Кораника
Р.М. Османзаде. Коран и ширк… (продолж. 2)

Р.М. Османзаде. Коран и ширк… (продолж. 2)

Р.М. ОСМАНЗАДЕ. КОРАН И ШИРК (продолж. 2)

Выход из тупиковой ситуации – да еще и с открытием! – еще раз подтверждает рациональную суть Корана. В сфере рационального (понятийного, логического) мышления есть четкие правила, логика и система. Именно они и делают возможным здесь движение мысли от предпосылки к результату. Не будь их – такое движение не могло бы состояться. Мистицизм, к примеру, не подходит для этого. У него тоже есть, видимо, свои правила. Но для Корана они не подходят. Потому использующий иррационализм и мистицизим посредник, даже при всем своем желании, не может открыть нам ни одной страницы Корана. Но настоятельно пытается делать это своей «наукой о скрытом»… То есть у него нет даже такого желания. Если бы оно было, то он оставил бы эту «свою науку», не подходящую для Корана, взял бы ту, которая подходит для него. Взял бы нормальную науку. А если он берет в руки заведомо неподходящее средство, – не «нормальную», а «свою науку», – значит на уме у него не Коран, а что-то совсем другое… Подходящее средство (науку) оставил, взял неподходящее («свою науку»). Если ты нормальный человек, как объяснить это?.. Оказывается, очень просто! То, что подходит для Корана, не подходит для него, а то, что подходит для него, не подходит для Корана. А так как у него на уме «свое», он и начинает с него, с того, что подходит для него. А Коран уже идет вслед за ним. Потому и получает определения из «своей науки». Для чего, оказывается, и нужна эта «своя наука»… Такова эта наука посредника, отвергающего рационализм (науку) в пользу иррационализма и мистицизма, а значит и объетивное познание – в пользу «своего познания» (познания в свою пользу)…
Но даже не входя в мистицизм, оказывается, можно заблудиться. То есть можно отклониться и в самом рационализме (науке). Это может иметь место и в случае формального, (абстрактного), скажем, подхода к вопросу (теме). К примеру, в тезисах о том, чтобы «забросить веревку к небу (на небо)» или «повесить человека», если рассматривать их самих по себе, никакой «ущербности», так сказать, нет. Сами себе тезисы – и весь тут разговор! Бери их и используй как хочешь!.. К примеру, в сказке можно забросить веревку и на небо и куда хочешь! Никаких проблем!.. Но, вот, вышла другая тема. Даже не другая, а конкретно Коран. Опять, что-ли, будем забрасывать на небо? Или вешать?.. Но Коран – не сказка. Это – повествование о реальной жизни. Значит в нем может быть только то, что может быть в самой этой жизни. И не может быть ничего из того, чего в этой жизни не может быть… Такова здесь альтернатива для мышления по науке. Но формальный подход, замешанный на честолюбии, порой может увести в сторону от этой альтернативы. Именно потому, что все это имеет место на почве науки, отход от нее рано или поздно обнаруживается и преодолевается. Как, скажем, в случае с нашим аятом (Хадж, 22/15). В мистицизме это было бы невозможно…
Раз уж коснулись жизни – даже не коснулись, а прямо вошли в нее! – имеет смысл указать и те два ее принципа, которые, безусловно, следует учитывать в вопросе с исследуемым аятом (Хадж, 22/15). Это – гуманистический и оптимистический принципы. Будучи слепком с жизни, Коран не приемлет того, что противостоит или противоречит этим принципам. Он не приемлет отрицательного и уничижительного отношения к человеку, ему противопоказана безысходная, плаксивая, лишенная смысла и продолжения жизнь. Короче, Коран не приемлет антигуманизма и пессимизма…
…Человека можно наказать. Это – вещь общеизвестная и широко практикуемая. И Аллах тоже наказывает. Он активно пользуется этим приемом в отношении человека, И Коран многократно, со всех позиций и во всех аспектах, повествует об этом наказании. Но у наказания, о котором говорит Коран и который он практикует или предлагает практиковать (конкретно в обществе), есть свой смысл, источник и пределы. Без них наказания не бывает. Их общее действие, вносящее смысл в наказание и указывающее на его необходимость и достаточность, можно характеризовать как правило (или закон) наказания. В Коране наказание всегда «по правилам» (или по закону). Произвольного наказания здесь нет. Но таким же являяется и наказание в самой жизни (в обществе), когда оно совершается в кораническом духе. А когда наказание выступает как произвольное, – нет у него ни правила, ни предела! – то к Корану это уже не имеепт никакого отношения. Это есть следствие того плохого, что есть в самом человеке и против чего борется Коран всеми доступными для него средствами. И надо же было, чтобы «это плохое» попало на страницы Корана (Хадж, 22/15)… Наказание ради… наказания является теперь абсурдом, вносимым традицией аята в Коран…
Но и это еще не все! Есть вещи, в которых контроль потерять очень легко. Особенно если их оставить на произвол. И с наказанием так. Человек, если оставить наказание на его произвол, способен разрушить весь его смысл, перейти все его границы. В произволе, ведь, меры никакой! Произвол сам себе является мерой. А мера эта быстро находит свой предел. Она оказывается предельной мерой… Наказание завершается убиением человека. Дальше убиения человека наказать уже нельзя. «А жаль! Как бы еще хотелось пойти дальше! Но дальше нельзя!..»… Что общего между этим наказанием и Кораном? Наказанием, о котором говорит Коран, и произволом в этом вопросе? Ничего общего! А за такое наказание Аллах еще и накажет сам. Ибо это наказание есть помутнение разума. А его исторические примеры можно видеть в практике диктаторских режимов, как фашистских, так и коммунистических… Если это помутнение не остановить, то оно истребит всю жизнь на земле… Остановить можно еще и Кораном. Если, разумеется, привести в соответствие с ним еще и «один его аят (Хадж, 15/22)», в котором комментаторы, потеряв его нити от Корана, а потом и по «неосмотрительности» своей рекомендуюь… повеситься! Корану инкриминируется убиение! Коран, который дан для поддержки жизни, рекомендует убиение! Может ли быть такое?.. Есть халатность, доходящая до преступления. А теперь оказывается, что и «неосмотрительность» тоже может быть преступной…
Еще раз спросим: что есть в этом убиении коранического? Ничего нет в нем ни кораническго, ни просто человеческого! Но эти понятия связаны друг с другом. Если нет коранического, то нет и человеческого. Нет одного, так нет и другого… Есть только истребление жизни по замутившемуся разуму. Если эту муть не остановить, то очень скоро она зальет всю жизнь на земле… Коран должен ее остановить! У него достаточно сил для этого!.. Но прежде ему самому надо избавиться от приписываемого ему убиения. И он избавляется от него, вычищая его «методом науки»… Так Корану возвращается его «правда». И не только она одна. Возвращаются на место его гуманизм и оптимизм, без которых он как человек без души…
Коран, ведь, это Книга Аллаха для человека. А если человека повесить, кому же она нужна? Более того, без человека эта Книга перестает быть нужной и самому Аллаху, который охраняет ее. «Так вот, этот Зикр спустили Мы. Чтобы ни случилось, и охранителями его также являемся Мы» (Хиджр, 15/9). Зачем же Он будет охранять ее? Что Он будет делать с ней без человека?.. Достаточно только поставить эти вопросы, как совершенно откровенно проступает абсурд, приписываемый Корану убиением человека…
Значит не убивать его надо, а любить и жаловать. Это в адрес тех, кто вешает его на страницах Корана, но представляет это как требование Аллаха. Находятся еще и те, кто верят этому… А те, кто не верят, открывают Коран и находят в нем нечто прямо противоположное. Это противоположное есть бесконечная любовь и милость Аллаха по отношению к человеку. Это и есть гуманизм Корана…
Из гуманизма Корана следует гуманизм самого человека. Не может быть так, что гуманистичный Коран поддержал негуманистичного человека. Потому человеку, «чтобы быть по Корану», надо быть еще и «по гуманизму». Так Коран переводит свои принципы (черты, особенности) в нравственную сущность человека. Коранический разум формирует разумного человека, а коранический гуманизм – гуманистичного…
Можно подчеркнуть и оптимизм Корана. Эта Книга настроена на будущее. И человека тоже она настраивает на этот лад. Она предлагает ему быть уверенным в нем, в этом будущем. Тем самым Коран активизирует жизненный тонус человека, приводит его дух в состояние движения от настоящего к будущему, а от него и к вечному… Но тут приходит некий и читает приказ о повешании… Это угнетает человека. Чтобы «не угнетался», его берут и вешают… Это начинает угнетать вдвойне. Тех… неповешанных! К самому же повешанному это уже не имеет никакого отношения… Только потом выяснятся, что сочинитель текста был, извините, болен. «Он был, извините… А меня повесили!..»… «Да, страдал всеми расстройствами вместе: антиразумом, антигуманизмом, а теперь выясняется еще, что – и пессимизмом!.. Они, ведь, не приходят по одиночке! Только скопом! Там, где один, там и все!..». «Да, и уходят тоже вместе! Если ушел один, уйдут и все!..». Такая, вот, эта троица!…
Остается подчеркнуть, что оптимизм Корана, как и в случае с разумом и гуманизмом, формирует оптимизм самого человека, отливается в принцип его жизненой активности, утремленности в будущее, на вечное. Это создает высокий духовный потенциал, который способствует человеку во всех его делах. Это чувство будущего доставляет человеку удовлетворенность до состояния блаженства. Устремленность человека в будущее находит свое подтверждение в Коране и это поддерживает его. А сам Коран возвеличивается в глазах как гарант этих устремлений…
Итак, разум, гуманизм, оптимизм! Такова кораническая формула! Это и вообще так (в смысле Корана в целом), и применительно к каждому аяту так. Это почему-то упустили из виду сочинители традиции аята (Хадж, 22/15). Если бы кто из них сказал: «Это неразумно!» или «это негуманистично» или «это пессимистично», – разве можно было бы сочинить такое?! А, ведь, можно сказать и так, что это преступно по отношению к Корану. Сочинять из себя и приписывать сочиненное Корану. Да еще и приписывать ему то, что противно его духу и отвергается им его открытым текстом. Не говоря уже о принципах…
Непонятно только, для чего все это делалось? Неужели только для того, чтобы заполнить «брешь от потерянных нитей»? Но, ведь, есть и более лучший способ!.. Оставить «кусочек пустоты» с приведенным выше извинительным текстом!.. Нет, надо было сюда обязательно вписать текст! Пусть не свой, но пусть! Пусть бессмысленный, но зато… все аяты на месте!.. «Как у всех!». Если, как у всех, то вписывай! Пусть и у тебя «будет со смыслом, как у всех»! Может от этого станет легче… Как никак – на всех одно бессмыслие! А то было бы каждому – и по смыслу…
Формирование Корана есть одновременно формирование и новой религии – Ислама. Уже существуют такие системы веры, как Иудейство и Христианство. Теперь Аллах решает дать людям еще одну, новую, систему веры. И эта система есть Ислам. «Сегодня Я усовершенствовал  для вас вашу религию и завершил свое благодеяние по отношению к вам. Мне было угодно дать вам религей Ислам» (Маида, 5/3). Коран и есть учение этой новой религии…
Всякое начало бывает, как правило, трудным. Было оно трудным и для новой веры. Общество, которому Аллах решил дать в качестве новой веры Ислам (это было мекканское общество: город Мекка, Саудовская Аравия, 7-ой век н. э.), Он застал на уровне идолопоклонничества. Чтобы утвердить Ислам, требовалось отказаться от идолов и веры в них и вымести все это из сознания и практики. И вот Аллах в Коране объясняет людям пустоту, бессмысленность и никчемность их веры в идолов и поклонения им. «Действительный Бог – это Я, – говорит им Аллах. – Мне и надо поклоняться. Во мне вся сила… А ваши идолы – это никчемность и пустота! Это просто ничто! Они ни себе не могут помочь чем-то, ни вам… Ваш единственный помощник в этом мире это Я! Так, просите же у меня! Идите ко мне! Верьте мне! Идите за мной! Делайте то, что Я вам говорю!..». Таков мотив рассуждений Аллаха на эту тему, пронизывающий весь Коран.
Конкретно Аллах говорит об этом, к примеру, так:
«Скажи: Он – Аллах – един. Он – самед [6]. Не родил Он и не был рожден. Ни что не сравнимо с Ним» (Ихлас, 112/1-4).
«…«Смотрите, что вы призываете из дуна (окружения) Аллаха. Покажите мне, что они создали на земле? Может быть у них в небесах есть доля?..» (Эхкаф, 46/4).
«…Призовите тех, которых вы ставите на место Аллаха, посмотрим. Они будут не в состоянии ни избавить вас от зла, ни отвратить  его.
Эти вещи, которые они призывают, сами ищут посредников из тех, которые ближе к Господу. Они ожидают Его милосердия и боятся (его) наказания…» (Исра, 17/56-57).
«…Аллах есть истина, а все, что вы призываете помимо него, есть ложь» (Хадж, 22/62).
«Таков Аллах, Господь ваш. Ему принадлежит власть. Те же, которых вы призываете из Его дуна (окружения), не имеют власти даже над оболочкой финиковой косточки» (Фатыр, 35/13)…
Этот последний пример – с финиковой косточкой – просто потрясающий! Если кто-то из сказанного «не понял ничего», то теперь понять для него не составит труда. Он легко и просто может ориентироваться по этой самой косточке… Финики широко распространены в этих местах. И что собой представляет эта косточка – здесь это прекрасно знает каждый. Потому и понять Аллаха теперь ему будет просто… Но Аллах говорит даже не о самой косточке. Темой является ее оболочка. (Она представляет собой тончайшую пленку, покрывающую собой косточку)… Так, вот, оказывается, что наши идолы и те, кого призывают из окружения (дуна) Аллаха (вместо него, за него или даже наряду с ним), не имеют силы (власти) даже над этой сáмой оболочкой!.. Надо же!.. Но если они столь бессильны, то как могут совладеть с нами? А что сказать тем, которые приравнивают их еще и Аллаху?..
Попутно отметим и «шоковый» момент. Оказывается Аллах знает нас «до оболочки финиковой косточки». До бессилия наших богов (богов-идолов) «в этом вопросе», то есть в вопросе с этой оболочкой. А мы-то думали, что если Его не видать, значит это… по атеизму так!..
Но что косточка! Аллах мерит человека и на более точных весах, учитывая содеянное им до веса горчичного зерна. А само это зерно ты можешь спрятать в скале, на небесах или на земле, даже в самой земле. Все равно Аллах найдет его и положит на весы… По их «отклонению» он и воздаст тебе. Ни меньше, ни больше! Ровно столько, сколько надо! Точно по отклонению!.. «Сын мой! (Содеянное тобой добро и зло), будь оно даже веса горчичного зерна и будь оно упрятано (схоронено) в скале, на небесах или на земле (в земле), – Аллах все равно откроет его. Потому, что Аллах проницателен, (Он) знает (обо всем)» (Локман, 31/16)… Всего этого тоже не понять по атеизму…
Но вернемся к теме.
Приведенные соображения ставят точку в данном вопросе. И делают это  раз и навсегда!.. Нет в Коране идолов и поклонения им! Идолопоклонничество и все, что с ним связано, стоит за пределами Корана. Оно вытесняется и осуждается им. Коран – это поклонение Аллаху. Он (Коран) не совместим ни с каким другим поклонением. Или будешь поклоняться Аллаху и будешь с Кораном. Или будешь поклоняться своему идолу (богу-идолу) и останешься с ним. И совмещать эти поклонения нельзя. Потому, что Аллах тоже несовместим ни с кем! И ни с чем! Он никому не пара! И никому не равен! Только самому себе! Нет ничего подобного ему во всем мире! Он подобен только самому себе… «Скажи: Он – Аллах – един. Он – самед [7]. Не родил Он и не был рожден. Ни что не сравнимо с Ним» (Ихлас, 112/1-4)… А еще Аллах показал совершенное бессилие и абсолютное ничтожество богов-идолов. А также ничтожество тех, которых призывают из его окружения (дуна)… То ли вместо Него, то ли в дополнение к Нему, то ли еще как-то… Но после этого разве можно поклоняться кому другому? От ума ли это?.. Это совершенно однозначно: там, где есть Аллах, никакой другой силы уже нет и быть ее не может! Значит и поклоняться в этих условиях некому. Одному только Аллаху… И учиться этому не надо, как это пытаются делать в тарикате (секте). «Научись мне, потом – Ему!». Чушь чистейшей воды! Но в этот раз – с мутью! Ибо муть нужна для чуши!.. Ни у кого никакому поклонению учитьмя не надо. Только у Корана! В Коране со всей подробностью изложено поклонение: что оно есть и как его надо исполнять… Если начнешь с Корана, то избежишь мути и в этом вопросе…
С этим последним моментом мы опять вышли на посредника. Маскирующиеся под него различные «третьи лица» приводят здесь в качестве аргумента пример с пр. Мухаммедом. Дескать, «мы делаем то, что делал Пророк». Но на деле – никакой параллели! Одна лишь фраза! «Одна», но очень нужная! Теперь уже для своего дела…
Чтобы убедиться в этом, достаточно взять в руки Коран. Аллах призывает к себе человека не через посредника, а напрямую. Потому в Исламе нет ни почвы, ни механизма для посредника и посредничества. Аллах и человек – вот и вся тут связь!.. Об этом говорится как в Коране в целом, так и в непосредственных обращениях Аллаха к пр. Мухаммеду, связанных с разъяснением ему его посланнических функций и миссии в целом.
Для Аллаха Мухаммед – лишь посланник. Это вся его миссия. На этом начинается пророк, на этом же он и кончается. Другой самостоятельной функции у него нет. Так, он  не может командовать над людьми или управлять ими. Ему это даже запрещено. И Коран совершенно открыто говорит об этом: «Что еще, кроме передачи (сообщения, оповещения и т. д.), (говоря) откровенно, лежит на посланниках?» (Нахль, 16/35). Или: «О, Посланник! Передавай (сообщай и т. д.) то, что тебе спущено от Господа твоего. Если ты не сделаешь этого, то будешь неисполнившим Его посланничества (возложенной Им на тебя посланнической миссии)» (Маида, 5/67) [8].
А теперь посмотрим, кто из тех, кто называет себя «посредником в духе пр. Мухаммеда и продолжателем его дела», является таковым на деле, кто наследует ему [9]? С самого начала подчеркнем, что Мухаммед является «не посредником», а «посланником» (Аллаха к людям). Кто из посредников, претендующих на роль Мухаммеда, является посланником Аллаха? Никто! Аллах не нуждается в нем! Более того, Аллах открыто запрещает это посредничество в Коране. Как после всего это можно быть посредником? Как можно делать то, что запретил Аллах?
В мусульманстве не существует духовной иерархии. А задача духовных лиц сводится к просвещению и обучению вере. Они не представляют ни Аллаха, ни пр. Мухаммеда. Они представляют только самих себя. По этой причине Коран препятствует выделению духовных лиц в особый класс. А мечети являются местами богослужения и центрами образования и просвещения по Исламу. Они не имеют никаких функций, подобных функциям церкви. В силу этого у мусульман нет никаких ограничений на их свободу, исходящую из их веры…
Итак, ни боги (идолы), которые были до Аллаха, ни посредники, которых стали помещать между Ним и человеком, – ни что из этого не было принято Аллахом. Все это одинаково было квалифицировано им как нечто пустое и бессмысленное, годное, разве, только на то, чтобы быть… отметенным! И Коран безжалостно осуществляет это отметание и выметание… Ни что не может быть даже отдаленно сравнимо с Аллахом. Ибо Аллах – это действительная сила, творящая и созидающая мир. А что такое идол? Или лицо, которое противопоставляется Ему? Все это одинаково ничто! Ни на что не способное ничто! Пустышка! Аллах не может принять пустышку всерьез! Он называет его (пустышку или ничто) своим именем и выметает отовсюду…
В перечисленном рялу посредников особо выделяются тарикатские шейхи (духовные наставники сект, его духовные лидеры). Они обещают человеку многое, если «не все», из того, что является естественным для него. Но для этого требуют от него его служения себе. И делают это в завуалированной форме, преподнося это служение как служение Аллаху, как его требование и т. д. Так, человек, приходящий в тарикат (секту) к Аллаху и за Кораном, оказывается подневольным шейха, который уже использует его по своему назначению.
Для осуществления всего этого сначала отбирается Книга (Коран). Наставник кладет на нее свое «вето», делая себя единственным авторитетом в области ее прочтения, понимания и комментирования. Но в силу того, что Книга противоречит самой его практике посредничества и отрицает ее, он, чтобы закамуфлировать это положение, уводит ее туда, где уже нет разума и рационального. Он уводит ее в иррациональное и мистицизм и уже делает с ней здесь все, что захочет. Контролировать его здесь не только трудно, но просто невозможно. Разум не может противостоять мистицизму… А было бы как хорошо, если бы наставник действительно обучал Корану и открывал бы действительное положение вещей, связанных с Аллахом…
Но и этим дело не кончается. Следует еще один шаг. Это возвеличение посредникак в своих собственных глазах и в глазах «тарикатской общественности». Этот процесс идет по восходящей и, глядишь, посредник, по тем или иным своим чертам и особенностям, оказался приравненным Аллаху… Но он должен знать о недопустимости этого, его запретности и наказуемости. Наказуемости огнем ада, когда ты и не жив, и не мертв…
Посредник должен знать и о недопустимости самого посредничества в отношениях между Аллахом и человеком. Ибо Аллах не доускает никого в сферу своих отношений с человеком. Все здесь решается между Ним самим и человеком. Ни одному третьему лицу Аллах не дает права быть в этой сфере и вмешиваться в Его отношения с человеком. Не только не дает права! Но еще и наказывает за это! Наказывает по всей своей строгости… Не желать бы никому этого наказания!..
Пусть теперь подумают над этим все посредники всего мира!.. Ведь они входят в сферу, запретную для всех третьих лиц. В этой сфере пребывают только Аллах и Его покорный слуга – Человек! Больше никого там нет! Всем остальным туда вход воспрещен! Запрещен строго настрого! Никому не дано даже права переступать ее порога!.. Значит, есть над чем подумать этому «третьему входящему»…
А почему бы и не подумать?! Может избежит наказания за недозволенное. Если, покается, конечно. А еще и займется делом по способностям. Сам встанет на правильный путь. И этот путь выведет теперь его самого на Аллаха. Остальное уже известно… Вон, сколько приобретений! И всё – за один лишь отказ от запретного. От того, чтобы быть «третьим – запретным! – лишним» в отношениях между Аллахом и человеком…
Вот, тогда все и будет по-Корану, по-Исламу и по-мусульмански! По-Божески и по-человечески!.. Теперь ты понял, что все это означает одно и то же?! Эти понятия нельзя отрывать друг от друга. Одно оторвешь – и все останутся без смысла! Нигде нет Ислама без Корана! И никто еще не стал мусульманином без этой Книги…
А если по этой Книге нельзя быть еще и «третьим лицом», то, пожалуйста, не старайся даже быть им…
А что остается человеку?
Об этом Коран говорит со всей откровенностью. В пересказе это можно сформулировать так: «Порви ты эти свои связи с другими богами и всеми этими посредниками или третьими лицами! Порви и выбрось вон! Это ложные боги и никчемные посредники!.. Приди ко мне! Приди, как есть! И живи по Корану!.. И ты увидишь, как пойдут твои дела! Как хорошо они пойдут! Если и впредь они пойдут на моих условиях!..» (см.: Хадж, 22/11-16 – плюс весь Коран)…
Прекрасные слова! А что, кроме прекрасного, Аллах еще может сказать человеку?..
И, вот, надо же, чтобы в этих прекрасных словах оказались утерянными нити нескольких строк. Чего только не было предложено для восстановления их смысла! И веревка в небо, и «ее отрезать», и петля на шею… Не было во всем этом одного. Не было прекрасного…
Открывать Коран Кораном – это еще и открывать прекрасное прекрасным. В прекрасном не может быть бессмыслия, а тем более абсурда. В нем не может быть противлостоящего человеку «анти-» или подавления духа пессимизмом отрицания будущего… Одним словом, в нем не может быть ничего, чтобы противостояло ему самому, этому прекрасному…
И действительно! «В утерянных нитях» говорится нечто совершенно прекрасное. «Два», всего, слова! Но бесконечно прекрасных! «Порви (отрежь свои пустые и никчемные связи) и приди ко Мне», – говорит Аллах. Вот, и все! А далее следует приведенное выше продолжение…
И, вот, чтобы открыть «всего эти два слова», надо было с самого начала верить в Коран как в нечто совершенное и прекрасное. Другим Слово Аллаха и быть не может! Именно эта вера и лежит, на наш взгляд, в основе открытия (Хадж, 22/15), сделанного проф. Байындыром…
Великое прекрасно само по себе. А прекрасное от Аллаха возвышвет до него и самого Человека. Была бы на то его воля…

Такое, вот, прекрасное это кораническое слово!..

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.