Кораника
Покрытие головы у женщин или что скрывает хиджаб, никаб, паранджа?

Покрытие головы у женщин или что скрывает хиджаб, никаб, паранджа?

Покрытие головы у женщин или что скрывает хиджаб, никаб, чадра, паранджа? 

Вопрос: Как надо понимать покрытие головы женщинами: обязательным предписанием, настоятельной сунной, следованием традиции и т.д.? И как относится предписание о покрытии головы с такими предписаниями, как, скажем, предписания о свидетельствовании (шахаде), намазе, посте, закяте, хадже? Можно ли носить хиджаб и никаб женшине, которая проживает в месте, где из-за неадекватных действий исламских террористов, люди думают, что женщина в хиджабе и никабе является террористкой? Можно ли в данном случае заменить хиджаб на платок с водолазкой, чтобы было видно лицо? Ведь даже сотрудники правоохранительных органов в «мягкой форме» побуждают снять хиджаб, мотивируя это безопасностью самой женщины. Как правильно поступать в сложившейся ситуации? 

Ответ: Покрытие головы женщинами – это повеление Аллаха: 

«О, Посланник! Скажи твоим женам, дочерям и верующим женщинам, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от других женщин) и поэтому они не подвергнутся лишним оскорблениям. Аллах – прощающий, милосердный» (33/59). 

Хиджаб – это такое покрывало, которое закрывает не только тело женщины, но и ее лицо. Но Аллах в Коране от женщин-мусульманок не требует этого. Закрывать полностью лицо, облачать женщину в балахон, паранжу и другие виды мешковидной одежды, – это традиция древних народов, от которой не смогли отказаться даже современные. Эта традиция никак не связана с предписанием Аллаха. Аллах говорит так: 

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и держали в целомудрии свое лоно. Пусть они не выставляют напоказ свои прелести (красоты), за исключением (лица и кистей рук) тех, которые очевидны. И пусть прикрывают своими покрывалами груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, отцов…» (24/31). 

К слову, в Аравии, как в древности, так и по сей день, бедуины обматывают свои головы длинными тканями для того, чтобы уберечь свое лицо от песчанных ветров, когда они пасут стада верблюдов. Но измыслители хадисов придумали на этот счет известный хадис. Он о том, что ношение на голове чалмы – это Сунна Посланника. А совершение намаза с чалмой вообще дает в 70 раз больше наград. Придумывая эти хадисы, люди не учли одного. Это одежда является традиционной для бедуинов и арабов, живущих в пустынных условиях. Она никак не связана с одеждой людей, живущих в совремнных метрополиях… 

И с паранджой аналогичная ситуация. Эту одежду носили женщины Средней Азии… В истории наболее часто паранджа встречалась у узбекских, таджикских, казахских и афганских народов. Вот что мы узнали о парандже или современном хиджабе: 

«Термин фараджи или в узбекском произношении параджи (русское паранджа), арабского происхождения, в переводе с персидского означает платье. Фараджа означает мужскую широкую верхнюю одежду, преимущественно с длинными рукавами, а у константинопольских турок – и женскую одежду, надеваемую при выходе из дома. Упоминания об одежде в виде халата, закрывающего фигуру до пяти имеющего широкие длинные рукава, а также украшенного вышивкой и даже драгоценными камнями, имеются в источниках еще IX века. 

Фараджи возник в Египте, откуда распространился в другие восточные страны. В Средней Азии при Шейбанидах (XVI в.) фараджи-халат был одеждой ученых. В Индии и Средней Азии при Бабуре и Тимуридах фараджи был верхней одеждой ученых, государственных чиновников и духовенства. Однако не исключено, что на арабское происхождение слова паранджа указывает лишь то, что традиция ношения покрывала на лице стала строго соблюдаться с приходом арабов в Среднюю Азию в VIII веке. Более древние головные уборы, кроме религиозного значения, имели цель защитить голову и плечи от палящего солнца

Известный таджикский писатель средневековья Зайнаддин Махмуд Васифи (1485-1551) в своих мемуарах «Удивительные события» упоминает фараджи как халат мужчин, так и женщин. В XVI-XVIII веках жительницы Стамбула стали носить подобную одежду, которая в турецком произношении называлась фередже. Она тоже была частью верхней одежды, но вместо чачвана – сетки, закрывающей лицо, – турчанки надевали платок или белую вуаль, которая хоть и закрывала лицо, но оставляла щель для глаз. Зимой фередже внакидку носили и дервиши. 

В XVI веке термин фараджа упоминается в письменных источниках в значении халат, в его специфическом, парадном, выходном вариантах. А первое письменное упоминание об обычае накидывать на голову халат при выходе из дома относится к XVIII веку и принадлежит поручику И. Гладышеву и геодезисту Д. Муравьеву, совершивших в 1740-1741 годах поездку из Орска в Хиву и обратно. Они сообщили, что узбечки дельты Аму-Дарьи, выходя из дома, накидывали на голову чапен (халат). В своих записках русский офицер Ф.Ефремов, побывавший во второй половине XVIII века в Бухаре и Хиве, пишет: «Женщины сверх платья надевают фараджи, то есть женский халат, у коего с головы до пят рукава весьма узкие, вместе сшитые и пущенные назад, длиною ниже икор… На лицо надевают волосяные сетки, оные называются чашман». Другое описание оставил Филипп Назаров, бывший в Ташкенте в 1813-1814 годах. По его словам, те женщины, которых он видел на базаре, были под покрывалом. Они накидывают на себя халаты… а на лицо опускают волосяную сетку, которая пришивается к халату. 

В современное время термин фараджа по всей Средней Азии употребляется в искаженной форме (фаранджи, паранджи), лишь у припамирских таджиков (в Хуфе и Шунгане) он сохранил свою первоначальную форму, но обозначает там не вид одежды, а способ ношения ее мужчинами внакидку. 

Таким образом, паранджа среднеазиатских женщин происходит от древней фараджи – нарядного халата, надевавшегося как накидка. Эта одежда трансформировалась в феодальную эпоху, видоизменяясь в соответствии с новыми вкусами, но все же сохраняя древнюю основу. Уже в XVI веке длинные и неудобные рукава стали декоративной деталью, а в XVIII веке окончательно утратили свое практическое назначение. Во времена позднего феодализма назначение паранджи изменилось: она стала скрывать женщину от посторонних взглядов в соответствии с нормами ислама» [1]

См. по теме дополнительно на линке: 

http://www.koranika.ru/?p=3020. 

Теги: покрытие головы у женщин или что скрывает хиджаб, никаб, чадра, паранджа.   

Опубликовано 02.04.2014


[1] См. дополнительно «Происхождение паранджи» на линке: http://ageiron.ru/istoriya-kostyuma/vozniknovenie-parandzhi (01.04.14).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.