Итак, Творец сотворяет человека (и джиннов) для служения (службы) себе. Потому поддерживает его и помогает ему на этой линии служения, наказывая за отступления от нее. И так это продолжается у него до самого судного дня и будущей жизни.
Эта картина является, так сказать, фоном для всех отношений, которые затем могут иметь место между Творцом и человеком. Командует этими отношениями, как это понятно, Творец, а человеку в них отводится свое место и своя роль. Это образует ту необходимость (логос), которая имеет место для человека в системе связей с Творцом. Понимание (осознание) этого образует для человека то теоретическое представление, которое составляет основу для всех дальнейших его суждений о свободе (это – забегая несколько вперед).
В этой связи для нас с самого начала было важным подчеркнуть отношение свободы к несвободе и рабству. Речь идет о том, что те задачи, которые ставит Творец (Бог, Аллах) перед человеком, никак не не могут быть решены с рабом. Они могут быть решены только при свободном человеке или со свободным человеком (об этом мы скажем еще раз ниже, на своем месте). Всё это со своей стороны поддерживает идею свободного человека у Творца, с чем связано и приведенное выше краткое понимание раба, в том числе и в случае обращения Бога (Аллаха) к человеку, как «рабу своему (моему)».
Итак, Творец (Бог, Аллах), сотворяет человека для служения (службы) себе. И, вот, этого служителя Он теперь и называет «рабом» в обращении к нему. Спрашивается теперь: что значит раб в этом случае у Творца? Может это служитель, по милости его великой, названный таким образом? Что-то вроде «уменьшительно-ласкательного» обращения… Предположить что-то другое трудно. Ибо Творец не нуждается ни в чем от человека, чтобы Он имел «виды на него» и для их релизации ему надо было бы завоевать человека и принудить его к труду, как это имеет место у самого человека. А позитивный его настрой на человека выдает себя теми его планами в отношении человека, которые он вынашивает в отношении и открыто объявляет ему в своем ниспослании (к примеру, от Библии до Корана). И он не только объявляет человеку свои планы, он строго требует реализации тех предписаний, которые ниспосылаются к нему и с соблюдением (исполнением) которых связана сама реализация этих планов… Такое отношение к человеку не согласуется с отношением к рабу, но оно в полной мере отвечает условиям общения Творца со свободным человеком…
А еще Творец осуждает рабство и требует освободить раба со временем (об этом – ниже). Наконец, он приводит живой пример рабского состояния людей, указывая на историю иудеев в Египте…
Сюда можно отнести, пожалуй, всю древнюю историю, войны в которой велись не только для завоевания территорий, но и для завоевания имущества и скота людей, а также их самих, с целью последующего превращения их в рабов…
Итак, Творец не нуждается в такой услуге со стороны человека, как рабская (услуга), что дало бы нам повод (если бы он нуждался) характеризовать положение человека у него как «рабское», а его самого – как «раба». Всё, что предпринимается им в направлении человека и в связи с ним, – всё это имеет своей основой (подтекстом) человека свободного. И только его одного!.. Раб для этих целей не годится!.. И об этой свободе Творец объявляет человеку «с самого начала», уже со свободы отношения к Себе и своему ниспосланию. Правда, свобода эта связана с ответственностью, как, впрочем, и вся (всякая) свобода вообще…
Потому когда после всего этого Творец обращается к человеку с выражением «мой раб», то в этом надо видеть, простите, «этику милости, величия и мудрости» Творца, дозволившего принять себе на службу такое свое образование как человек. В «этике» этого «настоящего рабства», естественно, нет, но есть великое возвышающее начало для человека. Это начало – быть в служении Единому и Всесильному Творцу. И служить, вдобавок, с духом (или будучи носителем духа) от Него. Разве это мало?!
Это очень много! Ибо оно очень серьезно!..
Ведь нити этого дела восходят прямо к Творцу миров и человека!..
И когда после всего этого мы вновь читаем на полном «серьезе» «о рабах Бога (Аллаха)», – что можно видеть и по приводимому письму, – то, естественно, встает вопрос, откуда это? А всё от той же недостаточной образванности в Коране и ниспослании в целом. И отсутствии мудрости (философичности), которой учит Коран (ниспослание)… И почему человек не может быть служителем у Аллаха, послушным ему и его воле, и «рабом» в этом смысле, – если Он сотворяет его свободным, указывает ему на путь и отпускает его затем «на все четыре стороны» со своим благословлением и осуждением рабства…
Служи только Мне и не служи никому другому!
Служи только мне, чтобы оставаться свободным, не служи никому другому, чтобы не впасть в рабство!..
Такова точка зрения Творца (Всевышнего) на свободу и рабство…
Но поскольку людей вынуждают служить многим другим за пределами Творца, да и они сами порой непрочь измыслить для себя иделов и поклоняться им, – то в итоге и складывается такое положние вещей, когда люди зачастую оказываются обложенными богами с разных сторон. Куда ни глянь, – везде свой бог… А некоторые увлекаются идеей до того, что вообще начинают позиционировать себя как Бога. – «И сказал (фараон) «Я – ваш Всевышний Господь!» (79/24) (см. также 28/38).
При таком обилии богов уместно спросить о Едином и Всесильном. …Конечно, он тоже здесь!.. Дальше неразборчитово… Оживление наступает при рабах… «Да, сам, ведь, говорит, что человек у него – раб…»…
Ну, что тут еще сказать?..
Потому человека надо поставить в такое отношение к Творцу, когда бы он был обязательно рабом у Него. Тогда и самому можно было бы заиметь своего раба. Мол, это не мы сами такие, это – от Него!..
…Говорят, что Книгами ниспослания людей еще и обманывают. «Если это и в самом деле так», – то одним из «больших обманов» в этом случае является «приостановление» свободы от Творца к человеку, – реализуемой на всем продолжении от этой жизни к следующей, начиная с момента его сотворения, – и замена ее на рабство. Дескать, это Творец порешил человеку быть рабом…
Творец порешил человеку быть свободным! И всё, исходящее от Него в человеке, подтверждает это. Человека делают рабом он сам и те общественные отношения, – от них не деться никуда! – в которые он включен в каждый текущий момент времени, эпохи, истории…
* * * Казалось бы такой простой вопрос – всего «два слова»! – «свобода и рабство», – а сколько проблем! Пропустить их никак нельзя. Вот мы и предлагаем задуматься… (04.09.2017) (3/10).
Свежие комментарии