К какому мазхабу вы относитесь?
Вопрос: А к какой исламской группе (течению) или мазхабу вы относитесь?
Ответ: Мазхабы, направления, секты, джамааты являются историей и культурой Ислама. Их игнорировать и не считаться с ними нельзя. Ибо это стало бы игнорированием времени и ее условий.
Но!.. История не стоит на месте и наше знание о Коране и вере постоянно развивается. С утверждением научного познания (науки), это познание (веры, ниспослания и Аллаха), естественно, развивается и с учетом привличения средств и методов научного познания. И эта тенденция, с тех пор и по сей день, является самой мощной силой в объективном изучении и познании Корана и веры. Но не только их. Вера представляет собой единое целое. А как быть ей иначе?.. Она и в логике своей есть системное целое, и по характеру и своему назначению. Она же есть Слово Единого Аллаха к созданному им единому человеку. Потому Аллах и указывает на связь коранического ниспослания с предыдущими его ниспосланиями. Говорит, к примеру, так:
«Он (Аллах) узаконил для вас в вере (религии) то, что заповедал Ною (Нуху). И то, что ниспослал тебе, Он также заповедал Аврааму (Ибрагиму), Моисею (Мусе) и Иисусу (Исе), сказав: «Держите веру (религию) прямо и не разделяйтесь в ней на секты (направления, мазхабы, мнения)» (42/13).
«Воистину, мы ниспослали тебе Писание, подобно такому, которое ниспослали Нуху и посланникам после него. (Также) мы ниспослали Писание Ибрагиму, Исмаилу, Исхаку, Якубу и (последующим его сыновьям) коленам, Исе, Айюбу, Юнусу, Харуну, Сулейману. Давуду же мы ниспослали Забур» (4/163).
А что касается того, чтобы изучать Коран методом науки, то это является условием самого Аллаха и самого Корана. Аллах говорит так:
«Ты поверни лицо свое прямо в сторону этой религии, фитрату Аллаха. Он сотворил людей в соответствии с ним. Нет ничего такого, чтобы могло занять место сотворенного Аллахом. Это и есть истинная религия. Но многие люди не знают этого» (30/30)…
Последние 100-150 лет наука пришла к идее генетического строения живых существ. Особенно активно эти исследования развиваются в последние десятилетия. Сейчас она занимается изучением отдельных геномов животных и растительных организмов. Уже изученны отдельные геномы позволяют создать им своих субъектов (животных и растений) или улучшить их потребительские, с позиций человека, параметры. Это настоящее время входит в широкую практику. На подходе геном человека…
Еще об одном примере, приминительно к вере и Корану, говорится в аяте:
«О сонмище джиннов и людей! Если вы можете проникнуть за пределы небес и земли, то проникните. Но вы не проникните, не обладая (требуемой) силой!» (55/33).
Этот аят говорит об отсутствии всякого ограничения на нашу творческую деятельность со стороны Аллаха. Иначе, Аллах не ставит никаких ограничений перед людьми и позволяет им развиваться до тех пор, пока они могут делать это сами. После этого никакое ограничение на творчество не может оправдать себя ссылкой на Аллаха (Бога).
И наконец, очень интересное заявление Аллаха о том, что «вы могли бы видеть ад, если у вас было бы чуть больше знания». Аллах говорит так:
«Но нет! Если бы вы только обладали достаточным знанием, то вы непременно увидели бы ад. (Но) потом вы (в ахирете) увидите его своими глазами доподлинно. В тот день вы будете спрошены о благах» (102/5-6).
Мы привели только примеры. А суть заключается в том, что весь Коран есть наука. Или «фитрат», как ее характеризует Аллах в Коране.
Но это относится не только к Корану, а, как мы уже сказали, ко всему ниспосланию в целом. Т.е. ко всем предыдущим до Корана Книгам (Писаниям) Аллаха.
А теперь давайте поставим вопрос, как изучать сегодня Коран? Если не по науке, то как еще?! Более того, если мы станем изучать его любым другим способом (методом), лежащим за пределами научного, то это станет еще и прямым отходом от Слов Аллаха о том, что Коран есть фитрат (наука).
А теперь и ваш вопрос! На него ответить можете уже и вы сами. Мы просто поможем вам сформулировать этот ответ.
Его можно сформулировать в следующих пунктах:
1) Вам следует собрать все известные сведения о теме, т.е. привлечь сюда такие источники, как Коран, хадисы от Посланника, решение мазхабов и любые другие источники, которые вам покажутся необходимыми для этого.
2) Еще вам нужно собрать весь научный материал по теме (проблеме).
3) А теперь следует приступить к исследованию. Собрать все привлекаемые в первом пункте (п. 1) решения и оценить их с точки зрения метода науки (т.е. через призму решений, предлагаемых наукой (п.2).
3.1) Если есть уже готовые решения по Корану, то, естественно, надо начать с него. К примеру, Аллах говорит так: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33/36).
4) Принять свое решение. Человек, по Аллаху, является самостоятельной «еденицей». Всем людям Он дает свое Писание, но с каждого требует его исполнение в персональном виде. Для этого Аллах дает всем свободу. Этой свободой Он обязывает человека перед собой.
5) В итоге, когда Он будет спрашивать каждого из нас за то, почему мы не поступили так, как Он нам рекомендовал, а поступили по-своему, так, как мы сочли это для себя нужным, – тогда мы не сможем ни на кого опереться. Вынуждены будем исходить из себя. Это значит, что перед Аллахом каждый сам будет отвечать за свои действия. Иначе, Аллах ставит человека в такое положение, что он сам делается ответственным за себя и свои действия. И ни на кого, кроме как на самого себя сослаться не может…
6) Потому действуйте свободно и самостоятельно. Пусть ваше решение принадлежит вам. А чтобы оно было еще и по Аллаху, вам надо привести в исполнение все те предписания, которые Аллах ставит перед человеком при решении им каждого конкретного вопроса.
Это и есть главное в отношении человека к Аллаху, что мы и попытались вынести на первый план.
В заключение приведем аят из Корана, который обобщает его роль в человеческой жизни. Аллах говорит так:
«Вы являетесь лучшей из общин, вышедшей на благо человечества. (Отличаясь тем, что) повелеваете совершать одобряемое, удерживаете от предосудительного и веруете в Аллаха. И если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство их являются нечестивцами» (3/110).
PS. А теперь вернемся к вашему вопросу о том, «к какой исламской группе (течению) или мазхабу мы относимся?». Как уже отмечено, Коран говорит только об одной «группе». Это – те, которые исследуют Коран по фитрату или по науке. Других в Коране нет и не может быть. Другое дело, что к историческому наследию Ислама следует подходить бережно и с пониманием. Из него надо взять всё, что подходит по методологии и конкретике, а всё остальное надо продумывать уже самому. И делать это, как мы отметили, по Корану и современной науке.
Теги: к какому мазхабу вы относитесь.
Опубликовано 16.03.2015
Свежие комментарии