Аллах знает, что происходит в душе человека!
Вопрос: Как следует понимать аяты 73 и 74 суры Исра (17. Ночной перенос)?
Ответ: Аллах в Коране говорит так:
«Еще немного и они отдалили бы тебя от того, что мы ниспослали тебе, вводя тебя в затруднение. В таком случае они, естественно, обрели бы в тебе друга. Если бы мы не поддержали тебя (не помогли тебе), то ты уже почти был склонен к ним» (17/73-74).
В ваше сознание должно быть запало выражение «если бы мы не поддержали тебя». Так мы перевели выражение (وَلَوْلاَ أَن ثَبَّتْنَاكَ). Таково отношение Аллаха ко всем людям. Он говорит так:
«Клянусь тем, кто сообщает (внушает. – Пер.) (душе) о содеянии ею худого или доброго (в данном случае Аллах клянется собой, ибо всё, что сообщается душе, сообщается им. – Пер.), что тот, кто развивает себя (в направлении веры Аллаха. – Пер.), достигнет желанного. А тот, кто ввяжется в дурное, потеряет» (91/8-10).
Итак, душе внушается послушание и непослушание.
Намеревающийся совершить нечто худое, и до него и после испытавает ощущение беспокойства. Это внутреннее состояние характеризуется еще и как «страдание души». Это и есть непосредственное проявление сообщения Аллаха, посылаемого им человеку. То есть предупреждение или оповещение им человека.
Фактором, вынудившим Юсуфа (да приветствует его Аллах) отдалиться от Зулейхи (которая пожелала сблизиться с ним. – Пер.), послужило это предупреждение Аллаха. Об этом в Коране говорится так:
«Клянемся, что женщина возжелала его. Если бы не сообщение (на душу, внушение или предупреждение. – Пер.) Господа твоего, и он бы возжелал ее…» (12/24).
Перед всяким неверным и худым делом человек сначала задумывается, а затем либо совершает его, либо отвращается от него. Остановиться и задуматься – это и есть предупреждение, которое Аллах посылает человеку на душу. А после совершения худого и неверного Аллах создает у человека на душе тяжесть и давление, его мучают угрызения совести. Так Аллах принуждает человека к раскаянию и отвращению от порока, недозволенного и запретного.
Это предупреждение душе (или внушение ей) Аллах делает не только мусульманам. Это – одно из общих правил в его отношении к людям. И это можно проследить уже на примере с мушриками (мекканскими язычниками, сопротивлявшимися вере Аллаха, которую начал проповедовать Посланник Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует. – Пер.).
Собрались они однажды и говорят так: «В период хаджа (паломничества) арабские паломники спрашивают нас о Мухаммеде. Каждый говорит разное. Один говорит, что он лишен рассудка, другой – что он колдун, третий – что поэт. Поскольку ответы даются разные люди делают вывод о том, что все они неверные. Давайте придем к единому решению в этом вопросе, единой характеристике Мухаммеда».
Явление зафиксировано в истории. Известны его участники и то, что они говорили. В участниках были: Эбу Джахиль, Эбу Лахаб, Эбу Суфьян, Валид б. Мугире, Надр б. Нарс, Умайа б. Халаф и Ас б. Ваиль.
А говорили они так:
– Один: Он – поэт!
– Валид б. Мугире: Я слушал стихи Убейда б. эль-Абраса и Умейи б. Эбис-Салтана. Его слово непохоже на ихнее.
– Некто: Он – прорицатель (предсказатель, ясновидец)!
– Валид б. Мугире: Кого мы называем колдуном?
– Сказали: Кто порой говорит правду, а порой – ложь!
– Валид б. Мугире: Мухаммед никогда не говорил неправду!
– Один: Он – помешанный!
– Валид б. Мугире: Кого мы называем помешанным?
– Ответили: Кто пугает людей!
– Валид б. Мугире: До сих пор Мухаммед никого не пугал!.. Затем Валид б. Мугире встал и ушел домой. Все подумали, что он изменил свою веру (перешел в веру Посланника Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует. – Пер.). К нему направился Эбу Джахиль. И сказал: «Что у тебя есть?.. Курейш собрал тебе помощь. Они думают, что ты испытываешь трудности и потому решил сменить веру».
Валид б. Мугире на это ответил так: «У меня в ней нет необходимости!.. Но я думаю так, что Мухаммед – фокусник!.. Ибо фокусник может развести отца и сына, братьев, жену и мужа!..».
Так и стали называть Посланника фокусником. А еще объявили об этом прилюдно. На всю Мекку!.. Сказали громким голосом людям: «Мухаммед и в самом деле фокусник!».
Это показалось Посланнику Аллаха (да благослловит его Аллах и приветствует) очень тяжелым (обвинением)… Пришел он домой и накрылся (завернулся) одеждой… В ответ на это последовала сура Мудассир (74. Завернувшийся) (см.: Fahrüddin er-Razî, c. VIII, s.347).
Как можно понять из суры, Валид б. Мугире испытывал трудности в принятии решения. Шутка ли, назвать Посланника, простите, фокусником… Аяты говорят об этом так:
«Он задумался, стал прикидывать (рассуждать, примерять, рассчитывать. – Пер.). Да сгинет он! Что это за прикидывание было такое?! Да сгинет он! Что это за прикидывание было такое?! Затем он осмотрелся. Затем нахмурился и насупился (повесил лицо. – Пер.). Затем повернулся спиной и возгордился. И сказал: «Если это и есть что-то, то – высшее фокусничество (фокус). Если это и есть что-то, то – слово человеческое» (74/18-25).
По этой причине кяфиры находятся в постоянном беспокойстве. «Построенные ими здания останутся в них (их душах. – Пер.) как беспокойство (сомнение, подозрительность и т. д. – Пер.) до тех пор, пока не разорвутся их сердца» (9/110).
Так наказывает Аллах людей! Может одумаются и вернутся на путь…
Вот так Аллах и поддерживает своего Посланника прямо, на пути, объявляя ему каждый раз свою оценку его помыслов и действий.
Теги: Аллах знает, что происходит в душе человека.
Опубликовано 14.08.2009
Свежие комментарии