Кораника
Разумные существа

Разумные существа

Разумные существа

Вопрос: Можно ли говорить о шайтане как существе неразумном, который взял и ни с чего восстал против Аллаха? Как в этой связи понимать отрывок, повествующий об Адаме и Иблисе? 

Ответ: О шайтане нельзя сказать, что он является «неразумным» существом. Он в курсе и всесилия Аллаха, ибо, будучи изгоняемым, он попросил у него разрешение (отсрочку) до Судного дня. В некоторых аятах говорится еще и о боязни шайтана перед Аллахом. 

Здесь следует иметь в виду следующее: быть разумным – это одно, а действовать в согласии с разумом – это другое. Шайтан не воспользовался своим разумом, а еще и не попросил прощения за неверный проступок. Потому и был изгнан. Если бы вместо чувств он воспользовался бы разумом и попросил прощение, сегодня бы он не был в том положении, в котором находится. Аллах совсем не является таким, простите, несправедливым, чтобы сводить его с пути, а затем наказывать. 

Всему Адама научил Аллах. В этом смысле Аллах может считаться его учителем. Он установил для Адама один-единственный запрет – чтобы он не ел с указанного дерева. А Адам обошел этот запрет. До этого пункта между ними – шайтаном и Адамом – нет никакой разницы. Оба они ослушались слова Аллаха. Один из них не выполнил приказ Аллаха, другой переступил запрет Аллаха. Различие между ними и их поступками обнаружилось уже после этого. Шайтан стал упорствовать в своей, якобы, правоте, упираться, за что и был изгнан. Адам понял свою ошибку и тут же попросил прощения. И был прощен. Оба они, если и совершили что, то только против себя. Их направлял на это не Аллаха, а они сами направляли себя на это. На этом примере можно видеть, что значит обладать разумом, а что значит уметь пользоваться им… 

Теги: разумные существа, неисполнение приказа Аллаха, шайтан и человек, Адам. 

Опубликовано 26.11.2013

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.