Вопросы касающиеся веры
Вопрос: На что должен обращать внимание человек, который хочет принять ислам?
Ответ: Ислам и вера в целом – это дело ума и души. И потому человек приходит к вере сам, по своей воле и без всякого принуждения к ней. По этой причине в вере от Всевышнего никакого принуждения нет и человек сам решает, как быть с ней и в ней. Но поскольку Всевышний дал ему свое ниспослание, а в нем сказал, как быть ему, а как нет, то Он спросит с человека за эту свою милость к нему. Спросит за то, почему он поступил с верой не так, как надо было, а по-другому? Почему при ниспослании, рекомендующем одно, он поступил по-другому и даже по-противоположному. Вознаградит за действия «по рекомендации» и накажет за все другие действия…
А «секрет» заключается в том, что Всевышний предусмотрел для человека два мира. Первый – это тот, в котором мы проживаем (существуем) сегодня, а второй – тот, в который водворит нас Всевышний после нашей смерти и нашего возрождения… Повторим, мы живем своей жизнью и умираем, а потом Всевышний повторно возвращает нас к жизни или возрождает нас… Этот момент повторной жизни или возрождения является, пожалуй, одним из самых трудных в учении веры. Но Всевышний требует нашей безусловной веры в него. Говорит так:
«Ваше благочестие (вера мусульман) состоит не (только) в том, чтобы обращать свои лица в сторону востока и запада, но и в том, чтобы уверовать в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в ниспослание, в посланников. А также жертвовать своим имуществом близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим (нуждающимся) и на (освобождение) рабов, несмотря на любовь (к этому имуществу). Совершать молитву, выплачивать закят. Исполнять (обязанности) договора после его заключения и (быть) терпеливым в несчастии, скорби и во время беды. Вот это те, которые были правдивы. Это они являются богобоязненными (мусульманами)» (2/177) [1].
Можно подчеркнуть и такую особенность ислама, которая связана с отсутствием в нем особого органа, предписательно (инструктивно или по-уставному) формулирующего условия вхождения в него и выхода из него. И у мечети (джами) в исламе нет никакой огранизационной функции в этом вопросе. Она есть только у Церкви, в христианстве. Но в исламе, подчеркнем, у мечети нет права свидетельствования о принятии в ислам или выходе из него. Это право принадлежит в исламе, как отмечено, самому человеку. И он сам решает, как быть с ним. И когда по своему уму и сердцу решит, что ему надо быть в исламе, тогда и приходит к нему. Но в любом случае, как положительном по отношению к ниспосланию, так и отрицательном, человек остается ответственным перед Аллахом и должен учитывать это положение дел.
И даже у Посланника Аллаха, Мухаммеда (сас), нет такой задачи, чтобы наставлять человека на путь Аллаха. Он только обязан передать ему ниспослание от Аллаха в точно таком виде, как он получил его от Аллаха по каналу связи с ним через Ангела Джабраила [2].
Аллах желает, чтобы человек правильно понял его. Понял, что Его ниспослание к нему есть объективная истина, которая на пользу и во благо ему же самому. Потому он должен ценить это и быть благодарными своему Господу. Обязать «быть благодарным» невозможно. Человек должен осознать это сам. Или сам должен дойти до этого. И Аллах «прописывает» ему пятикратную молитву (намаз) в день [3].
В исламе есть два праздника: (1) Праздник ниспослания Корана, сопровождаемый постом в месяце рамазане, и (2) Курбан-байрам или Праздник жертвоприношения. Праздник имеет смысл отказа от богов-идолов и переход на позиции поклонения единому Богу – Всевышнему Аллаху [4].
В исламе есть и другие предисания и запреты, опирающиеся на Коран и комментируемые Посланником Аллаха в его хадисах. Их, естественно, надо исполнять.
Последний момент можно подчеркнуть. Речь идет о хадисах Посланника. Они составляют неотъемлемую часть коранического учения и его практики. В методологическом плане это ведет к принципу единства аятов и хадисов (Посланника) в познании (исследовании) Корана.
Остается подчеркнуть, что сегодня «ислам» является «широким» понятием. «Широким» и в том смысле, что в нем можно встретить широкий спектр мнений по одним и тем же вопросам. Можно выбирать из них «подходящее» или «понравившееся». Но и тот, и другой подход является неверным, если требуется объективное мнение. А объективное – это такое, которое основано на науке. Современной, разумеется. Потому мы предлагаем вам ориентироваться на такие исследования в исламе, которые ориентированы на современную науку…
Теги: вопросы касающиеся веры, человек приходит к вере сам, по своей воле и без всякого принуждения к ней.
Опубликовано 18.12.2013
[1] В дополнение приведем еще один аят: «Разве ты не видел того человека, который проходя мимо города, разоренного до основания, сказал: «Как Аллах оживит это место после смерти?». В ответ на это Аллах умертвил его, затем воскресил и спросил: «Сколько же ты оставался?». Он ответил: «День или быть может меньше того». «Нет, – возразил Аллах. – Ты оставался ровно сто лет. Посмотри на свою еду и питье, они даже не испортились. Посмотри и на осла своего. Мы сделали это для того, чтобы дать тобой пример людям. Посмотри на кости (твоего осла), как мы будем их соединять, а потом покроем их мясом». Когда все это стало очевидным, (тот) сказал: «Теперь я понял, что силы Аллаха действительно хватит на все» (2/259).
[2] В связи с последним моментом Аллах говорит так:
«Если бы он (Мухаммед) приписал нам некоторые слова, то мы схватили бы его за правую руку, а потом перерезали бы ему жизненную артерию. И никто из вас не смог бы помочь ему» (69/44-47).
«Мы направили тебя посланником для людей. Довольно того, что Аллах является свидетелем» (4/79).
«Разве на посланников было возложено что-либо, кроме открытой передачи (Слова Аллаха)» (16/35).
«О, Посланик! Возвести о том, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь его послания…» (5/67).
«Аллах указывает на прямой путь, но есть дороги, которые уводят в сторону. Если бы Аллах пожелал, то Он всех вас привел бы на прямой путь» (16/9).
[3] Есть и другие предписания Аллаха, но на них мы не останавливаемся.
[4] В литературе высказываются ряд соображений по вопросу о смысле Курбан-байрама (см.). Но мы разделяем приведенную.
Свежие комментарии