Кораника
Р. Османзаде. Рамазан и пост

Р. Османзаде. Рамазан и пост

                Рамазан и пост

В благодарность за ниспослание! В честь и во славу Корана!
 
Наступает Рамазан (Рамадан), 9-ый месяц Лунного (исламского) календаря [1]. В этом месяце в 610г. н. э. в Мекке (ныне Саудовская Аравия) Мухаммеду (да благословит его Аллах и приветствует) начал ниспосылаться Коран. Всевышний Аллах избрал его своим посланником к людям. И с его помощью передал им Коран – Книгу предписаний для руководства в жизни.
Было тогда Мухаммеду сорок лет…
 
Указание на возраст Посланника (сорок лет) важно в том плане, что это был уже зрелый человек, с жизненным опытом и знанием, способный понять и оценить должным образом оказанное ему доверие Аллахом и осознать всю ответственность своей личности и миссии. А поскольку он родился в этом обществе (в нем жили и ближайшие его поколения) и прожил в нем 40 лет до начала ниспослания (что составило примерно 2/3 всей его жизни, ибо умер он в возрасте 63-х лет), то он хорошо знал жизнь и практику этого общества. Это было тоже важной составляющей посланничества в целом.
 
Здесь можно указать и на один из основных его принципов. Аллах посылает людям посланников из их же числа. И даже из членов этого же общества. Они хорошо знают его жизнь и могут в полной мере довести до него Слово Аллаха. Потому когда некоторые мекканцы стали выражать недовольство тем, что Аллах направил им в качестве посланника человека, – подчеркнем, не Мухаммеда, а человека вообще, – дескать, «мог бы направить и ангела», Аллах ниспослал аят, в котором подтвердил общий принцип ниспосланничества – к людям он направляет не ангелов, а человека из их же среды. Аллах говорит так:
«Сказали (мушрики): «Разве не ангела надо было бы послать ему (Аллаху) (чтобы он засвидетельствовал его посланничество)?». Если бы мы послали ангела, то дело на этом бы и завершилось (это было бы концом для этого народа, общества) [2]» (6/8) [3].
«Если бы мы создали его (Мухаммеда) как ангела, то опять же создали бы его как человека (в его облике). И вновь бы ввели их в то сомнение, в которое они впали» (6/9).
«Скажи: «Если бы по земле ходили (на земле пребывали) удовлетворенные ангелы, то мы бы, конечно же, послали к ним, в качестве посланника, ангела» (17/95).
«И к самудянам Мы (направили) их брата Салиха…» (7/73)…
 
Другое дело, как выбирает своих посланников Аллах… Это уже относится к нему самому… А в отношении Посланника Мухаммеда он говорит еще и так: «Конечно же, конец твой будет лучше, чем твое начало (4). Господь твой даст тебе и ты будешь доволен (останешься довольным) (5). Разве он не поддержал тебя, найдя тебя сиротой (6) [4]? Не направил тебя на путь, найдя тебя в замешательстве (блуждании, поиске и сомнениях) (7)? Не сделал тебя богатым, найдя тебя бедным (8)?..» (93/4-8)… Выходит, Аллах долго наблюдает за человеком, прежде чем остановить на нем свой выбор. Но и это еще не всё! Он контролирует его и в ходе посланничества в целом. К примеру, обращаясь к Посланнику Мухаммеду, он говорит так: «Ты только провозвестник. Ответственным за всё является Аллах» (11/12). А к людям, пытающимся оболгать Аллаха и действующим «лживо», он относится очень строго: «14. Разве этот человек не знает, что Аллах постоянно видит его (?..)? 15-16. Нет, нет!.. Если не отвратится, мы схватим его за хохол (чуб) (15), за этот лживый, грешный хохол (чуб) (16) (!..) [5]!» (96/14-16)…
 
Однажды Посланник Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) «поторопился» и из двух возможных решений принял «менее предпочтительное». А требовалось воевать за веру… Аллах сразу сказал ему об этом. И объяснил, почему он простил его [6].
А в целом Аллах высоко ценил своего Посланника и ставил его в пример людям [7]. И было за что! Посланник заслужил это своим честным, преданным и исполнительным служением Аллаху. Таким и вошел в историю…
 
К слову будет сказать, что все посланники Аллаха (мир им) (да будет доволен ими Аллах), упоминаемые в Коране, были в этом высоком положении перед Ним. Все они честно выполнили свой долг. Потому о всех о них Аллах говорит с высоким уважением. И ставит их всех в один ряд с собой, требуя к ним такого же уважения, как и к самому себе. Говорит, к примеру, так: «Посланник уверовал в то, что было ниспослано ему Аллахом. И мумины (тоже). Каждый из них уверовал в Аллаха, его ангелов, книги, посланников. «Мы не делаем никакого различия между посланниками Аллаха. Слышали и повинуемся. О Господь наш! Мы обращаемся к твоему прощению! Возвращение к тебе!», – сказали они» (2/285). И еще: «Они (богобоязненные и желающие очиститься или уверовавшие) уверовали в то, что нисполано тебе и было ниспослано до тебя» (2/4)… К чести мусульман, они безукоснительно соблюдают это условие веры Аллаха…
 
Вернемся к Посланнику Мухаммеду (да благословит его Аллах и приветствует)… Сорок лет – это возраст расцвета духовных и физических сил человека. На это указывали еще древние греки, называя эту «вершину жизни» акмэ. Значит Аллах стал использовать Мухаммеда в качестве своего посланника, начиная «с вершинного» его возраста, с самой активной и сильной его фазы. К чему это привело, известно всем. «На голом месте», что называется, «с нуля», а еще и при яростном сопротивлении представителей языческой веры и ее традиций, была создана новая вера, которая стала победно распространяться по всему миру и сделалась сегодня мировой системой… Победил, разумеется, Аллах, выкорчевавший ложные и мифические представления из сознания людей и внесший в них свет разума и объективного знания. Этот род знания и мышления Аллах характеризует в Коране как фытрат… Но победа Аллаха над невежеством и дикостью была осуществлена руками и действиями людей, которых направлял его Посланник. Аллах направлял их своим руководством и знанием, поддерживал их своими практическими материальными усилиями и им «не оставалось ничего другого», как только побеждать на его фронтах. И они победили!.. Посланник Мухаммед вошел победителем в Мекку [8], из которой вынужден был бежать под страхом смерти. Между этими событиями лежит период в 20 лет [9]. Всего лишь 20 лет! Менее трети жизни человека (если принять ее за 70 лет)!.. А сколько событий вместило оно! А главный итог заключается в победе веры Аллаха. Она и сегодня продолжает побеждать… Направлялся процесс Аллахом – через своего Посланника к людям, которых он решил облагодетельствовать. Посланник соединял между собой эти два полюса – Всевышнего Аллаха и людей. Потому победа Посланника на деле была победой Аллаха, замыслившего дать людям новую веру. А если Аллах принял решение, то уже нет силы, чтобы быть преградой ему. Этот мотив проходит через весь Коран. К примеру: «Если Аллах приводит тебя к потере, то для ее устранения нет никого другого, кроме него самого. И если он приводит тебя к добру (то и в этом случае всё зависит от него). Без сомнения (воистину), Он способен на всё!» (6/17) [10]… Но замыслы превращаются в реальные дела при людях, способных на них. В этом плане Посланник и люди, поддержавшие его и выступившие вместе с ним, по праву заняли свои места в истории. А заодно и заслужили нашу благодарность. Ведь говорим же мы: «Да благословит его Аллах и приветствует» – это в адрес Посланника Мухаммеда, и «Да будет доволен ими Аллах» – это в адрес друзей-сподвижников…    
 
А всё началось с той самой Книги, которая стала ниспосылаться Мухаммеду… когда ему было сорок лет… Почему опять «сорок»? А потому, что Аллах приведет его еще и как аргумент против обвинений Посланника в сочинительстве от себя. «Как «от себя»? – скажет, простите, Аллах. – А где он был до сих пор? Не среди вас, разве? Был и не сочинял?.. И только теперь стал?..»… Аллах говорит так: «Скажи: «Если бы того пожелал Аллах, я бы не читал его (Коран) вам. И Аллах бы не стал сообщать о нем вам. Я многие годы находился (пребывал) среди вас (прожил среди вас целую жизнь). (И ни о чем подобном вам не говорил). И до сих пор (или неужели) вы не можете уразуметь это?» (10/16) [11]
 
Итак, всё началось с той самой Книги, которая стала ниспосылаться Мухаммеду Всевышним Аллахом… Мухаммеду, но для людей! Чтобы знали, что им делать и как им быть в жизни… Ниспослание началось в месяце Рамазане (по Лунному календарю). И Аллах предложил отмечать это постом в этом месяце. Он говорит так (повторим): «Месяц Рамазан является месяцем ниспослания Корана, который указывает путь людям, содержит открытые свидетельства прямого (истины, истинного) и отличия прямого от кривого. В таком случае, кто из вас вступит в месяц Рамазан, пусть держит пост (орудж)» (2/185). А еще выясняется, что пост является всеобщей мерой в вере Всевышнего. Он был рекомендован предыдущим поколениям так же, как и мусульманам. Аллах говорит об этом так: «О, вы, уверовавшие! Подобно тому, как пост (орудж) был обязательным предписанием для всех прошлых общин (поколений), таким же предписанием является он и для вас. Думается, что вы защититесь» (2/183).
Остается подчеркнуть, что пост имеет не только духовное значение, дисциплинируя человека в направлении веры Аллаха, поклонения ему и следования его предписаниям и запретам. Он имеет и социальное значение, демонстрируя всем одновременно состояние и возможности сытого и голодного человека. Наконец, пост имеет и оздоровительное значение…
А можно еще и продолжить…
 
Продолжение или «О желудке, сытом и голодном, посте и поклонении Всевышнему Аллаху»
 
…Когда говорят, что «любовь проходит через желудок», то можно полагать, что через него проходит и всё остальное, что не проходит через разум и его способности…
Состояние сытого и голодного человека совершенно различно. И это каждый знает по себе. Но поскольку у этого состояния могут быть разные причины (источники), постольку и реакция человека на него складывается по-разному. К примеру, пост в Рамазане есть волевое и совершенно сознательное воздержание от еды и питья (и связи с женщиной) по причине соответствующего предписания Всевышнего Аллаха. То есть еда и питье находятся в нашем распоряжении, они доступны нам. Достаточно лишь протянуть руку… Но мы «не протягиваем ее». И делаем это потому, что «так повелел Аллах»…
 
В жизни есть много случаев, когда человек уже «по-настоящему» должен воздержаться от еды и питья. Просто потому, что их нет… И получается такое сравнение. В Рамазане есть еда и питье. Но человек воздерживатся от них. По повелению Аллаха… В каком-то другом случае жизни их нет. Нет ни еды, ни питья. Просто нет! И он опять воздерживатся от них. Теперь уже по повелению обстоятельств… Способный выдержить Рамазан, его пост, будет способен и то, чтобы выдержить тяготы и лишения жизни… Так Аллах приучает человека к жизни во всем ее многообразии – от сытой до голодной…
 
Желудок – это «такая вещь», которая постоянно напоминает о себе. Когда он сыт, он приглашает человека к одному роду действий (стимулирует, мотивирует и т. д. его в направлении одного рода действий), когда голоден – к другому. То есть он работает по двоичному коду «сыт – голоден». И каждый раз направляет человека на действия, связанные с его состоянием по данному коду. В состоянии «сыт» человек направляется на мир и нет перед ним никакой другой задачи, кроме той, которая связана с бесконечностью этого отношения к миру. Для него доступно всё, что доступно для него! И ни в чем он не видит здесь никакого ограничения. Все благие помыслы и великие дела решаются именно в этом состоянии человека… Потому что в другом состоянии – при «голодном» – никакие дела вообще не решаются. Все они одинаково угасают. И ничего в сознании не остается, кроме мысли о том, как накормить себя. Они направляют и все его действия…
 
Потому принято говорить о задачах и потребностях первого и второго порядка (уровня, плана) для человека. Первое – это удовлетворить потребности желудка, а второе – это уже всё остальное. По этой же причине о потребностях духа говорят как о потребностях второго уровня. Или потребностях удовлетворенной потребности. Высокого «духа» не может быть при голодном желудке. Потому, что он всецело занят самим собой, своим «наполнением» и плотью в целом…
 
Это влияние желудка на мышление и действия человека не случайно. Ведь то, что мы называем «желудком», с характерным для него двузначным кодом сытости и голода, на деле представляет собой нечто большее, чем только «одно человеческое желание поесть». Оно несет смысл единства человека с окружающим его миром. При помощи способности переварить пищу – при помощи того же желудка – человек переносит в себя материальный продукт природы, который затем использует как строительный материал для плоти и источник энергии для нее. Без любого из этих компонентов организм существовать не может. Чувство голода есть сигнализатор необходимости поставки этих компонентов в организм (плоть), чувство сытости – указание на их достаточность в нем…
 
Всё это позволяет характеризовать желудок с его двузначным кодом как механизм связи субъекта (человека) с окружающим его миром. Он как бы стоит между этими двумя сущностями – миром или средой и самим человеком, хотя и принадлежит человеку. И задача его проста, «умилительна» и даже «героична» – перенести в человека то, что на деле является принадлежащим среде. Но поскольку этот перенос осуществляется через желудок, то выясняется, что перенесенным в человека из вещества природы может быть только то, что поддается желудку. Так внешняя среда, рассматриваемая под углом зрения желудка и доступности для него переходит в категорию «продукта питания».
 
Итак, желудок превращает окружающую нас природную среду в продукт питания, который, как отмечено, используется как физический материал для строительства и воспроизводства плоти и как энергетический потенциал для нее. Эта роль желудка в экосистеме «человек – природа» со своей стороны является дополнением мысли о единстве человека и природы. Он создан из ее материала и во всех случаях остается на связи с ней… И этим материалом в данном случае для него является «еда». Так назван, как отмечено, «фрагмент» природы, который он способен поглотить своим желудком. Поглотить, чтобы быть «плотью» – самодеятельной плотью! – на окружающем его природном фоне…
А теперь он пусть попробует не есть!..
 
И пробует!.. И всё получается!..
Но теперь за всем этим стоит Аллах. И человек не ест не сам по себе, а по воле и предписанию Всевышнего Аллаха. А Аллах всегда рекомендует человеку то, что ему на пользу и во благо. Так это обстоит и в данном случае…
 
Во всей этой истории есть один момент, который позволяет характеризовать все приведенные до сих пор соображения как «подготовительные», как нечто вроде «леммы». А в чем тогда состоит основная задача?
Уже отмечено, что пост – это «голодный желудок». А этот желудок постоянно напоминает о себе. И каждое такое напоминание высвечивает Персону Аллаха, фокусируется на ней. И каждый день поста продолжает это. Из года в год… Так Аллах входит в сознание и постом, дополняющим пятикратный намаз в день и другие его предписания…
В этом плане можно сказать и так, что пост есть способ дополнительного, так сказать, привлечения внимания к Аллаху или акцентирование внимания на нем. Ибо для уверовавших в Аллаха он пребывает в сознании все 24 часа, а не только лишь в период поста. Но во время поста человек находится в состоянии непосредственного исполнения предписаний Аллаха. То есть он сознает себя в процессе непосредственного поклонения Аллаху и это наполяет его глубокой удовлетворенностью за исполнение своей обязанности перед ним. Эта удовлетворенность успокаивает человека, наполняет его жизнь смыслом и способностью дальнейшего деяния. Это подчеркивает и сам Аллах: «Скажи: «Без сомнения, Аллах вводит в заблуждение пожелавшего, (а) направленного на себя наставляет на истинный путь (приводит к истинной вере) (27). Они – те, которые уверовали и сердца их успокаиваются от зикра Аллаха (то есть Корана). Знайте, что души успокаиваются только с поминанием Аллаха (28)» (13/27-28)…
 
Концентрация мысли на Всевышнем Аллахе в период поста оказывается благоприятной возможностью для экскурса в связанную с ним тему. Так пост создает объективные возможности для того, чтобы еще раз привлечь к вниманию Коран, его положения и предписания и задуматься над ними. Продолжительные (по свету) дни (как это характерно для Рамазана этого, 2009-ого года) особенно благоприятны для этого. Работа уже закончилась, а ифтар еще не наступил. До него есть время. Оно является совершенно естественным для бесед на кораническую тематику. А из бесед зачастую выходят дела. В данном случае это важно подчеркнуть. Поскольку и мысли, и дела протекают в одном и том же русле предписаний и условий веры Аллаха. Потому они будут поддержаны им…
 
Рамазанский пост является коллективным, массовым мероприятием. В нем участвует всё мусульманское население (с теми исключениями и на тех условиях, которые делаются при этом самим Аллахом). Таким же коллективным мероприятием является зачастую и ифтар. Всё это формирует идею единства людей. Это – богоугодное явление. О нем Аллах говорит на протяжении всего Корана, призывая людей к тому, чтобы держаться его веры и не расходиться в стороны от нее…
 
Так что в рамазанском посту сокрыто многое. Целая философия жизни! И не всегда она открывается человеку сразу, «за раз»…
Потому Аллах так настойчиво предписывает его. Надеется, что люди всё же поймут его значение (см. 2/183 и др.). 
 
Рамазан и пост. Рамазан сопровождается постом
 
Пост в месяц Рамазан стоит в ряду таких обязательных предписаний веры, как намаз (молитва), закят, хадж (паломничество) (для тех, у которых для этого есть материальные и физические возможности), свидетельство (шаадет или шаада). Посланик Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорит об этом так:
«Ислам строится на 5-ти столпах: на шахаде (свидетельстве) о том, что «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед Посланник Аллаха», совершении намаза, на том, чтобы давать закят, совершать хадж, держать пост в Рамазане»(Buhari, İman, 1; Müslim, İman, 19 (16).
 
* Пост начинается еще до восхода Солнца и продолжается до его захода. Предписывается воздержание от еды, питья и связи с женщиной.
Понятия «до восхода Солнца» в Коране характеризуются так: «Ешьте и пейте до тех пор, пока белая нить рассвета (линия света) не станет отличимой от черной нити (ночи). Затем до вечера завершите пост» (2/187). «Вечер» – это когда заходит Солнце[12]
 
* Действия в вере сопровождаются намерением.
С точки зрения веры намерение представляет собой замышление действия в соответствии с предписаниями Всевышнего Аллаха с целью завоевания его расположения и положительной оценки.
В поклонении намерение является необходимым условием.
 
* Намерение о посте в Рамазане.
Оно делается с ифтара (окончания дневного поста и еды после него) и за 5-10 минут до обеденного намаза следующего дня. Имеется в виду, что человек не завтракал утром и остался в неопределенности относительно того, держать ему сегодня пост или нет. Подъем на сауру (завтрак до начала поста) тоже считается намерением.
 
* Кому предписывается пост в Рамазане?
Он предписывается всем мусульманам, достигшим зрелого возраста и находящимся в здравом состоянии ума.
 
* Понятие «зрелого возраста».
Оно связано с достижением половой зрелости. У мальчиков она начинается с 12-ти лет, у девочек – с 9-ти. У обоих полов она завершается к 15-тилетнему возрасту. То есть в этом возрасте и мальчик, и девочка считаются достигшими «зрелого возраста».
 
Примечание. На сайте приводятся вопросы и ответы по теме [13].
 

[1] В этом, 2009-ом, году Рамазан проходит в период с 21-го (22-го) августа по 19 сентября.
[2] Или: "Если бы мы послали ангела, то дело завершилось бы без предупреждения (пришел бы конец этим людям без предварительного предупреждения их об этом).
[3] См. сюда также аяты: 11/12, 25/4-11.
[4] Мухаммед, сын Абдуллаха, и в самом деле остался сиротой и воспитывался своим дедом Абдулмутталибом. 
[5] "15-16. Нет, нет!.. (Мы не допустим этого!..) Если не отвратится, мы схватим его за хохол (чуб)   (15), за этот лживый, грешный хохол (чуб) (16)!.." (Р.О.).
[6] "Вспомните, Аллах обещал вам одну из двух групп (караван или армию мушриков-курайшитов). Вы пожелали для себя слабую (караван). А Аллах своими словами хотел утвердить правое (истину) и покончить с родом кяфиров (то есть Аллах желал, чтобы мусульмане воевали с мушриками за веру). (Это для того) чтобы утвердить правое (истину) и искоренить ложное, если даже грешники не хотят этого» (8/7-8).
           И еще: «До тех пор, пока вы не будете господствовать на земле, ни одному Посланнику не подобает брать в плен. Вы хотите вещи преходящешго мира. А Аллаха (желает для вас) (благ) будущей жизни. Аллах силен, является обладателем мудрости (67). Если бы не было предписания, данного Аллахом ранее, вас, безусловно, коснулось бы большое наказание из-за выкупа, взятого вами (68)» (8/67-68).
[7] «О, вы, уверовавшие! Для вас, каждого из вас, связывающих свои надежды с Аллахом и Судным днем (Ахиретом) и многократно поминающих Аллаха (постоянно читающих его Книгу, Коран), есть прекрасный пример в Посланнике Аллаха (Мухаммеде)» (33/21).
[8] Относительно этой даты есть ряд мнений. Но общепринятой датой считается 20-е число месяца Рамазана 8-года Хиджри (11 января 630г. н. э.).
[9] Напомним, ниспослания начались в 610г., завоевание Мекки состоялось в 630-м г.
[10] См. сюда также 10/107 и др.
[11] Здесь можно провести параллель с Мусой и Фараоном. Фараон был искренне удивлен тем, что Муса, долгие годы проживший среди них и никогда не бравший на себя подобной функции, вдруг начал говорить с ним от имени Бога. Фараон был просто не в курсе его посланнической миссии, которую возложил на него Всевышний Аллах… «Не был» – ладно! Но умом-то мог понять! И умом не понял. И глазам не поверил… Поплатился тем, что утонул в водах. Точнее, был утоплен в них… Всплыл на другом конце света… В Британском музее. Теперь в качестве экспоната неверия…
Аллах, обращаясь к Мусе и Харуну, говорит об этом (до утопления и «всплытия») так: «А теперь идите к Фараону и скажите ему: «Мы и в самом деле являемся посланниками Господа миров (16). Отпусти сынов израилевых с нами (17). (Фараон) сказал: «Разве мы не взяли тебя под свое покровительство еще ребенком и не вырастили? Разве ты не провел многие годы своей жизни среди нас (18)? И в итоге ты сделал то, что сделал *. Ты просто неблагодарный! (19)» (26/16-19).
«Муса: «Я не знал в тот момент, что это будет так (20). Побоявшись вас, я сбежал. Затем Господь мой одарил меня знанием (способностью) и сделал меня из посланников (или посланником)» (26/20-21).
* Фараон намекает на то, что Муса убил египтянина (см. сюда также: 28/15). Но у Мусы не было такого намерения – убить человека. Скорее всего, произошел несчастный случай. Об этом говорит и сам Муса (см. 26/20)…
Если бы люди погибали от одного удара на месте, то история, скорее всего, не могла бы состояться. А на ринге или в результате травм, полученных на нем, погибают или получают увечья даже профессиональные боксеры… Что говорить после этого «о простых смертных»?.. Конечно, они могут погибать от случайных ударов. Или ударов, случайно приходящихся на места на теле, опасные для ударов… А теперь можно «спокойно судить» и Мусу… Тем более, что он совершил этот свой «один удар», по случайности сваливший человека наземь, в ранге «простого смертного»… И признал, что у него не было такого намерения – убивать человека. Это видно и по самому событию…  
[12] Отмеченное значком (*) содержание (здесь и ниже) приводится на сайте suleymaniyevakfi.org (на турецк.) в виде вопросов и ответов (см.: раздел «О сайте», Рамазан и пост). В данном случае оно осмыслено в нашей редакции, подчиненной общей задаче изложения.
[13] См. раздел «Фетва»: Рамазан и пост.
 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.