Кораника
Р. Османзаде. Коран и метод науки…

Р. Османзаде. Коран и метод науки…

 

 
Книга эта [1] принадлежит перу современного турецкого профессора богословия Абдулазиза Байындыра [2]. Это уже его вторая книга, представляемая русскоязычному читателю в нашем переводе [3]. Ее особенностью, как, впрочем, и предыдущих книг, является анализ Корана и веры с позиций метода науки. Чтобы понять это и оценить книгу должным образом, следует принять во внимание ситуацию с самим Кораном… За свою историю он прошел через народы и культуры, его читали миллионы людей, стараясь понять и проникнуться его духом. Его исследовали ученые и специалисты, оставляя после себя тома толкований и комментариев. Наконец, он направлял общественную практику, будучи руководством и правилом для нее. Правило – это, иначе, право. Положения и предписания Корана по конкретным вопросам отлились в систему мусульманского права. Так Коран занял свое место в обществе, его социальной практике, духовной и нравственной жизни, системе ценностей, возвысившись до самой высшей из них… Если интегрировать все это, то можно сказать так, что с Кораном общественная жизнь вошла в новое измерение, направлением и мерой для которого стал сам Коран. Это измерение и все связанное с ним можно характеризовать как кораническое.
В таком случае надо видеть и негативные процессы, сопровождавшие Коран и сопровождающие его и поныне. Они связаны, как отмечено, с тем, что Коран прошел через руки, народы и культуры. Через мышление, науку и интересы. Все это не могло не сказаться на нем, в том числе и негативно. На Коран легли напластования, деформирующие его и являющиеся отходом от его объективного содержания. В итоге за Коран стало выдаваться то, что к нему самому не имеет отношения… Это стало распространяться на всю веру (ислам), поскольку Коран является ее ядром и несущим стержнем. Встал естественный вопрос о возврате на коранический путь…
…У науки есть инструмент, контролирующий положение вещей в ее системе и допускающий прохождение «сигнала» в ней только по параметру объективного знания (к сожалению, этот инструмент лишается силы и практически не действует в целом ряде случаев в социальной науке, но это уже, как говорится, другой вопрос). Коран тоже является системой объективного знания. Он характеризуется как фытрат [4]. Но Коран является особой формой (системой) объективного знания. Это его качество связано с тем, что это знание включает в себя еще и элемент, вернее, принцип, веры. Его происхождение связано с тем, что Коран является ниспосланием (Книгой) от Аллаха. Когда Аллах рассказывает людям «из их жизни», это понятно само собой. И наука «от человека» поддерживает этот пример. То есть человек своей наукой может доказать это и понять на основе своего опыта познания. Но когда Аллах переходит к другим темам, к тем, в которых говорит о себе, своем мире и деяниях, то это «может быть не совсем понятным». Оно не укладывается в наше знание, переходит за его познавательные возможности. А так как Аллах и в этом случае остается на почве объективного познания, то это знание имеет для человека такую же ценность, как и то, которое добывается им методом науки. За отсутствием других средств и способов его восприятия, в него остается верить. Так на арену мышления вступает вера. Она соединяет ограниченные познавательные возможности человека с неограниченными возможностями Аллаха в сфере познания [5]
Итак, учение от Аллаха, являясь фытратом или объективным учением об объективно сущем, входит лишь своей некой небольшой частью в познавательные возможности человека, осознаваемые и доказываемые на почве практикуемого им метода науки. Другая ее часть так и остается недоступной для человека. По отношению к ней используется метод веры. Так вера оказывается продолжением принципа объективного познания по отношению к той части знания Аллаха, о которой он сообщает в своем учении (Коране в том числе), но которая в каждом конкретном случае (при данных исторических условиях) оказывается недоступной для метода объективного познания (науки), практикуемого человеком. В таком случае оказывается весьма соблазнительным проникнуть «в несообщенное» или «сокрытое» знание Аллаха и «открыть» его… Так совершается отход от учения веры и появляются псевдоучения, которые начинают выдаваться на него. В данном случае эксплуатируется тезис о знании скрытого знания Аллаха…
Но у этой темы есть еще один аспект. Он связан с вопросом «понимания» – в широком смысле – Корана. Понимание достигается в форме разъяснения, комментирования, толкования и исследования Корана. Сложности Корана, воспринятые в свете интересов, привели к тому, что сложилась почва для отхода от объективной трактовки Корана вплоть до спекуляций по его поводу. Возникли направления и тарикаты (секты), которые пытались сочетать свое миропонимание и интересы с Кораном. Академическая наука (богословие) вошла в тупик по целому ряду принципиальных вопросов, повторяя и воспроизводя ошибки метода познания «по традиции». Все это, в итоге, и сформировало почву, на которой расцвел пышный букет отступлений от Корана и напластований на нем, что мы, собственно, и имеем на сегодня…
Искажение Корана совершенно неприемлемо в свете его роли в системе веры. Он является ее принципиальной основой. Потому любая деформация Корана отдается эхом во всей системе веры. Она умножается и развивается в ней. А еще Коран является основой хадисов, ключом для их понимания. Хадисы, лишенные Корана, его смысла и поддержки, не только не могут быть разъяснены объективно. Они, вообще, не могут быть приняты даже как документы (свидетельства) веры… Коран является основой практики веры… Все это, в итоге, придает совершенно особую роль вопросу адекватного понимания Корана и понимания ислама в этой связи. Речь идет о том смысле Корана, который был передан от имени Аллаха Посланнику Мухаммеду Надежным Духом Джебраилом…
И тем не менее с Кораном на сегодня сложились трудности, которые нашли свое отражение и в исламе. Выходу из них и посвящена данная книга. В ней проблемы исследуются по методу науки, а ее теоретическим и методологическим принципом является разъяснение Корана Кораном. Всего «три слова», но сколько в них смысла!..
Привлекается материал хадисов и практика веры.
Все это позволяет каждому самому понять, где истина и в чем состоит отступление от нее в каждом конкретном случае…
 

* Фытрат

Фытрат (الفطرة): «Термин, характеризующий особенности человека от рождения» (Х. Ёкелекли. Фытрат. – Исламская энциклопедия. ТДВ (Тюркие Диянет Вакфи). Стамбул, 1996, т. 13, с. 47 (47-48) (на турецк.) (здесь и ниже пер. наш. – Р.О.). «Фытрат происходит из корня фатр, имеющего значения: рассекать (раскалывать), разделять надвое, создавать (творить). В качестве существительного имеет значения: создание (творение), расположенность к определенным способностям и наклонностям» (там же). Фатр (как Фаатыр) является также одним из имен Аллаха (Творящий, Создающий или Творец, Создатель).
 «Мы покажем им наши аяты и в их окружении, и в них самих, чтобы они убедились в его (Корана) истинности» (41/53) [6]. Аяты, пребывающие в окружении человека и в нем самом, – это явления, которые имеют место в самом человеке и окружающем его мире. А еще говорится о том, что при этом люди убедятся в истинности Корана. Это, в свою очередь, значит, что Коран говорит о том, что есть «на самом деле». Такой род знания принято характеризовать как объективный. Объективное знание постигается при помощи метода науки. Потому характеризуется и как научное.
Итак, Коран есть объективное или научное знание. А если он (Коран) есть еще и фытрат, то, значит, фытрат является еще одним названием для этого – объективного или научного – знания.
О Коране как фытрате Аллах говорит так: «Ты поверни лицо свое прямо (прямохонько) в сторону этой веры (религии), фытрату Аллаха. Он создал людей по нему» (30/30)… Создать можно только по правилам самой вещи, ее механизму, действуя в соответствии с присущими ей закономерностями. А они, опять же, познаются объективным или научным познанием…
А еще Аллах здесь прямо называет веру фытратом, то есть учением объективного познания. Потому вера, которая не может рассматриваться как это познание, не может быть и верой Аллаха (от Аллаха). Она имеет другой источник происхождения и не может быть допущена в разряд знания от Аллаха. Ему принадлежит только и только то, что есть объективное (научное) познание…
Приведенные соображения можно рассматривать как гносеологическое содержание и аспект фытрата. Но у него есть и онтологическое содержание (аспект) [7].  
Аяты, существующие в окружающем мире и внутри самого человека, – это объективные явления и процессы. В их состав можно включить все объективное вообще… Объективное – это объективно-закономерное. Эту закономерность и представляет нам Коран. Иначе, откуда быть ему истинным или истинным знанием?..
Объективность (объективная закономерность) задается природой вещей. Ее основу составляет некая мера (отношение). Аллах говорит так: «Мы создали каждую вещь по (ее) мере» (54/49). Или: «Аллах создал меру для каждой вещи» (65/3). Эта мера составляет сущность вещи. В познании она воспроизводится как закон. Условием и средством такого познания – как познания, воспроизводящего закон вещи, – является адекватное, объективное или научное познание. Его параметры и критерии на сегодня выявлены с достаточной определенностью. И тем не менее его практика в социальной (социоисторической) сфере, а также в сфере веры зачастую исходит из искаженных представлений о нем…
Важно подчеркнуть, что сущность (закон) является скрытым феноменом. Явление, которое «прорывется» от вещи «наружу» (во вне), несет в себе сущность. Но эта ее связь с сущностью носит опосредованный, а зачастую и многократно опосредованный характер. Потому переход от явления к сущности является проблемой. А еще вопрос стоит об обобщении «явлений» и сведения их многообразия к единому началу и просто «единому». На этом пути предлагаются свои понятия и обобщающим шагом является построение теории. В ее образе и с ее помощью познание и «прорывается» к закону…
Объективный или подчиненный объекту характер всего этого процесса движения и развития мышления в его отношении к вещи (объекту) образует собой некий заградительный щит для субъективности и всего субъективного. Вещь остается наедине сама с собой и познающим ее мышлением. В этом случае ее продукт оказывается «объективным познанием». В Коране это характеризуется как фытрат…
В аяте (30/30) прямо говорится о том, что Аллах создал людей по фытрату… Что значит «создать по фытрату»? Если не «по науке», то что еще?.. Достаточно посмотреть на то, как создаем мы сами. Разве не «по науке»? Не по объективному познанию?.. А если создавать «по-другому», то что-то можно создать?.. Так создает и Аллах. Он тоже создает по закону (объективной закономерности). И не только человека, но и все остальное. Человек в данном случае это только пример. Только в отличие от нас Аллах создает по законам, которые устанавливает сам же. А мы создаем по установленным им законам. Но и это еще не все. Успех наших действий и деятельности в целом имеет место в случае, когда законы творчества будут поддержаны Аллахом в отношении нас лично и непосредственно. А то ничего не получится и все усилия пойдут впустую. Потому Аллах и говорит, что его воля «опережает» нашу. Сначала он должен создать, а уже вслед за ним мы (более подробно см. об этом в гл. 21)…
Так фытрат, как знание (объективное знание), перетекает в процесс создания вещи по ее собственным или естественным условиям (условиям внутренней закономерности), который, в свою очередь, отливается в результат или продукт деятельности (производства). Это можно сформулировать и так, что фытрат (объективная закономерность вещи, ставшая объективной закономерностью познания) «сначала» принимает форму процесса производства вещи, а уже «затем» – и самой этой вещи. В итоге фытрат оказывается представленным в вещи (продукте), ее производстве и технологии производства. В этом смысле о нем говорить всегда легко и просто. Он всегда «под рукой». Его представляет каждая вещь, произведенная человеком… И не только вещь. Носителем и воплощением фытрата является и сам человек. Как субъект, способный реализовать фытрат в форме данного производства…
Уместно подчеркнуть, что во всей этой цепи «обращения фытрата» началом является теоретический образ вещи, развернутый в форме объективного знания о нем, фиксируемого как закон. Именно это знание «включает» производство как технологию, процесс и его продукт. И фытрат перетекает в этой связи, как отмечено, в технологию производства, его процесс, продукт и субъект. Все они одновременно являются носителями, представителями и следствиями фытрата. Потому во всех них фытрат высвечивается своей соответствующей стороной (гранью)…
Но процесс не кончается на производстве и его продукте. Он идет, как отмечено, «дальше». Подчеркнем это. Дальше – это человек. Фытрат – это его ум и знания, превращенные в производство и его продукт. Потому о том, что собой представляет фытрат, следует судить по человеку. Человек является самым непосредственным его носителем и представителем. И фытрат фиксируется его мышлением и способностью вырабатывать из природы требуемый для себя продукт, помещая между собой и природой такое средство (орудие), как производство. В этом смысле фокусом фытрата является для человека производство, а в нем – он сам, человек. Человек как носитель способности производства и деяния. А все это есть или совершается уже благодаря духу… Так, пройдя все круги восхождения в системе фытрата, мы находим, что началом фытрата является дух. Он же является и его конечной ступенью. Значит он является его основой, ядром и сердцевиной… Начинающийся (и начинающий) с духа фытрат, представая как познание, создает образ вещи, необходимой для жизни. Способность производства превращает его «в настоящую вещь». Уже она обеспечивает все жизненные притязания своего носителя – человека…
Дух, способный познавать объективно, способен на всё. Ибо это есть самое сложное для него. Он должен не только «устоять» перед объектом (в смысле извлечения его сути по условиям и критериям объективного познания), но еще устоять и против самого себя (в смысле того, чтобы не поддаться искушающему и деформирующему влиянию субъективных интересов и влечений). И если он оказывается способным на это, то все остальное уже для него оказывается преодолимым. Разумеется, и здесь нет автоматического исполнения. Но здоровая принципиальная основа содействует духу в его дальнейшем наступлении на объект…
Все это позволяет сделать тот вывод, что в объективном познании (фытрате) дух находит основу для своего адекватного воплощения во всех остальных своих формах. То есть его успех во всей последующей его практике закладывается уже на ступени и в форме объективного познания. Неадекватное начало, то есть отступление от объективного в познании, не только затруднит всю последующую работу духа, но, практически, еще и обнулит ее в отношении реального объекта. Дух выйдет «пустым» из связи с объектом, который он пожелает поставить себе на службу или в отношении которого он попытается реализовать ту или иную свою цель. Это «не придаст» ему оптимизма. Оно станет подавлять дух и станет причиной его угнетенного состояния. Деятельный дух переродится в дух, пассивно-выжидающий и неуверенный в себе… Таковы обретения, точнее, потери, духа, приступающего к реализации «проектов», не обеспеченных должным образом объективным познанием…
Объективная закономерность, когда она «возвращается к себе» «от духа», находит себя в формах социальной практики, лежащих на линии исторической поступательности. А корень ее уходит в социальную деятельность, поддерживаемую «стволом» производства. Потому по их формам можно судить о том, что она собой представляет и что ее ожидает.
Особую задачу для объективной закономерности, ее познания и реализации, представляет сфера интересов. Они, интересы, двояко воздействуют на нее. (1) Интересы есть нечто объективное. Потому, как объект познания, они требуют к себе такого же объективного подхода и познания, как и любой другой объект вообще. Именно это познание является основой всех последующих заключений о них и «приспособлении» их к потребностям самого же субъекта, их носителя. (2) Но интересы есть и нечто совершенно субъективное. В этом случае их надо понять как субъективность. Проблема заключается в том, чтобы понять их как объективную субъективность, а не субъективный произвол. Субъект со всем, относящимся к нему, в том числе и своими интересами, существует не в безвоздушном пространстве произвола субъективности. Он существует в системе объективных связей. Это и характеризует его субъективность как явление, совершенно объективное. Если адекватное познание субъективности осуществляется в форме объективной субъективности, то это значит, что оно опять же осуществляется на почве и в критериях объективного познания
Следующей сложностью объективного познания является сам дух. Речь идет о его способности быть своим собственным познанием. Познание в этой форме выступает как самопознание.
Рассуждающий о себе дух находится в достаточно сложном положении. С одной стороны, он должен быть объективным, а с другой – способным удержаться на этой позиции, не поддаться соблазну выставить себя лучше того, чем он есть на самом деле… Ситуация, в принципе, такая же, как и при познании субъектом самого себя или самопознании субъективности. В условиях объективного познания субъективность расстается с произволом мнения и воспрооизводит себя как объективность (объективная субъективность). Просто субъектом в этом случае выступает сам дух. Дух, рассуждающий о самом себе или самопознающий…
 
Приведенные соображения позволяют сделать следующие обобщения.
1. Объективная закономерность (логос). Этим понятием осмысливается (определяется) связь между тем, что характеризуется как объект, целостность, система или даже просто как нечто. Относится как к материальным (предметно-физическим), так и духовным формам бытия. В форме объективной связи осуществляется бытие, развитие, воспроизводство. Иначе: если некая связь удовлетворяет этим требованиям, то этого вполне достаточно для того, чтобы признать ее за объективную.
2. Объективная связь существует «сама по себе» и существует таковой, как отмечено, в мире «вещей и идей». Но в этом же мире существует и дух (как нечто такое, что называют еще и идеей) со способностью познания. Подчеркнем, дух обладает целым рядом способностей. Но нас в данном случае интересует именно его познавательная способность (познание).
3. Дух со своей способностью познания не может «пройти мимо», чтобы не воспользоваться ею, не приложить ее. Разумеется, ко всему тому, «мимо чего он проходит». В итоге набирается полная «корзина познания», в которой нет только того, чего нет в мире… Простите, это тоже есть!.. Потому лучше сказать, что в ней есть всё, что душе угодно!..
3.1. Иначе. Познание является весьма широкой категорией. В него могут быть зачислены все формы духа, которые характеризуются, простите, как «познание». Среди них можно выделить такие принципиальные, как науку, философию, искусство, веру (в развитом обществе они организованы как социальные институты, но в данном случае они интересуют нас со стороны своего духовного качества).
4. Анализ познания вскрывает различную его особенность в этих формах духа. Вопрос становится понятным из отношения познания к своему объекту. В таком случае можно говорить о следующих двух альтернативах, которые могут иметь здесь место. (1) Первая связана с осмыслением объекта сугубо на его собственной почве, в присущих ему связях и отношениях и в отвлечении от всего остального, каким бы «важным и необходимым» оно ни казалось само по себе. (2) Вторая вбирает в себя все остальные – возможные и «невозможные» – тенденции и формы познания.
5. Первая альтернатива в полной мере реализуется в системе рационального мышления (познания), рассуждающего по методу науки. Иначе это мышление (познание) называется научным или объективным. Познание уже более 2,5 тысяч лет бьется над тем, чтобы понять его до конца, ввести его в четкое русло норм и критериев. На сегодня это удалось сделать лишь для естествознания и технических наук, а также для ряда теоретических и эмпирических (фактографических) форм социального (социально-исторического) познания. В других областях социального познания, где влияние интересов особенно сильно, требования научного (объективного) познания не удалось реализовать в полной мере и по сей день. Более того, здесь действует даже обратная тенденция, когда далекие от истины и всего объективного, а то и просто ложные, положения выдаются, от имени науки, как «высоко-истинные».
6. Чтобы понять ситуацию в вере, надо обратиться к ней непосредственно. «Логические» рассуждения, в отрыве от реального опыта веры, не могут дать ответа на этот вопрос.
Аллах (Бог, Всевышний) создал человека и дал ему знание (в ниспосланных ему Книгах или Писаниях). Спрашивается: какое знание дал Аллах человеку, если он создал его в этом мире и дал ему задание служить себе?.. Может ли это знание быть чем-то другим, кроме объективного знания?! Его Аллах называет фытратом. И Коран у него тоже фытрат. И вера тоже… Так, одним словом, Аллах связал воедино всю линию своей мысли, указав на главное в ней. А именно на то, что вся она целиком, от начала и до конца, есть объективное или научное мышление (познание). Где бы мы ни взяли ее, она всегда есть это мышление (познание). Аллах говорит так: «Ты поверни лицо свое прямо в сторону этой веры (религии), фытрату Аллаха. Он создал людей по нему…» (30/30)»… Когда мы создаем что-либо, мы разве не делаем это «по науке»?.. Аллах говорит, что создал «по фытрату». Спрашиватся, что сказал Аллах? Или как далеко отстоит фытрат от науки? Что есть в объективном познании такого, чего нет в фытрате?..
 
Фытрат, как отмечено, происходит из корня фатр. В виде Фаатыр он является именем Аллаха. В этом имени можно обнаружить черты, свойственные понятиям фатр и фытрат. Разумеется, с учетом специфики отнесения их к Аллаху…
 
[1] В оригинале: A. Bayındır. Kur’an Işığında Doğru Bildiğimiz Yanlışlar. SVY, İstanbul, 2006 (Ред.).
[2] Абдулазиз Байындыр (1951, Тортум (Эрзурум), Турция). Доктор богословских наук, проф., зав. кафедрой «Культура мировых религий» фак-та Богословия Стамбульского ун-та (Турция).
            В 1976г. окончил факультет Исламских наук университета им. Ататюрка (Эрзурум). В 1976-97гг. работал в Управлении по делам религии Стамбула. С 1997г. преподает на фак-те Богословия Стамбульского ун-та.
            Создатель (1993) и руководитель Фонда Сулеймания *.
            Научные интересы сосредоточены на актуальных проблемах теории Корана, ислама и веры. Автор книг и публикаций, являющихся вкладом в современные коранические и исламские исследования. Этот вклад можно характеризовать как возврат коранического учения на его основу в соответствии с методом науки.

            * Фонд Сулеймания осуществляет свою основную деятельность в направлении научных исследований Корана, ислама и веры. Еще одной сферой его деятельности является культурно-просветительская. Фонд оказывает консультации людям по всему спектру своих исследований. Еженедельные занятия, которые проводятся Фондом (их ведет проф. А. Байындыр), посвящены Корану и вопросам теории и практики веры. Занятия транслируются в живой передаче по интернету (kurandersi.com) (на турецк.). Фонд оказывает также гуманитарную поддержку научным исследованиям в своей области.
В последние годы Фонд начал расширять свои международные связи, одним из направлений которого стало сотрудничество с российской наукой. Впервые в истории турецко-русских отношений была проведена совместная научная конференция «Коран: вера и наука», организованная Фондом и редакцией журнала «Наука и религия» (Москва, май, 2003). А в этом году Фонд провел научную конференцию «Коран и свобода» с приглашением ведущих российских ученых (Стамбул, март, 2007). Заметки участника конференции, профессора и писателя Чингиза Гусейнова (с включением в них основных тезисов своего доклада) опубликованы в журнале «Наука и религия» (см. Ч. Гусейнов. С позиций Двадцать первого века. – «Наука и религия», № 5, 2007). Эти заметки мы сочли возможным включить в перевод книги (в качестве приложения к ней). Они затрагивают важные вопросы теории и допускают полемику (Ред.).
  

[3] Первая книга: Взгляд на сектантство в свете Корана. М., 2003 (в оригинале: Kur’an Işığında Tarikatçılığa Bakış. SVY, İstanbul, 4. baskı, 2004). Издана также в Баку (Азербайджан, 2005). Завершен и перевод (на русский) книги: Посредничество и ширк в свете Корана (2-е изд., 2006) (в оригинале: Kur’an Işığında Aracılık ve Şirk. SVY, İstanbul, 2. baskı, 2006).

[4] Фытрат: исследуется в конце данной части изложения (см.: * Фытрат). См. сюда также книгу (38.5. Коран и фытрат).

[5] К этой теме мы еще вернемся ниже.
[6] Здесь и далее (во всем последующем тексте) цитируется Коран. Но само слово «Коран» опущено. А в скобках указан номер суры (в числителе) и ее аята (аятов) (в знаменателе). Коранический текст выделен курсивом. В скобках (в тексте аята) приводится необходимый, по нашему мнению, поясняющий текст. Это соответствует культуре коранического перевода. Так принято поступать и при переводе других Книг Аллаха (Бога) (Ветхого Завета и др.).
[7] Фытрат (подчеркнем): объективная необходимость, закономерность. Она может пониматься и рассматриваться двояко: как принадлежащая (1) бытию (объекту) и (2) познанию. В первом случае фытрат рассматривается как онтологическая категория или в присущей себе онтологической содержательности (онтологическом аспекте), во втором – как гносеологическая категория или в гносеологической содержательности (гносеологическом аспекте).
            Коран является фытратом в обоих этих смыслах. Он повествует об объективной закономерности языком объективного познания.

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.