Кораника
Коран о себе / 6

Коран о себе / 6

16. Вера – жизнь – практика

16.1. Будь благодарным Аллаху!
 
"…Есть камень, из которого фонтанируют (вытекают) реки. Есть камень, треснет, и из него закипит вода. Есть камень, который из-за боязни перед Аллахом скатится вниз" (2/74).
"Если бы мы спустили этот Коран на гору (ниспослали горе), то ты мог бы видеть, как она, из-за боязни перед Аллахом, наклонив голову, рассыпалась бы в прах. Мы приводим эти примеры для людей. Может задумаются" (59/21).
"Кто есть на небесах, на земле: солнце (Солнце), луна (Луна), звезды, горы, деревья, животные и многие из людей постоянно падают ниц перед ним. Но и наказание для многих стало заслуженным" (22/18).
"Только тебе служим (поклоняемся) мы, только у тебя просим о помощи!" (1/5).
"Скажи: "Мой намаз (богослужение), поклонение (моление), жизнь и смерть – все это для Господа миров Аллаха (все это – в Его имя)" (6/162).
"Все хорошее в тебе – от Аллаха, все плохое – от тебя самого" (4/79).
 «Затем он придал ему (человеку) форму и вдул в него от духа своего. (Он) создал для вас уши, глаза и души. Как мало вы благодарны!» (32/9).
"По правде, неблагодарные пытаются только оболгать" (85/19).
"Что делается с ними, что они не верят? Не падают ниц, когда им читают Коран? Напротив, эти неблагодарные пытаются только оболгать" (84/20-22).
"Будь он проклят, человек! Какой он неблагодарный (отрицающий)" (80/17) [1]… 
 
16.2. Уверовав, содеять доброе (благое), полезное, прекрасное
 
…"Счастье и прекрасное будущее – это у тех, кто, уверовав, содеял прекрасные (добрые) дела" (13/29).
"Для тех, кто, уверовав содеял прекрасные дела (прекрасное), (для них) есть сады с протекающими под ними реками. Это и есть большое умение (спасение)" (85/11).
"А те, кто, уверовав, содеяли добрые дела, их Аллах направит в раи (сады) с протекающими под ними реками" (22/23).
"Только для тех, кто, уверовав, содеял полезные дела, есть непрерывное вознаграждение" (84/25).
"Ни добро ваше, ни дети не приблизят вас к нам. Но люди, уверовав, содеящие полезное, другое дело. Для них есть многократное вознаграждение от содеянного ими. И они находятся во дворцах под защитой (и в покое)" (34/37).
"В Судный день ваши родственники и дети, не принесут вам пользы (не помогут вам). (Аллах) разделит вас. Аллах видит, что вы делаете (видит содеянное вами)" (60/3).
"О, уверовавшие, пусть ваше добро и дети не отвращают вас от поминания Аллаха (поклонения, служения ему). Кто поступит так, они – потерпевшие" (63/9).
"Добро и дети являются испытанием для вас. Большое вознаграждение же – у Аллаха" (64/15).
"Отрицающие!.. Ни добро их, ни дети не принесут им никакой пользы перед Аллахом. Они являются горючим для огня. Подобно тому, как это имело место по отношению к семье (окружению) Фараона и тем, которые были до них" (3/10).
"О неблагодарных. Ни добро их, ни дети не принесут им никакой пользы перед Аллахом. Они являются народом (людьми) огня. Они останутся там (в нем)" (3/116).
"Горе тем интриганам (подстрекателям, смутьянам), которые языками и жестами (мимикой, глазами и бровями) своими насмехались (издевались, иронизировали) (над людьми) (1). А тот, который собирал добро, считал и пересчитывал его (…) (2). Он думает, что добро его даст ему вечную жизнь (3). Нет! Клянемся, что он будет брошен в Xутаме (сокрушающий огонь) (4)! Откуда тебе знать, что такое Xутаме?! Это – разожженный огонь Аллаха (6). (Огонь), который достигает душ (7). Он покроет их и замкнется над ними (8). (Останутся они) (привязанными) между протянутыми столбами) (9)" (104/ 1-9) [2]…  
 
Мотив приведенных аятов очевиден. Его можно сформулировать так: вас не спасут ни дети ваши, ни добро (богатство) ваше. Они не стоят ничего в мире, в который вы придете. Спасением в нем для вас будут только ваши добрые, полезные, прерасные дела. Спешите для них. Ибо никто не знает, кого и когда упокоит Аллах…
 
16.3. Охрана окружающей среды
 
…«Из-за содеянного руками людей на суше и море обнаружились нарушения. (Так Аллах) дает вкусить (людям) от части содеянного ими, может отвратятся» (30/41) [3].
"Среди людей есть такие, слова которых о земной жизни нравятся тебе… Но если он повернется и уйдет (или займет должность), он начнет сеять смуту (нечесть) на земле, уничтожать посевы и потомство (поколения). Аллах не любит смуту (нечестие)" (2/204-205).
"Без сомнения, для разумеющего общества (людей) есть доказатедльства в создании небес и земли, смене ночи и дня, в судах, которые перевозят по морю полезные для людей вещи, в ниспослании Аллахом воды с неба и оживлении ею мертвой земли с распространением на ней всех видов живности, в ветре и облаках, движущихся между землей и небом и ожидающих повеления (готовых к приказу)" (2/164) [4]все принадлежит Аллаху, а нам дано только в пользование. – Доказательства эти направлены на доказательство Силы, стоящей над людьми. Эта Сила, как это понятно, есть Всевышний (Бог, Аллах)… Но в данном случае это значит еще и то, что Творцом всего сущего – в виде того, что описано в аяте, – является Всевышний. А мы являемся только его пользователями. Временными. И в той мере, в какой это дозволяется нам природой вещей… Для разумного этим сказано всё!.. 
 
16.4. Человек. Мать и отец, семья, родственники

…"О, (вы), люди, бойтесь Господа вашего, который создал вас из единой сущности, и, создав из нее (сущности) пару (жену), произвел из них  двоих (мужчины и женщины) много (множество) мужчин и женщин. Остерегайтесь Аллаха, во имя которого вы прóсите у него друг о друге, и (остерегайтесь) того, (чтобы рвать) родственные (узы). Без сомнения, Аллах наблюдает за вами (является наблюдателем над вами)" (4/1).
"Одним из его (Аллаха) аятов (деяний) является создание – из единой с вами сущности – пар (жен) (для вас), с которыми вы обретете покой, и установление между вами (отношений или чувств) любви и сострадания (милосердия, взаимопомощи, понимания и т. д.). Без сомнения, для разумного (разумеющего) общества в этом есть пример (смысл)" (30/21) [5].
"Добро (богатство) небес и земли принадлежит Аллаху. (Он) создает желаемое. Желаемого одаривает (наделяет) самками (наследницами женского пола), а желаемого одаривает (наделяет) самцами (наследниками мужского пола). Или создает их парами: и самку, и самца (создает разнополую пару). Желаемого оставляет бездетным. Он – знающий (всезнающий), сильный (всесильный)" (42/49-50).
"Господь твой предписал (приказал) поклоняться только ему (одному) и делать доброе (относиться хорошо, по-хорошему, к) матери и отцу [6]. Если один из них (родителей) или оба  они достигнут старческого периода (возраста) возле тебя (состарившись, будут жить с тобой), категорически не говори им: "Уф-ф!..", не ругай их. Говори с ними прекрасным языком. Из сочувствия (сострадания) к ним распусти над ними крылья свои (будь скромным перед ними и уважительным по отношению к ним, будь их защитником и покровителем, попечителем) [7]. И скажи: "Господь мой! Подобно тому, как они, (проявив сострадание), взрастили меня, когда я был маленьким,  так и ты прояви сострадание к ним" (17/23-24).
"Мы также рекомендовали человеку послушание матери и отцу. Мать носила его (в себе), преодолевая слабость за слабостью. Отрыв его от молока тоже совершается в течение двух лет (кормление грудью тоже является процессом сложным и длительным). (Потому мы говорим человеку): "Будь благодарным мне, матери и отцу" [8]. Возвращение – ко мне" (31/14).
"Воздай должное родственнику, бедному и путнику, но не переходи меры (не превышай меры воздаяния)" (17/26)… 

* Семья

Как известно, семейные пары отсутствуют в животном мире. Отдельные виды животных и птиц спариваются на время выведения и воспитания потомства. Но даже эта особенность животных пар не позволяет сравнивать их с семеными парами человека. Аллах прекрасно подчеркивает эту особенность, указывая на то, что в семье человек обретает покой, поддержку и понимание. А чувство любви и сострадания придает семье несокрушимую моральную силу. Интересно и то, что это "идея семьи", как о ней говорится в аяте, исходит из самого Аллаха.
Все это позволяет рассматривать семью как важнейший принцип организации социальной жизни. Здоровая семья становится фундаментом здорового общества. Разрушение семьи означает разрушение самых глубинных основ социальной жизни. В силу этого отношение к семье может стать показателем и критерием нормы в обществе. Разумеется, и в современном. 

* Об отношении к родителям

Еще раз: "Господь твой предписал (приказал) поклоняться только ему (одному) и делать доброе (относиться хорошо, по-хорошему, к) матери и отцу" (17/23). Выходит, что Господь предписал "две вещи": поклоняться только ему (одному) и по-хорошему относиться к родителям. Эта мысль повторяется и в следующем аяте (повторим): "Будь благодарным мне, матери и отцу" (31/14).
Подчеркнем, поклоняться Аллаху и только ему одному является категорическим требованием Аллаха. Оно связано с признанием Аллаха в качестве единого Бога. А поклонение другому, помимо Аллаха и за его пределами, означает поклонение другому богу. Богу, которого просто не существует!.. А еще оно разрушает фундаментальную посылку Учения Аллаха – посылку единобожия. Потому Аллах категорически пресекает все подобные допущения. Он строго спрашивает с того, кто придает ему партнеров или поклоняется другому богу.
И в части выражения своей благодарности Аллах указывает на себя. Ибо все, в конечном счете, что является благом для человека и служит ему на пользу, исходит из него…
И теперь выясняется, что в этих двух совершенно фундаментальных явлениях – поклонении Аллаху и выражения ему благодарности, – которые есть высшие принципы Учения Аллаха, есть нечто общее с добрым и хорошим отношением человека к своим родителям – матери и отцу. Общее потому, что Аллах ставит хорошее (благодарное) отношение к родителям в один ряд с поклонением ему и выражением ему своей благодарности… Так высоко оценивает Аллах роль родителей в жизни человека…
Интересно и то, что Аллах первой называет мать и уже после нее – отца… Это еще раз говорит о совершенное особой роли матери. Но для самого человека между родителями нет никакого различия. Оба они для него объект бесконечного уважения и возвышения… Этому учит Аллах. Это он старается привить человеку… 

* Распусти над ними крылья свои

Выражение "распусти над ними крылья свои" проходит еще в аятах: "Распусти крыло свое (крылья свои) над муминами (уверовавшими)" (15/88), "И распусти крыло свое (крылья свои) над муминами, следующими за собой" (26/215).
Это выражение исключительно глубоко, точно и в прекрасной художественно-образной форме передает заботливое и участливое отношение одного лица к другому или другим лицам. К примеру, в случае Посланника (мир ему) – это вся его умма (община). Аллах предписывает Посланнику одинаково ровное, справедливое и участливое отношение ко всем муминам (мусульманам, уверовавшим).
Это выражение есть и в русском языке. Потому, что участливо-сострадательное отношение является нормой человеческих отношений. Потому эта кораническая мысль делается понятной каждому.
Но здесь можно говорить еще и о широких языковых средствах, используемых Кораном, в том числе и в формах художественной, фольклорной и народной речи. А привлечение в нее общечеловеческих идей, положеий и мотивов со своей стороны говорит о единстве человеческого рода и общечеловеческой содержательности и направленности самого Корана… 

16.5. Воспитание

Локман (некто), давая совету сыну (поучая и воспитывая его), говорил так: "Сын мой, не придавай Аллаху партнеров, ибо это – большое наказание" [9]. – Интерестно отметить, что советы начинаются с утверждения принципа единобожия, с указания на запрет на придание Аллаху партнеров. Эта мысль проходит по всему Корану. Из нее следует, что наиболее тяжким грехом перед Аллахом, отступлением от его предписаний и заблуждением является это придание ему партнеров. Если не отвратиться от него "пока не поздно", то наказание будет очень тяжелым…




 

 

 

 

 

 


[1] В аяте говорится от людях неблагодарных, упрямо-отрицающих, отрицающих при очевидных фактах. По отношению к уверовавшим Аллах говорит совсем другим языком. Он высоко оценивает эту их позицию и вознаграждает их как в этом мире, так и в будущем (см. сюда и следующую тему: 2. Уверовав, содеять доброе и прекрасное).
[2] Последние два аята можно перевести и так: "Он (огонь) покроет их и замкнется (сомкнется) над ними (8). И они останутся в нем на протянутых столбах, привязанные к ним (9)".
См. сюда также наше исследование суры и аятов.
[3] Интересно отметить, что Аллах поднимает вопрос об охране окружающей среды уже в условиях раннего средневековья. А чтобы он сказал в наши дни, когда отдельные области промышленной и военной технологии наносят природе такой урон, как если бы они старались вовсе уничтожить ее?..
К слову, по сообщениям людей, имевших контакты с НЛО, их субъекты также рекомендовали людям охрану среды и разумное, щадящее природопользование…
[4] См. сюда также аяты: 56/57-76 и послед.
В них Аллах, указывая на окружающие вещи, явления и процессы, начиная с создания самого человека, ставит один вопрос: вы ли создали это или Мы?.. Кто создал, тому всё и принадлежит…
[5] См. ниже: * Семья. 
[6] См. ниже: * Об отношении к родителям.
[7] См. ниже: * Распусти над ними крылья свои.
[8] "Будь благодарным мне, матери и отцу". Аллах ставит свое имя рядом с именами матери и отца. И по отношению к ним рекомендует быть таким же благодарным, как и по отношению к себе. Так высоко, повторим, оценивает Аллах роль родителей в жизни человека…
[9] К теме надо привелечь и другие аяты в данной суре: 31/12-19.

 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.