. Такова парадигма!.. Что эта за парадигма такая? Откуда она берется и чьи потребности обслуживает? На решение каких задач она направлена?.. Чего в Коране нет такого, ради чего, простите, следовало бы обратиться к суфизму?.. Абсурд и только!.. Это суфизм нуждается в Коране, чтобы быть суфизмом. Суфизм получается из Корана путем наложения на него своих принципов и… его разрушения… А у Корана нет никакой такой потребности в суфизме! Ничего не говорится о нем и на его страницах… Более того, Аллах прямо и однозначно осуждает и отрицает все, простите, суфи-подобные учения и не приемлет их. Коран является самодостаточным для себя и для тех, кому он адресуется. Для всех, кто желает быть на пути Всевышнего Аллаха. Таким он и входит как в саму веру, так и в науку, образование, общественное мнение и культуру…
Следующие тезисы из приведенных рассуждений могут быть вынесены на первый план:
1. Суфизм есть выражение определенных социальных интересов. Интересы складываются в жизни, а уже оттуда перетекают в веру, в том числе и в виде суфизма. Если бы их не было, то для всего оказалось бы достаточным самого Корана, как это, собственно, и имеет место в условиях отношения к Корану по предписаниям Аллаха.
2. Мистическое, иррационалистическое учение не поддается контролю разума. Наука оказывается бессильной по отношению к нему. Более того, само оно способно подавить, при определенных условиях, любую, простите, науку. Никакого доказательства «по уму» здесь нет. Мистико-иррациональное мышление, по своей сути, является мышлением произвольным. «Безрамочным»! Потому оно с легкостью может расправиться с любым «рамочным». К нему относится и объективное мышление, ограниченное рамками своего объекта и прилагаемого к нему метода (способа) мышления… В «безрамочной» системе мышления, не связанной ни с какими правилами и ограничениями, можно провозглашать всё, что угодно. В ней нет доказательств и критериев. Нет даже необходимости в них. И самое главное – нет никакой ответственности… В объективном рациональном мышлении все по-другому. И доказательство есть, и критерии, и ответственность… Самое же главное состоит в том, что в нем есть истина. Она происходит от связи мышления с объектом на услолвиях следования объекту по определенным правилам. А именно по правилам объективного познания… Произвольное мышление свободно, как отмечено, от всего этого. И суфизм демонстрирует это в совершенно откровенной форме…
А теперь давайте их сравнивать или соотносить. Объективное познание и суфическое. И выясняется, что сделать это невозможно. Нет ни одной даже общей точки… Суфизм – сам по себе, объективное познание – само по себе. Там, где одно из них, там другому, простите, уже делать нечего. Это, естественно, продолжается и до Корана. Суфизм не может быть альтернативой Корана или Корану. И решение здесь совершенно определенное и даже категоричное – или Коран и наука, или суфизм! Третьего не дано!.. А еще надо бы учесть и такую особенность, как осуждение Всевышним Аллахом всех форм мышления, пытающихся противопоставлять себя Его Слову…
3. Бездоказательность и произвол суфического мышления используются им для любой требуемой интерпретации Корана, особенно в его «трудных» пунктах. Объективные трудности понимания Корана, обусловленные различием уровней коранического и человеческого мышления, трактуются суфизмом как указание на возможность его объяснения иррациональным и мистическим знанием. Это ложное мнение маскируется идеей о скрытом знании Корана. То есть суфизм берет на себя право заявлять, что он трактует «темные места Корана» из скрытого знания, якобы, оказавшегося доступным для него… Говорит неправду. Ибо о скрытом знании Аллах сказал в Коране ровно столько, сколь необходимо, простите, для того, чтобы понять, что у суфизма нет хода к этому знанию…
Суфические духовные лица, объявляющие себя носителями скрытого знания берут на себя функции посланников Аллаха. Ибо только им, – при желании! – Аллах открывает это знание… Потом начинаются байки о том, что сообщаемое «идет сверху». Или оттуда, откуда и Коран и т. д. Строится мистико-иррациональное учение, которое в своих крайних проявлениях претендует на то, чтобы быть альтернативой Корану…
4. Самое же сложное в этом вопросе связано с разрушением веры от Аллаха. Являясь совершенно другим по отношению к ней учением, суфизм вытесняет ее из сознания и сам занимает ее место. Вместе с этим достигается еще один «эффект». Он связан с приданием Корану «вида суфизма». То есть вместо самого Корана людям предлагается нечто совсем другое, что можно характеризовать, как это сделано выше, как «суфический Коран». И если человеку повезет и он осводится от суфи-Корана и обретет Коран от Аллаха, он может воочию увидеть эту пропасть между Кораном и некораном…
5. Следующий Корану облагодетельствован Аллахом и в этой жизни, и в будущей. Отходящий от него, в том числе и в суфическом направлении, обречен на потери и наказание. И тоже в обоих мирах.
Те, кто уводят человека от Корана в суфизм, должны осознавать это свое двойное насилие над Кораном. И сам ушел в сторону, и человека увел в никуда… Но и человек несет ответственность за себя. У него должно хватить ума на то, чтобы спросить себя о том, куда идти ему при Коране?.. И спрашивать даже не надо! Как откроешь Коран, сразу видно, куда…
5.1. …Дорога в никуда! А еще и с наказанием!.. И дорога во благое с вознаграждением!.. Так ставится вопрос о человеке, когда он обретает форму вопроса об отношении суфизма к Корану…
6. Имеет смысл подчеркнуть еще раз, что во всех случаях вопрос ставится не о суфизме как таковом, а о его претензиях на Коран, его идеи и доктрину. Речь идет о неприемлемости тезиса о сближении суфизма с Кораном, его «дополнении» и колмментировании им и т. д. И никакие соображения не могут поддержать и оправдать это… Коран есть нечто совершенно другое по отношению к суфизму… Он есть высокое Слово Всевышнего Аллаха, предназначенное для созданного им человека. Для наставления его на путь. Потому он есть уважительное и поддерживающее Слово. Оно всегда и во всем на пользу ему. А что такое суфизм? Как уже отмечено, это мистико-философское учение, созданное человеком на мифо-произвольной основе. Потому оно ни на что реальное неспособно. И никакие его проекты и обещания никакой силы не имеют. Слова, да и только!..
7. Приведенное показывает, что суфизм ничего не дает и принципиально дать не может для Корана. Зато он пользуется им, его именем, что делает его привлекательным в глазах людей… Люди преклоняются перед Кораном. И когда суфизм сближает себя с ним или говорит, что он «от Корана» или «такой же, как и Коран» или что он есть его «фокус» и т. д., то это может порой иметь действие на людей, недостаточно знакомых как с Кораном, так и с самим суфизмом. Но ознакомление с каждым из них кладет конец этому заблуждению.
8. Что делать тому, кого привлек и «завлек» суфизм?
Надо выбираться из него в направлении к Корану.
Для этого надо взять в руки Коран и попытаться понять его. Затем следует соотнести его положения с соответствующими положениями теоретиков суфизма и их комментариями. Обнаруженное различие всегда будет в пользу Корана. А значит и в пользу человека, за которого бьется Коран…
После этого остается сделать выбор…
В принципе, выбирать не из чего! Там, где Коран, всегда есть один-единственный выбор. Это – сам Коран. Но для человека, задавшегося целью «разобраться в суфизме» или «разобраться с суфизмом», то есть начинающего с суфизма, Коран является итогом его собственного разбирательства. И ему решать, остаться ли после этого в прежнем заблуждении или расстаться с ним «в поддержку» Корана и своего блага…
А еще каждому держать ответ перед Всевышним самому. Значит придется отвечать и на вопрос о том, почему при истинном Коране был выбран ложный суфизм…
Послесловие (17.07.2009)
Сразу вслед за публикацией данного материала в интернете появилось сообщение о том, что «алжирские власти решили бороться с оппозицией с помощью суфизма» (Алжирские власти решили бороться с оппозицией с помощью суфизма. Ислам.Ру. 09.07.2009). «Власти Алжира, испробовав всевозможные силовые методы борьбы против вооруженной оппозиции, решили прибегнуть к «мирному» оружию – суфизму… который представляется более умиротворенной и интеллигентной альтернативой «салафизму», который проповедуют многие из мятежников». То есть суфизм в данном случае используется против салафизма…
1. Политика, как сфера социальной деятельности, власти и управления, является, как известно, сферой практического фокусирования и реализации социальных интересов. Потому и все учения и теории рассматриваются в ней под этим углом зрения. То есть у них нет силы там, где эта сила переходит к власти. Естественно, это относится и к суфизму, выдвигаемому в данном случае как альтернатива салафизму оппозиции. Суфизм должен склонить сторонников оппозиции к согласию и компромиссу с властями… «При этом власти по-прежнему не собираются идти на либерализацию режима и учитывать мнения различных политических сил». То есть они не принимают политических, а тем более экономических мер, а все усилия «по нормализации» опять же возлагают на суфизм. А еще ему предстоит вытеснить идеологию оппозиции и занять ее место… Такая, вот, сверхзадача…
2. Суфизм, как уже отмечено, связан с переходом на рельсы иррационального, мистического и мифического мышления. Такое мышление для политики, являющейся инструментом практики, а еще и в такой сфере, как власть, не подходит ни с какой стороны (!)…
А еще надо подумать о таких вопросах, как свобода, демократия, права человека и др. Ни на один из них суфизмом не может дать адекватного ответа…
3. Остается отношение суфизма к науке, философии, вере… Ничего позитивного и «радостного» нет и в этом случае…
4. А в вопросе с верой есть еще и столкновение с Учением (Словом) Всевышнего… Уже отмечалось, что в этом случае либо Коран надо принести в жертву суфизму, либо убрать суфизм с пути Корана. Ибо они несовместимы и никак не могут быть поставлены «в параллельную связь».
5. А есть еще одно решение. Вместо того, чтобы вытеснять салафизм суфизмом в целях решения политичесих задач, не лучше ли решать эти задачи собственными средствами самой политики, то есть опять же политическими и экономическими средствами?..
А когда дело дойдет до духовной сферы, не сталкивать суфизм и салафизм, которые могут дополнить, как кажется, и обогатить друг друга. Лучше задуматься над вопросом об их отношении к Корану… И больше ничего!.. Остальное остается уже за Всевышним Аллахом. Он приближает к себе того, кто приближается к нему сам…
И вообще как-то странно и неловко, говоря о суфизме, не говорить о Коране (в сообщении о нем ничего не говорится)… А еще и при том, что суфизм объявляет себя «нравственным фокусом» Корана (ислама)… Фокус того, о чем не говорится не слова!.. Такой, вот, фокус! Странный и неловкий…
Свежие комментарии