Что такое садака-джария, и чем она отличается от закята?
Вопрос: Что такое садака-джария, и чем она отличается от закята? Какие богоугодные действия не прекращают приносить человеку вознаграждение (саваб), даже после его смерти? И является ли хадис о трех поступках человека достоверным?
Ответ: Садака-джария – это такая милостыня, которая постоянно и непрерывно продолжает приносить пользу и вознаграждение тому человеку, который совершил тот или иной богоугодный поступок или дело. Если вы совершили какой-либо праведный поступок или дело ради Аллаха и без какой-либо выгоды и пользы для себя, и если это действие будет продолжаться постоянно и непрерывно, тогда Аллах будет записывать вам вознаграждение даже после вашей смерти. Садака-джария – это дополнительное пожертвование, которое делается независимо ни от чего, то есть по доброй воле.
А еще есть закят, который отличается от садака. Закят – это особая форма пожертвования, которая является обязательной и выплачивается раз в году, только тем, кого Аллах указал в аяте. Аллах говорит так:
«اِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَٓاءِ وَالْمَسَاك۪ينِ وَالْعَامِل۪ينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَ۬لَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِم۪ينَ وَف۪ي سَب۪يلِ اللّٰهِ وَابْنِ السَّب۪يلِۜ فَر۪يضَةً مِنَ اللّٰهِۜ وَاللّٰهُ عَل۪يمٌ حَك۪يمٌ»
«Пожертвования (садакат, закят) предназначены для нищих и бедных. Для тех, кто занимается их сбором и распределением. Для тех, чьи сердца хотят завоевать (для ислама), для выкупа рабов (и пленных), для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Ибо Аллах знающий, мудрый» (Тавба 9/60).
Эти категории в аяте перечисляются в следующем порядке:
- Лиль-фукара – это нищие люди, которые ничего не имеют.
- Валь-месакин – это бедняки, которые тоже ничего не имеют, но их положение чуть лучше, чем положение нищих.
- Валь-амилина алейха – это те, кто занимаются сбором закята и его распределением.
- Валь-муалляфеи-кулюбухум – это те, чьи сердца хотят завоевать для ислама и укрепить их на пути Аллаха.
- Вафир-рикаб – это категория мусульман рабов и пленников, которых нужно освободить из рабства и плена.
- Валь-гаримин – это мусульманские должники, которые по известным причинам не смогли выплатить свой долг.
- Вафи-сабилиллях – это те, которые сражаются на пути Аллаха, ведут джихад, распространяют ислам и т. д.
- Вабнисс-сабиль – это путники, оставшиеся без средств к существованию и передвижению (Доп. см.: https://www.fatva.net/считается-ли-налог-государству-за-зак/).
Итак, здесь следует еще вспомнить и о таком хадисе, в котором Посланник говорит о садака-джария. Подчеркну, что этот хадис соответствует по сути и смыслу с аятами Корана. В нем говорится следующее:
«Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трёх: Это – (садака джария) непрерывная милостыня, (ильм) знания, которыми могут пользоваться другие люди и праведный ребенок, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (передает Муслим).
Давайте выделим категории, которые со смертью человека не прекращают запись добрых дел (саваба) в его книгу деяний:
- Садака-джарие, это, если человек при жизни совершил доброе дело или пожертвование, действие которого может еще долго продолжаться после его смерти.
- Это, если человек оставил после себя знание, которым можно пользоваться во благо людей и развития науки.
- Это, если человек воспитал детей, которые благодарственно молятся за него, а другие люди с восхищением благодарят его родителей за такое воспитание».
Подчеркну, что данный хадис является достоверным, ибо Посланник Мухаммед высказал эти слова в соответствии со следующим аятом Корана:
«اِنَّا نَحْنُ نُحْيِ الْمَوْتٰى وَنَكْتُبُ مَا قَدَّمُوا وَاٰثَارَهُمْۜ وَكُلَّ شَيْءٍ اَحْصَيْنَاهُ ف۪ٓي اِمَامٍ مُب۪ينٍ۟»
«Поистине, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они сделали и то, что они оставили после себя. И каждую вещь Мы открыто указали в книге (руководстве)» (Ясин 36/12).
Как видим, в аяте говорится, что Аллах записывает все то, что мы делаем при жизни, и все то, что мы оставили после себя, которое продолжает действовать и приносить нам либо пользу (саваб), либо убыток. И об этом обо всем Аллах открыто указывает в руководстве для людей – в Коране.
А еще, Аллах о тех людях, которые жертвуют на пути Аллаха говорит так:
«Примером тех, кто жертвует своим имуществом на пути Аллаха, является пример зернышка, из которого вырастает семь колосьев, каждый из колосьев имеет по сто зёрен. Аллах приумножает награду тому, кто сделает правильный выбор. Ибо Аллах – объемлющий, знающий» (Бакара 2/261).
А в следующем аяте Аллах обращается ко всем уверовавшим и надеющимся только на Него мусульманам.
«О, те, которые уверовали (и надеются на Аллаха)! Указать ли вам на торговлю, которая спасет вас от мучительного наказания? Уверуйте в Аллаха и Его Посланника, и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами (жизнями). Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. За это, Он простит вам ваши грехи, введет вас в рай, в которых текут реки, и в прекрасные жилища в садах Эдема. Это есть – великое преуспеяние» (Сафф 61/10-12).
В итоге можно сказать, что, если мы действительно уверовали в Аллаха и надеемся только на Него, тогда мы должны следовать только тому, что предписано нам людям в Коране. Аллах призывает нас к пожертвованию, тогда Он предусмотрел то, что мы не обеднеем от помощи другим людям. В деле о пожертвованиях мы не должны скупиться и говорить, что это мои честно заработанные деньги, и что я их никому не отдам. Так заставляет думать шайтан, чтобы человек был скупым и жадным. Скупые люди никогда не помогут нуждающимся, но за то, они могут отдать свои деньги под проценты, чтобы приумножить их. Но что они приумножатся за счет процента, так их заставляет думать шайтан. Вот, что Аллах говорит о таких людях:
«Аллах убирает пользу с дохода от процента и приумножает пользу милостыни. И Аллах не любит никого, кто отвергает аяты и упорствует в греховном. Поистине, тем, кто уверовал и исполнял праведные деяния, совершал намаз и выплачивал закят, им уготована награда у их Господа. Они не испытают страха и не будут опечалены» (Бакара 2/276-277).
«О, те, которые уверовали (и надеются на Аллаха)! Жертвуйте во благо из заработанных вами чистых благ и тех, что Мы вывели для вас из земли. И не жертвуйте плохим, которое вы сами бы не взяли, если не закрыли бы глаза. И знайте, что Аллах богатый, делающий все превосходно. Шайтан пугает вас бедностью и желает, чтобы вы совершали разные виды разврата. А Аллах обещает вам прощение и милость от Него. Ибо Аллах – объемлющий, знающий» (Бакара 2/267-268).
«(О, Мухаммед!) Ты не обязан вести их на прямой путь. Однако, это Аллах ведет на прямой путь тех, кто делает правильный выбор. И чтобы вы ни жертвовали во благо, будет на пользу только вам. И пожертвования должны быть только ради лика (довольства) Аллаха. И какое бы вы пожертвование ни сделали в качестве добра, вам воздастся за это. И с вами не поступят несправедливо. Пожертвования предназначены нуждающимся, посвятившим себя пути Аллаха и не имеющим возможности передвигаться по земле (работать). По причине их скромности, неосведомленные принимают их за обеспеченных. Ты же узнаешь их по лицам. Они не просят у людей настойчиво (навязчиво). И какое бы вы пожертвование ни сделали в качестве добра, поистине, Аллах об этом знает. Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днем, скрытно и явно, их награда находится у их Господа. И они не испытают страха и не будут опечалены» (Бакара 2/272-274).
Свежие комментарии