Музыка
1/2. Вопрос: Каково отношение ислама к музыке и религиозным песнопениям?
Ответ: В Коране нет аята, запрещающего сочинение музыки и ее восприятие (слушание). Но есть хадисы, которые видятся (комментируются) как запрещающие. Основной темой этих хадисов является наличие в развлекательных музыкальных произведениях запрещенного Кораном (лехв).
В прослушивании музыки основным вопросом является ее содержание. Если в музыкальном произведении проходят такие темы, как противостояние Аллаху, блуд, ширк и подобные, то их прослушивание является не рекомендательным.
Не является верным и деление музыки на «божественную» и «небожественную». И в этом случае опять же важным является содержательность музыкального произведения, его слова. В некоторых религиозных песнопениях со всей отчетливостью проходит мотив ширка, категорически запрещенного Аллахом и представляющего собой непростительное заблуждение. К примеру, в песнопениях в адрес нашего Посланника проходят такие выражения: «Приди и помоги своему покорному слуге (или ходатайствуй за него)», «Даже в Судный день люди будут просить тебя о помощи» и др. Эти слова не могут быть высказаны по отношению к Посланнику, являющему же таким же человеком, как и все остальные люди. Такие, вот, песнопения, которые содержат приведенные и подобные выражения, и являются не рекомендательными как с точки зрения их сочинения, так и в плане их исполнения и прослушивания.
Более полная информация о теме представлена на линке: http://www.suleymaniyevakfi.org/modules/nsections/index.php?op=viewarticle&artid=43.
2/2. Вопрос: По вашему мнению (фетва) игра на музыкальных инструментах или ее прослушивание являются делом дозволенным. Как в таком случае понять следующий хадис: «Придет время, когда некоторые из моей общины сделают дозволенным блуд, одевание (одежды из) шелка, распитие вина (спиртных напитков), мизмар [2]» (Бухари). Если я не ошибаюсь, «мизмар» означает здесь «музыкальные инструменты». Является ли этот хадис истинным или?..
Ответ: Этот хадис, если даже считать его истинным с точки зрения трактования его как документа, с точки зрения смысла не представляется таковым. Ибо блуд и вино являются категорическими запретами Корана. Одежда из шелка запрещена Посланником для мужчин. Но она допускалась размером с локоть (или руку) [3] (см. Tirmizi, Libas, 1; Ebu Davud, Libas, 7).
Что касается «мизмара», то других запрещающих его доказательств нет.
Допускающие распитие вина (спиртных напитков) и блуд становятся кяфирами и покидают общину Посланника. Но сообщение (хадис) о запрете шелка (одежды из него) поступил только от одного лица. Потому отрицающий его не может считаться кяфиром.
Потому отрицающие шелк и мизмар (запрет на них) подпадают, самое большее, под категорию лиц, совершивших «малые грехи», которые, в итоге, прощаются Аллахом. Напомним:
«Если вы постараетесь избежать больших грехов, мы покроем ваши другие грехи и направим вас на почетное место» (4/31).
«Эти добродетельные, если даже они не могут избежать мелких недостатков и грехов, избегают больших грехов, очевидных конфликтов (скандалов) (с присущим им непристойными действиями). Твой Господь щедр на прощение. Он хорошо знает вашу закваску (на чем вы замешаны) с тех пор, как создал вас из земли и вы находились в утробе матери (в форме зародыша). В таком случае не обеляйте себя, не хвастайтесь. Ибо Он хорошо знает того, кто уважителен по отношению к нему, старается избежать того, чтобы быть против него» (53/32).
Как видим, в приводимых аятах Аллах различает «большие» и «малые» грехи. Распитие спиртного (вина) и блуд относятся к большим грехам. Но ни в одном источнике не говорится о том, что игра на музыкальных инструментах является большим грехом. Очевидно, что и Посланник не позволит себе такого смешения (большого и малого грехов).
В другом аяте Всевышний Аллах говорит так: «Он совершенно открыто объясним вам, что он положил запретным для вас, за исключением тех случаев, когда вы оказываетесь в трудном положении» (6/119).
А Посланник сказал так: «И дозволенное известно, и запретное» (Buhari, İman, 39, Büyu’, 2; Müslim, Müsakat, 107; Ebu Davud, Büyu’, 3; Tirmizi, Büyu’, 2; Nesai, Büyu’, 2; İbn Mace, Fiten, 14).
Есть еще ряд хадисов о музыке и музыкальных инструментах. «Такие ученые, как Имам Газзали, Кемалуддин Ибн Хумам, Абдулгани Наблуси, Ибн Абидин, Такиййуддин Субки, Ремли, Ибн Назм и Шевкани и др. комментировали эти хадисы. Эти комментарии имеют следующую суть: основная тема хадисов состоит из таверновских развлечений (лехв), которые проводятся с включением вина (спиртного), женщин и многих других запретных (харам) действий. А это значит, что запретное в музыке и с музыкальными инструментами связано не с ними самими как таковыми, а с их использованием в запретных действиях (запретной среде). По этой причине использование этих инструментов в дозволенных и мубах [4] развлечениях, с условием, что к ним в этих случаях не примешивается ничего запретного, является допустимым» (Gazzâlî, ihyâ, VI, 142-144; İbn Hümâm, Fethu’l-Kadir, VI, 482; Nablusî, Îdâhû’d-Delâlât, Süleymaniye Ktp., Esat Ef., nr., 1762/1, vr., 7a-b, 8a-b, 9a, 11a, 27a, 28a; İbn Âbidîn, Hâşiyet-ü Reddi’l-Muhtâr, V, 305, 307; Şevkânî, Neylü’l-Evtâr, VIII, 113-119; Sübkî,Tekmile, XX, 230; Remlî, Nihâyetü’l-Muhtâc, VIII, 298; Muhallâ, VII, 567).
О теме см. дополнительно на линке:
http://www.suleymaniyevakfi.org/modules/nsections/index.php?op=viewarticle&artid=43.
[1]Сайт, иншаллах (если позволит Аллах), начнет функционировать в ближайшее время.
[2] Понятие (мизмар) сохранено в своем оригинальном написании. Разъясняется сразу вслед за текстом (Ред.).
[3] Речь идет о подобии ленты (шириной 10-15 см.), которая накладывалась (нашивалась) на верхнюю переднюю часть костюма «высокого лица». Выполняла, как можно понять, функцию современного галстука в мужком костюме.
[4] Мубах: не возбраняемое и не поощряемое шариатом (Ред.).
Свежие комментарии