Кораника
Париж. Начало года, 2015-го. «Карикатурные» размышления

Париж. Начало года, 2015-го. «Карикатурные» размышления

Париж. Начало года, 2015-го. «Карикатурные» размышления 

Вопрос: В Париже, на прошлой неделе (07.01.15) произошло вооруженное нападение на редакцию журнала Charlie Hebdo… Что вы думаете по этому поводу? 

Ответ [1]: «В столице Франции, Париже, в минувшую неделю в среду (07.01.15) произошло вооруженное нападение на сотрудников редакции еженедельного журнала карикатур Charlie Hebdo [2]. Журнал изестен своей публикацией карикатур на Посланника Мухаммеда, вызвавшей бурную протестную реакцию мусульман во всем мире [3].   

Этот случай с жертвами в Париже вызвал большой резонанс в мире. А то, что преступление совершили двое братьев-мусульман, повернуло общественное мнение против мусульман в целом. 

В этом плане встает вопрос о том, как быть в этой ситуации мусульманам? Только ли осуждать преступников? Или может быть еще что-то надо делать? И если выяснится, что «надо делать», то придется начинать с самого Аллаха и его ниспосланий. В данном случае привлечем Коран в аспекте выстраивания отношений с немусульманами. 

Коран: «Вы будете проведены через изнуртельные испытания в вопросе о вашем имуществе и душах. А еще вы услышите огорчительные слова от тех, кому была дана Книга до вас и мушриков. Их невозможно избежать. Если будете терпеливы и защититесь (здесь еще и в том смысле, что будете действовать так, как вам велит Аллах), – это дело из тех, которые требуют решительности» (3/186). 

Аллах продолжает: 

«Не равны добро и зло! Прегради (путь злу) самым хорошим (наилучшим поведением). Тогда тот, с кем между вами была вражда, станет для тебя словно сердечный друг. Этого (хорошего поступка) достигнут только те, кто терпелив. Этого достигнут те, которые имеют долю (удел от добра). А если тебя коснется наваждение от шайтана, то прибегай к защите Аллаха. Ибо Он – Слышащий, Знающий» (41/34-36). 

Аллах открыто сказал о том, как следует реагировать на «огорчительные слова от тех, кому была дана Книга до вас и мушриков. Их невозможно избежать». Это подтверждается всей практикой межрелигиозных отношений. Оскорбительные слова и действия встречаются в ней, к сожалению, часто. Но вопрос состоит в том, как преодолеть всё это и повернуть вектор этих отношений в русло, характеризуемое Аллахом. Это и есть в нашем случае выход из положения, диктуемый нам нашим Творцом. 

В приведенных аятах Аллах призывает нас к терпеливости и защите. Дело в том, что есть проблемы, которые не решаются сразу. Вера относится к этой сфере проблем. И потому одним из средств ее решения, по Аллаху, оказывается терпеливость… Аллах призывает к защите. Речь идет, прежде всего, о защите своих ценностней. И если об этой защите говорится применительно к вере, то надо защищать ту веру, которая дана нам от Бога. Но защищать ее теперь требуется опять же не произвольными средствами, а теми, которые предложены нам Аллахом… А еще говорится о решительности, – «это дело из тех, которые требуют решительности», – что также весьма важно. Т.е. на действия, связанные с нападками на наши ценности, надо действовать сразу и решительно, а не откладывая это «на потом» и даже на годы. Таковы предписания Аллаха по данному вопросу. – Повторим: «Если будете терпеливы и защититесь (т.е. будете действовать так, как вам велит Аллах), – это дело из тех, которые требуют решительности» (3/186). 

А об отношениях мусульман с немусульманами в Коране говорится, к примеру, так: 

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших желищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их в помощники и друзья, являются несправедливыми» (60/8-9). 

Как видим, в аятах указывается граница, нарушение которой может повлиять на дальнейшие отношения мусульман с немусульманами. Это: 

  1. те, которые сражались с вами из-за вашей веры,
  2. выгоняли вас из ваших жилищ и мест проживаний,
  3. способствовали вашему изгнанию и помогали тем, кто это совершал. 

Если немусульмане не нарушают эти три условия, тогда на другие их негативные действия мы должны отвечать терпением и сдержанностью, не забывая при этом призывать их к вере Аллаха. Призывающим надо объяснять роль и место коранического ниспослания в системе ниспослания от Бога в целом, одновременно подчеркивая его такую особенность, как подтверждение им всего предыдущего ниспослания от Бога. Аллах говорит так: 

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний. А также для того, чтобы оно предохраняло их. Суди же (выноси решение) согласно тому, что ниспослал Аллах. И не потакай их желаниям, (уклоняясь) от явившейся к тебе истины. Каждому из вас мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он (разделил вас), чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. (Не забывайте, что) всем вам предстоит вернуться к Аллаху. Тогда Он поведает вам о том, в чем вы расходились (во мнениях)» (5/48). 

«(О, сыны Исраила!) Уверуйте в то (Коран), что ниспослал Я в подтверждение того (Торы), что у вас на руках. Не будьте первыми из отвергающих его…» (2/41). 

Карикатуристы журнала Charlie Hebdo не нарушили условия аятов (60/8-9), регламентирующих отношения мусульман с немусульманами. Потому с ними достаточно было полемизировать о философии художественного творчества и пределах свободы в нем, особенно в его экстремальных переходах, когда карикатура от той повседневной жизни переносится на личность и образы посланников и события в вере. И здесь требуется глубина мышления и особый такт, чтобы не перейти из дозволенного в недозволенное, из карукатуры как средства художественного мировидения к карикатуре как к средству оскорбления и унижения народов, их культур и ценностей, в фокусе которых всегда стоит вера (религия). 

Но даже при том, что если будут нарушенны эти три условия, формулируемые приведенными аятами (60/8-9), то даже в этом случае нет основания для объявления войны противостоящей стороне. Война объявляется на следующих условиях: 

«И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте (границ). Поистине, Аллах не любит преступающих!» (2/190). 

Далее Аллах объясняет, что такое «преступать (границы)». Говорит так: 

«…Кто же преступает против вас, то и вы преступайте против него. (Преступайте) подобно тому, как он преступил против вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах с богобоязненными!» (2/194). 

Аллах дважды повторяет смысл «преступания (переступания границ)». Аллах и в «переступании» говорит о мере. О ее ненарушении. Повторим: «(Преступайте) подобно тому, как он преступил против вас». Аллах сдерживает пыл воюющих сторон. А мусульман призывает быть адекватными в соответствии с действиями противостоящей стороны. И не проявлять «воюющего качества» (чрезмерность) со своей стороны. Иначе, он призывает их к защитной стратегии. И подчеркивает ее важность для решения вопроса о судьбе человека со стороны Аллаха (в судный день). Он говорит о том, что «Аллах не любит преступающих!» (2/190). И продолжает эту свою мысль в аяте, призывая человека «к боязни» перед Аллахом. Говорит так: «Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах с богобоязненными!» (2/194). 

Все эти соображения Аллаха должны привести немусульман к пониманию того, что мусульмане действуют по-справедливости. А она происходит от Аллаха, сам который является Единым Богом мусульман в такой же мере, в какой он является и Богом иудеев, христиан и всех остальных людей в мире, уверовавших в него. Ибо на свете существует только этот Единый Бог и другого Бога, кроме него, больше нет!..

А посланники представляют Бога, говорят и действуют от Его имени. Потому Аллах называя условия веры, включает в них и веру в посланника. Говорит, к примеру так: 

«Посланник уверовал в то, что было ниспослано ему от Господа и верующие (тоже уверовали). Каждый уверовал в Аллаха, ангелов, писания, посланников. (И сказали:) «Мы не делаем различий между кем-нибудь из Его посланников» (2/285). 

А теперь давайте рвать эту связь Посланника с Богом. Будем «карикатурить» Посланника, оставляя в стороне Бога. Т.е. думая так, что мы имеем дело с одним посланником мусульман, скажем так. А куда деть в таком случае Единого Бога, который стоит за всеми своими посланниками? Иудейскими, христианскими и другими?.. Подумал ли об этом кто в редакции карикатуристов?.. 

Об этом можно сказать и так. Если Бог не отделим от своего Посланника, а за каждым из них стоит один и тот же Бог, то как можно делать карикатуру «на чужого посланника», чтобы не замешать в нем «своего»? Как можно карикатурить направо и налево, если по всему пространству нас окружает Единый Бог со своими посланниками по всему кругу? Неужели мы до того сбились с пути и потеряли ориентиры, что не можем понять даже такую простую мысль, как действие Единого Бога с ипостаси разных религий со своими Посланниками? А еще и при том, что Аллах, каждый раз указывая на его последнее нисполслание людям (Коран), говорит со всей настойчивостью о том, что оно, повторим, подтверждает все предыдущие ниспослания… 

…Мусульмане действуют по-справедливости. И действуют по правде. И то, и другое происходит, простите, не от себя, а от Бога, Единого для нас для всех. Понявший это, способен понять и позицию (мышление) мусульман. Потому при всех проблемах и трудностях «с мусульманами» можно обратиться к открытой и доступной сегодня для всех Книге мусульман и выяснить для себя то, что видится здесь как проблема от Единого Бога. Это и будет исчерпывающим ответом на все вопросы не только о мусульманах, но и о вере (религии) вообще. 

А делать вид, что мусульмане – это одно, а иудеи и христиане – другое, – это не только неверно «по тексту» или по ниспосланию. Это и несправедливо. Ибо за всем стоит Единый Бог. И сегодня все это знают. После этого все сужденя о Боге делаются просто неинтересными. И правды никакой в них, и справедливости тоже никакой!.. 

А что касается художественного творчества в отношении Бога и его мира и посланников, то какие у кого могут быть претензии на этот счет?! Речь идет только о том, чтобы в пылу «закидывания» «нашего Посланника» «не забросать» за ним Бога своего… 

Пусть Бог даст ума этим людям!

С надеждой на это и с уважением к творчеству.

Правдивому, справедливому, богоуважительному.

И благодарному по отношению к посланникам.

Ибо с их помощью мы имеем сегодня в вере то, что имеем в ней в качестве Слова от Всевышнего Бога.

РS. Вот пример, которым Бог озадачил Посланника и который довел эту его задачу до нас, за что мы и остаемся теперь благодарными ему. Аллах наставляет его так: 

«(О, Мухаммед!). Призывай на путь Аллаха мудростью и добрым увещеванием (добрым словом). И веди с ними спор наилучшим образом. Воистину, твой Господь знает лучше тех, кто следует прямым путем. Если вы подвергнете их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых. (Поэтому) терпи! Ибо твое терпение только от Аллаха. Не печалься о них и не огорчайся оттого, что они ухищряются (и не бойся их коварных планов). Воистину, Аллах с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (16/125-128). 

Существует народная пословица: «Одна беда лучше, чем тысяча наставлений». Мы думаем, что люди должны взять пример из случившегося «с карикатурами». Его должны взять все, кто желает быть в мире по правде, справедливости и по прекрасному. То есть быть вместе с Богом!..». 

Теги: Париж, начало года, 2015-го, «Карикатурные» размышления. 

Опубликовано 14.01.2015 

  

[1] Статья проф. А. Баиндира написана на турецком языке.

Ее перевод на русский сделан редакцией нашего Отдела.

Перевод и его научная редакция осуществлены проф. Р. Османзаде (др. философ. наук) и Р.А. Васиповым (научн. сотр.).

            Статья приводится также на сайте в формате PDF.

[2] Вооруженное нападение на Charlie Hebdo было совершено в Париже в среду утром. В результате стрельбы погибли 12 человек, в том числе 10 сотрудников издания и двое полицейских. Еще 11 человек получили ранения. Преступникам удалось скрыться с места происшествия. Этот теракт стал крупнейшим по числу жертв во Франции за последние полвека.

[3] См.: http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/97267/ и другие материалы по теме в интернете. 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.