Пост и намаз у женщины в период месячных
Вопрос: Ас-салямун алейкум! Огромное спасибо Вам всем за то, что отвечаете на вопросы, которые беспокоят нас.У меня сегодня не вопрос, а просто хотела предложить Вам на этом сайте опубликовать статью (или ответ) про женщину и намаз. Речь конкретно идет о выступлении проф. А.Байиндира (май 2016г.), в котором имеется в виду хайз (hayız) (месячные у женщины). Пожалуйста, приведите аят и объясните, почему женщина не имеет права оставить намаз во время хайза. Лично для меня вопрос решен. Хотелось бы, чтобы и другие женщины тоже знали о верном решении.
Пусть Аллах облегчит Вам работу. И пусть Он будет доволен Вами и нами тоже.
Ответ: Мы отвечаем на ваш вопрос статьей самого А. Баиндира – «Пост и намаз у женщины в период месячных» [1]. Из нее приводятся соответствующие главы [2] (в нашем переводе. – Ред.).
Пост у женщины в период месячных
Пост на арабском – сийам (صِيام), т.е. сдерживать себя в вопрсах принятия пищи, питья и половой связи. В аяте об этом говорится еще так: «Это – границы, установленные Аллахом, к ним не приближайтесь» (2/187).
А в отношении (месяца) рамазана Всевышний Аллах говорит так: «Кто из вас проживет рамазан, пусть проведет его в посту» (2/185). Но основываясь на месячной (менструальной) крови, которая не входит в состав запретных при рамазане действий – прием пищи, питья и половой связи, – некоторые теоретики всё же считают, что эта кровь нарушает пост. Это не только «не приближение» к границам (установленных Аллахом запретов), это – вообще выход за границы.
По этой причине ни одна женщина не может оставить пост из-за месячных. Если она оказывается больной в период поста, то она может перенести пост. Но опять же не из-за месячных, а из-за того, что она больна.
Намаз у женщины в период месячных
В Бакаре (222) месячные и послеродовая кровь характеризуются как «трудность» (для женщины). «Не подходите к ним, пока они не очистятся» – этот запрет относится только на близкую (половую) связь с ними. (Но) проходящее здесь выражение «(пока они) не очистятся – حَتَّىَ يَطْهُرْنَ» являются однокорневым со словом tuhr (طهر) – чистота очищение, которое входит в выражение «لِيُطَهِّرَكُمْ – для вашего очищения», само которое относится к омовению перед намазом и необходимости принять полное омовение (душ) в предусмотренных исламом случаях. Отсюда и происходит мнение о том, что женщина в период месячных не может совершать намаз (освобождается от него).
Предписание чистоты при намазе приводится в следующем аяте: «О, вы, уверовавшие с надеждой! Когда (вы) встаете на молитву (намаз), мойти ваши лица и руки ло локтей. Обтирайтие голову и ноги до щиколоток. Если вы нечисты (cünüp) [3] мойтесь (очищайтесь). Если вы больны, или в пути, или кто-то из вас вернулся из отхожего места (туалета) или был в связи с женщиной, – и вы не нашли воды, – то направьтесь к чистой земле и обтирайте ею свои лица и руки. Аллах не желает создавать вам трудности. Он желает очистить вас и завершить свое благо. Может вы станете исполнять свои обязанности» (5/6).
<…> Та «нечистота», которая получается на теле у женщины вследствии выделения месячной крови, самое большее подобна той, которая происходит от испражнений. В приведенном выше аяте, а также в хадисах, связанных с темой, нет никакого предписания или рекомендации по вопросу об очищении от жидкости, причиной которой послужили моча, выделения или выделения в ходе половой связи. В таком случае между выражением об очищении при омовении – «لِيُطَهِّرَكُمْ – для вашего очищения» – и тем, где говорится о женщине в период месячных – «حَتَّىَ يَطْهُرْنَ – (пока они) не очистятся», – нельзя построить связь, которая могла бы привести к общему результату (т.е. чтобы можно было признать, что в обоих случаях имеет место одно и то же положение вещей, в силу чего условия чистоты при омовении можно было бы распространить и на случай, имеющий место при месячных. – Ред.).
<…> Кровь при месячных является следствием естественной физиологии человека и ее нельзя предотвратить (нескольк можно сдержать ее «таблетками». – Ред.). Но и Аллах не возлагает на человека то, что выше его сил (см. 2/286). Потому и кровь при месячных, не будучи преградой для намаза, не нарушает и омовения.
А еще Аллах говорит о мусульманах так: «Человек сотворен ненасытным. / Когда его коснется трудность, он в печали. / Когда коснется добро – недоступен. / Часть из молящихся – другая. / Они знают о праве на их имущество. / Они выделяют из него и для просящего, и для непросящего. / Они всей душой принимают расчетный день. / Они трепещат перед наказанием Господа свего. / Никто не может быть в безопасности от наказания Господа твоего» (70/19-28).
Если женщина не будет совершать намаз в дни месячных, она не сможет войти в число людей, которые «совершеали намаз постоянно». Это определение приводит Аллах. И если бы Он освободил женщину от намаза в дни месячных, то открыто сказал бы об этом. Ибо Он говорит так: «В этой Книге ничто не оставлено без внимания» (6/38), «Эту Книгу мы ниспослали тебе частями, чтобы она разъяснила всё. Чтобы она стала руководством, щедростью и благовестием для предавшихся» (16/89).
Всевышний Аллах запретил намаз только пьяному (опьяненному) и сказал так: «О, уверовавшие! Когда вы пьяны, не приближайтесь к намазу до тех пор, пока вы не будете сознавать (знать), что вы говорите» (4/43).
В то время как единственным случаем запрета намаза является только этот, ни у кого нет права (полномочий) устанавливать от себя другие запреты, не приводя при этом никакого аргумента (доказательства) из Корана.
Теги: пост у женщины в период месячных, намаз у женщины в период месячных, аяты: 2/185, 2/187, 2/222, 4/43, 5/6, 6/38, 16/89, 70/19-28.
[1] A. Bayındır. Adetli kadının orucu ve namazı. – http://www.suleymaniyevakfi.org/kadin/adetli-kadinin-orucu-ve-namazi.html (25.04ç2017).
[2] Глава о намазе приводится с некоторыми сокращениями (Ред.).
[3] Состояние нечистоты (тела), требующее принятие полного омовения (душа) (к примеру, после половой связи).
Свежие комментарии