28. ТАЛАК (право мужчины на развод)
Всевышний Аллах говорит так: «Этот талак бывает дважды. После каждого из них женщину надо или по-хорошему удержать, или по-доброму (по-прекрасному) отделить» (2/229).
Согласно Коранy, талак является правом мужа. Субъектом всех действий, связанных с талаком, являются мужья. У женщин есть свое право на развод (ифтида). О талаке говорится в одноименной суре (Талак, сура 65). Всевышний Аллах говорит так:
«О, Посланник! Когда вы разводитесь с женщинами, разводитесь с ними с учетом срока ожидания (иддета) и считайте (этот) срок. Остерегайтесь Господа вашего Аллаха. Не выдворяйте их из домов. И пусть они сами тоже не выходят (не покидают их). Другое дело, если они станут открыто блудствовать. Это – границы Аллаха. Кто перейдет границы Аллаха, пусть жалеет себя (он сделает хуже для себя же самого).
Вам не знать, может вслед за этим Аллах создаст (некое) новое положение вещей (речь идет, скорее всего, о возможных положительных изменениях в отношениях между мужем и женой, их примирении и восстановлении семьи, в течение срока ожидания). Когда женщины придут к концу срока ожидания, или удержите их (возле себя) по маруфу [1], или отделите по маруфу. Возьмите (себе) двух надежных людей из (числа) своих в качестве свидетелей, приведите свидетельство в исполнение ради Аллаха. Это – совет тем из вас, которые верят в Аллаха и Судный день. Кто остерегается того, чтобы быть против Аллаха, для него Он откроет какой-нибудь выход.
(Он) даст ему неожиданное благо. Кто надеется на Аллаха, это является достаточным для него. Аллах приводит в исполнение свой приказ. Аллах установил меру для каждой вещи» (65/1-3).
Как и каждой вещи, так и для талака Аллах установил свою меру… Сын Омара Абдуллах разошелся с женой в период месячных. Омар обратился по этому поводу к Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. Он сказал так: «Скажи ему, пусть вернется к жене. Пока не очистится, пусть не разводится с ней. После этого у нее наступят месячные, после которых она снова очистится. После этого он, если захочет, может продолжить жить с ней, если не захочет, может развестись, не вступая с ней в связь. Вот это и есть тот срок ожидания (иддет), в соответствии с которым Аллах приказывает разводиться с женщинами» [2]. Абдуллах б. Омар сказал: «Посланник наш посчитал недействительным мой развод и прочел следующий аят: «О, Посланник! Когда вы разводитесь с женщинами (женами), разводитесь с ними с учетом срока ожидания (иддета)». То есть разводитесь с ними в начале срока ожидания (иддета) [3].
Значит, чтобы разводиться «по иддету» (принимая во внимание срок ожидания и с его учетом), надо выполнить ряд условий. Женщина не должна быть в состоянии месячных. Если она «чистая», то муж не должен вступать с ней в связь в этот период. Развод, который совершил Абдуллах б. Омар, не соответствовал этим условиям. И, по имеющимся сообщениям, это рассердило Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах [4]. Должно быть по этой причине он назначил ему наказание в виде продления срока ожидания. Ибо сказал ему, что он может развестись не сразу, а лишь после очищения жены во второй раз.
У такого развода есть свои преимущества. Муж, в силу того, что он не может войти в связь с женой в менструальный период, может испытывать определенные неудобства. После очищения женщины желание мужа к связи с ней, естественно, резко повышается. После связи интерес спадает. Все это ведет к тому, что условие развода с женой в период, когда она находится в «чистом» состоянии и без вхождения с ней в связь, образует для развода естественную преграду.
Вместе с талаком (вступлением в действие права мужчины на развод) женщина, оставаясь в доме мужа, вступает в срок ожидания. Этот срок включает в себя, для женщин, испытывающих месячные, три очищения. Для женщин, которые не испытывают месячных, этот срок составляет три месяца, а для беременных – до рождения ребенка [5].
Последующее включает в себя следующие действия:
1. считать срок,
2. не выводить (не выдворять) женщину из дома,
3. предписание женщине не покидать свой дом,
4. по окончании срока принять решение: или по-хорошему удержать женщину возле себя, или по-хорошему отделить ее,
5. привести двух надежных свидетелей.
Считать срок (иддет) – это задача мужа. В этом тоже есть свой смысл. Это вынуждает его интересоваться женой. Если он не будет считать срок, то может упустить время и потерять право возвращения (к жене), возможность которого еще сохраняется. В свою очередь, женщина должна правдиво информировать супруга о ходе иддета. Всевышний Аллах говорит так: «Будет не к добру этим женщинам скрывать то, что создано Аллахом в их чревах» (2/228). Если она, испытывая месячные, скроет это или станет отрицать их, то войдет в грех.
Некоторые характеризуют выражение из аята «…то, что Аллах создал в их чревах…», как ребенка. Но ребенка, ведь, спрятать нельзя. К тому же ни одна женщина не захочет родить ребенка без отца. Поэтому единственной вещью, которую может прятать женщина в данном случае, могут быть только месячные.
Важным является и пребывание супругов под одной крышей. Если женщина уйдет из дома по своей воле или будет вынуждена сделать это под давлением обстоятельств, то супруги станут жить порознь. Они станут обсуждать свои супружеские отношения с другими лицами и это может вести к их дальнейшему охлаждению. А еще и некоторые люди со злым умыслом могут воздействовать на них. Отрицательные последствия всего этого отразятся на них же самих. Потому Аллах и говорит в аяте, что «кто перейдет границы Аллаха, пусть жалеет себя (он сделает хуже для себя же самого)».
Муж имеет возможность еще раз оценить ситуацию в течение срока ожидания и принять более взвешенное решение. И у женщины появляется возможность склонить мужа на свою сторону. Ибо у мужа есть возможность вернуться к жене в течение всего срока ожидания (иддета), на любом его этапе. И еще один важный момент. У жены нет никаких ограничений в ее отношениях с мужем. Значит у нее есть все возможности, чтобы склонить его на свою сторону.
Если муж пожелает вернуться к жене, то он может сделать это в соответствии с традицией. Если захочет разойтись (развестись), может по-доброму (по-хорошему) сделать это [6]. Он не может вернуться к жене с целью нанесения ей урона или для продления срока ожидания. Всевышний Аллах говорит так:
«Вы развелись с женами, они подошли к концу срока ожидания, после этого или удержите их (возле себя) по маруфу (в согласии с традицией), или, по маруфу, отделите их. Но не держите их для того, чтобы нанести им вреда и посягать на их права. Кто поступит так, сделает плохое для себя. Не превращайте аяты Аллаха в средство для своих желаний. Помните (подумайте) о благе Аллаха у вас. Он дает вам совет (своей) ниспосланной Книгой (Кораном) и верным (истинным) знанием. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах знает все» (2/231).
Возвращение мужа к жене связано с его добрым намерением. Он может вернуться к ней, как отмечено, даже не ожидая окончания иддета (срока ожидания). Всевышний Аллах говорит так: «Если мужья захотят исправить отношения, они имеют на это больше прав в течение (самого) срока ожидания (иддета)» (2/228). То есть в силу того, что мужья могут вернуться к женам в конце срока ожидания, они могут вернуться к ним и в течение самого этого срока.
Женщина (жена), если ей удастся доказать плохие намерения мужа, может не принять его возвращения. Но сделать это сложно.
Доисламские арабы знали талак (право мужчины на развод). Но счета ему не было. Муж разводился с женой, возвращался к ней в ходе срока ожидания (иддета) и делал это много раз. Границ в этом деле не было. Таким образом он не осуществлял по отношению к жене в полной мере функций мужа и в то же время не отпускал ее от себя, чтобы она могла сойтись с другим человеком (выйти замуж за другого). Даже после срока ожидания он мог запретить жене выйти замуж за другого [7]. Ислам свел несчетное число талаков к трем. И в первых двух из них дал возможность мужу вернуться к жене в течение срока ожидания. Но не оставил за мужем это право в третьем разводе. В силу этого мужчина, разводясь с женой после ее очищения от месячных и не вступая с ней в связь, использует одно право на развод. Принятие решения в конце срока ожидания на это не влияет. Если принимается решение о продолжении брака, то с этим возникает и право на развод. Но брак складывается (создается) заново.
До сих пор говорилось об одном разводе. Но в аяте говорится, что «этот талак бывает дважды». Это есть последнее право мужа. Второе и последнее! Третьего права у мужа нет! То есть он может развестись в третий раз, но не может вернуться к жене на условиях первых двух разводов. Так Аллах защищает женщину от произвола мужа. В докоранический период развод был средством насилия мужа над женой.
Всевышний Аллах говорит так:
«Если мужчина разведется в третий раз, то эта женщина уже не будет ему к добру [8]. Женщина выйдет замуж и если этот муж тоже разведется с ней, (то прежние муж и жена) посмотрят (на обстоятельства). Если они уверены в том, что смогут удержаться на границах, положенных Аллахом, то в их возвращении друг к другу нет греха…» (2/230).
Как в процессе самого развода, так и в процессе действий, наступающих с окончанием срока ожидания, надо иметь свидетелей. Это помогает обозначить начало и конец процессов, а также избежать нарушения прав. Назначение свидетелей в процессе расторжения брака говорит о важности процесса. Потому необходимо соблюдать все предписания Аллаха и его меру в этом вопросе. Этот момент подчеркивается и самим Аллахом: «Аллах установил меру для каждой вещи» (65/3). И это говорится в непосредственной связи с талаком.
Ограничение талака тремя разами (талаками) соответствует и фытрату (объективной закономерности). Это находит себя в данном случае в прощаемости развода в первых двух случаях (мужу дается право возвращения к жене после объявления ей развода). Третье прощение не принимается. Это можно видеть и на примере коранического эпизода Мусы (Моисея), да приветствует его Аллах, и Хызыра [9]. Муса дважды не сдержал своего слова. И был прощен. Но в третий раз прощения не получил… Так обстоит дело и с талаком. В третий раз супруги уже не могут сойтись… Так проявляет себя фытрат в данном вопросе…
Практику талака мы рассмотрим на примере ряда периодов исламской истории.
Как сообщает Ибн Аббас, Абду Езид развелся со своей женой (матерью Рукане) и женился на женщине из рода Музейне. Через короткое время после этого женщина пришла к Посланнику Аллаха и пожаловалась на половое бессилие супруга. «От него мне столько же пользы, сколько от этого волоса», – сказала она, указав на волос, взятый с головы. «Разведи нас!», – сказала она.
Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, рассердился на это. Он позвал сыновей Езида (Рукане и его братьев). Затем, указав на этих двоих детей, спросил у присутствующих: «Вы находите этих детей похожими на Абду Эзида? Этого – с этих, а этого с этих соображений?». Они ответили: «Да».
Посланник Аллаха приказал Абду Езиду развестись с ней. И он развелся.
Затем Посланник Аллаха сказал: «Вернись к своей прежней жене!».
Абду Езид сказал: «О, Посланник Аллаха! Я развелся с ней тремя талаками».
Посланник Аллаха сказал: «Знаю, но ты вернись к ней» и прочел следующий аят: «О, Посланник! Когда вы разводитесь с женщинами, разводитесь с ними с учетом срока ожидания (иддета) и считайте (этот) срок» (65/1) [10].
Как сообщает Ибн Аббас, и сын Абду Езида Рукане, как и отец, развелся с женой тремя талаками, затем очень сожалел об этом. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросил его, как он развелся. «Тремя талаками», – ответил он. «На (при) людях?», – спросил Посланник Аллаха. «Да», – ответил он. «Это – один талак, – сказал Посланник. – Если хочешь, вернись к ней». И он тут же вернулся [11].
По Ибн Аббасу, в период Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и Эбу Бекра, а также в первые два года правления Омара три талака считались за один. «Люди поступают поспешно в вопросах, в которых они должны быть осторожными (осмотрительными). Может посчитать это против них?» – сказал сын Хаттаба Омар и посчитал [12].
После этого периода комментарии (фетва) резко изменились. И Абдуллах б. Аббас (излагающий приведенные выше хадисы) тоже изменил свои взгляды. Муджахид рассказывает: «Я был у Ибн Аббаса. Пришел один человек. Сказал, что развелся с женой тремя талаками. Ибн Аббас задумался. Мне показалось, что он решит вернуть жену к нему. А он сказал так: «Один из вас совершает глупость, затем начинает призывать: «Ибн Аббас! Ибн Аббас!..». Аллах говорит так: «Кто побоится Аллаха, для того он найдет какой-нибудь выход» (65/2). Ты не побоялся Аллаха. И я не вижу для тебя никакого выхода. Ты восстал (пошел против) Господа своего. Жена разошлась с тобой. Всевышний Аллах говорит так: «О, Посланник! Когда вы разводитесь с женщинами, разводитесь с ними, соблюдая срок ожидания (иддет)» (65/1) [13].
Сообщается о том, что Абдуллах б. Омар, Абдуллах б. Месуд, Омар б. Абдулазиз и Мерван б. ел-Хакем в этом вопросе придерживались данной точки зрения [14].
Ханефи, Шафии, Малики и Ханбели (направления в исламе) тоже придерживались этой позиции. Они сводили три талака к одному, то есть принимали один талак за три талака. А поскольку при разводе не придерживались в полной мере коранических условий, постольку и один талак, выдаваемый за три, мог быть не приведен в исполнение надлежащим (требуемым) образом. Так, если муж скажет жене, что разводится с ней тремя талаками, то уже не имеет значения, находится ли она в состоянии месячных или нет, был ли он с ней в связи в этот (после очищения) период или нет. В любом случае считается, что он разводится с ней тремя талаками.
В Бакаре говорится так: الطلاق مرتان – «Этот талак бывает два раза» (2/229). Используемый здесь определенный артикль «ال» трактуется некоторыми как указание на род. В этом случае приведенные выражение переводится так: «Мужчина может развестись с женой самое большее два раза». Но по вопросу о том, что развод может быть три раза, разногласий нет. По этой причине те, которые предлагают трактовать артикль «ال» (ал) как указание на род, стали перед необходимостью коренного изменения характера предложения. Шерахси говорит так: «Все мубах[16]ال» как указания на род. Ибо предложение (в котором участвует этот артикль) الطلاق مرتان является именным и выражает продолжительность и постоянство. И кто знает арабский, может легко понять это искажение. талаки совершаются дважды и трижды» [17]. Продолжение «и трижды» взято из Бакары (2/230): «Если мужчина разведется с женой еще раз…». Но в таком случае утрачивается смысл артикля «
Согласно Ибн Хумаму, этот аят (2/229) соответствует Сунне, в которой тоже говорится о двух талаках. Ибо есть согласие мнений в вопросе о том, что один талак может заменять собой три талака. То есть если муж скажет жене, что развелся с ней тремя талаками, то одним этим словом считается (признается), что он разводится с ней тремя талаками [18]. И эту позицию тоже нельзя принять. Никакое «согласие мнений» не может быть принято в качестве аргумента по отношению к аятам.
Многие законоведы (по шариату) пытаются трактовать выражение مرة, проходящее в аяте الطلاق مرتان (2/229), как указание на отрезок времени. К примеру, эл-Касани (из Ханефи) пишет: «Слово Всевышнего Аллаха о том, что «этот талак бывает дважды», означает, что он бывает два раза. Если один дает другому два дирхема, то пока он не даст их два раза, нельзя сказать, что он дал их дважды. Предложение аята не только сообщает, но и предписывает. Если видеть в нем только сообщение… (то это может нарушить его смысл). Ибо в этом случае можно развестись с женой одним разом, принимая это за одновременное совершение требуемых трех талаков… Словно бы Аллах сказал так: «Когда вы хотите разводиться с ними (со своими женами), разводитесь с ними два раза». Предписание о разделении разводов означает запрещение их одновременного совершения… В таком случае объединение талаков будет не к добру (запретным) или оно будет делом запретным, но допускаемым (шариатом) в случае крайней необходимости [19].
Во всем этом от Посланника есть только его предписание о разделении талаков. Говорят, что такое раздельное осуществление запрещает их объединение. И это показывает, что объединение талаков будет не к добру или оно является делом запретным, но допускаемым в крайних случаях [20]. Несмотря на это, оно имеет силу действия.
Объединять талаки (разводы) запретил Аллах, Посланник практиковал это. И после этого правоведы встанут и скажут: «Да, запретно, но… можно!..». Чтобы утверждать это, надо разорвать все связи между аятами, но и это не все. Надо еще и деформировать аят, который берется в этом случае за основу. Самое же главное заключается в результате. «Одним махом» разрушается семья… Как это совершенно очевидно, у этой позиции нет ни одной стороны для поддержки…
И комментаторы Корана не были убедительными в этом вопросе. Они не остановились на анализе понятия مرة, не увидели связи между аятом 229 Бакары и сурой Талак [21].
Ученые отошли в данном случае от непосредственного решения своей задачи. Вместо исследования вопроса по источнику (Корану и Сунне), они взялись формулировать свои предписания по нему. Это и увело их в сторону от его решения.
Итак, несмотря на совершенно открытые аяты Корана, в противоречие ему и фытрату, в исламском мире сложилось мнение о трех талаках как единовременном (однозначном) акте (которые могут быть совершены одновременно). То есть если муж скажет жене, что он разводится с ней тремя талаками, он считается использовавшим все свои три права на развод. И это положение было принято всеми четырьмя направлениями в исламе и направлением Захири.
Несостоятельность этого решения делается очевидной еще с одной стороны. В аяте الطلاق مرتان – «Этот талак бывает дважды (два раза)» (2/229), понятие مرة означает «отрезок времени» جزء من الزمان [22]. Из первого аята суры Талак следует, что этот срок соответствует сроку ожидания (иддету). В течение этого срока муж может развестись с женой только один раз.
Следующий аят таков:
«Когда женщины придут к концу срока ожидания, их или удержите (возле себя) по-хорошему (по маруфу), или отделите по-хорошему (по маруфу)…» (65/2).
Аят, в котором говорится о том, что «этот талак бывает дважды (два раза)», указывает на то, что развод в этой форме бывает дважды (два раза). То есть с женщиной нельзя развестись более одного раза в течение одного срока ожидания.
[1] Маруф: нечто общеизвестное. Это знание приобретается из традиции (как эмпирического опыта) или Корана и Сунны. Если знание приобретено из традиции, то оно не должно противоречить Корану и Сунне. Такое знание разум и вера признают как прекрасное.
[2] Бухари. Талак, 1, 3, 44, 45; Тефсиру суретит-талак, 1; Муслим. Талак, 1, 14; Несаи. Талак, 13, 15, 19; Ибн Мадже. Талак, 1, 3; Дарими. Талак, 1, 2; Муватта. Талак, 53; Эбу Давуд. Талак, 4; Тирмизи. Талак (приведенный текст хадиса взят из: Бухари. Талак, 1).
[3] Эбу Давуд. Талак, 4.
[4] Бухари. Ахкам, 13.
[5] См.: 2/229, 65/4.
[6] См.: 2/231, 65/2.
[7] Джессас. Ахкамул-Куран, т. II, с. 73; Решид Риза. Тефсирул-менар (тефсир). Каир, т. III, c. 38.
[8] Мужчина (муж) использует свое третье и последнее право на развод.
[9] Муса Хызыру: «Могу ли я пойти с тобой (присоединиться к тебе), чтобы ты обучил меня тому совершенному знанию, которому обучен сам?». Хызыр сказал: «Иди, но ты не сможешь выдержать того, чтобы быть со мной. Как ты можешь выдержать в вопросе о вещи, внутреннюю сущность которой ты не знаешь? Если ты согласишься со мной, не задавай мне никаких вопросов до тех пор, пока я сам тебе не стану рассказывать!». Муса, алейхиселам (да приветствует его Аллах), два раза задал ему вопрос. На это Хызыр ответил так: «Разве я тебе не говорил, что ты не сможешь выдержать того, чтобы быть вместе со мной?». Муса: «Если после этого я спрошу тебя еще о чем-либо, ты не дружи со мной. Это моя (последняя) просьба». Когда он спросил в третий раз, Хызыр сказал: «Вот это и есть то, что разводит нас» (см. 18/66-78). Третье прощение уже не принимается…
[10] Эбу Давуд. Талак, 10.
[11] Ахмед ибн Ханбел. Муснед, 1/265; Ахмед Абдуррахман эл-Бенна. Булугул-эманимин… Каир, Даруш-шихаб, без даты, т. XVII, c. 7.
Согласно Ахмеду ибн Ханбелу, лица, передавшие хадис, являются совершено надежными
[12] Муслим. Талак, 2 (15, 16 и 17 (1472); Несаи. Талак, 8; Эбу Давуд. Талак, 10.
[13] Эбу Давуд. Талак, 10.
[14] Муватта. Талак, 1.
[15] От редактора. В заголовке употреблен термин «фукаха» فقهاء (в англ. написании: fukaha), мн. ч. от «факих» فقيه (в англ. написании: fakih).
Факих: мусульманский законовед (правовед), знаток шариата.
Фыкых (фикх): мусульманский кодекс.
[16] Мубах: не возбраняемый и не поощряемый шариатом (Пер.).
[17] Шемсуддин эс-Серахси. Эл-Мебсуд, т. VI, с. 5.
[18] Кемал б. эл-Хуман, Мухаммед б. Абдилвахид эс-Сиваси (ум. в 681 х.). Шерху фетхил-кадир. Бейрут, Дарул-фикр, т. IV, с. 70.
[19] Эл-Касани. Эл-Бедаиус-санаи, т. III, с. 94.
[20] Эл-Касани. Эл-Бедаиус-санаи, т. III, с. 94.
[21] Существующие тефсиры (комментарии), буквально, повторяют друг друга. Из основных из них можно указать на следующие: Куртуби, Ибн Кесира, Кади Бейдави, Эбу-с-Сууда и Шевкани.
[22] Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, ст. مر (см. также: Эр-Фирузабади. Эл-Бесаир, т. IV, с. 490).
Свежие комментарии