Три времени, когда нежелательно совершать молитву
Вопрос: Какова основная причина нежелательного совершения намаза в течении трех раз в день: во время восхода Солнца, когда оно в зените и при его закате?
Ответ: По этому поводу есть аят и хадис. В аяте говорится так:
«Среди его знамений – ночь и день, Солнце и Луна. Если вы хотите пасть ниц (поклоняться), то не делайте этого перед Солнцем и Луной, а падайте ниц (поклоняйтесь) перед Аллахом, который сотворил их!» (41/37).
У Муслима в «ас-Сахихе» от Амра бин Аббаса ас-Сулями (ра) приводится следующий хадис:
Амр бин Аббас рассказал: «Будучи немусульманином, я понимал, что люди находятся в заблуждении, когда поклоняются идолам. Потом я услышал о человеке в Мекке, который призывает к чему-то новому, я сел на свое верховое животное и отправился к нему. И нашел того человека скрывающимся, так как его народ совершали нападки на него…
Я спросил его: «Кто же ты»? Он ответил: «Я Посланник»!
Я спросил: «А что за Посланник»? Он ответил: «Я Посланник Аллаха»!
Я спросил: «А с чем ты пришел»? Он ответил: «Я пришел, чтобы соединять родственные связи, разрушить идолы и чтобы призвать людей поклоняться лишь Единственному Аллаху, не предавая ему в сотоварищи (никого и) ничего»!
Я спросил его: «А у тебя есть последователи»? Он ответил: «Да, есть! Это и свободный, и раб»!
Я спросил: «Как мне стать твоим последователем»?.. В тот день с ним были Абу Бакр и Билял… Он ответил: «Поистине, ты не сможешь сделать это сегодня. Ты видишь мое положение и положение других верующих (Ред.). Лучше возвращайся к своей семье, а когда услышишь обо мне, что я уже утвердился, то приходи ко мне».
Я отправился к своей семье, а после узнал, что Посланник Аллаха переселился в Медину. Потом я начал интересоваться и расспрашивать людей о нем: «Что сделал тот человек, который прибыл в Медину»? Мне ответили, что «люди спешат к нему». Его народ хотел убить его, но они не смогли (сделать это). Тогда я отправился в Медину, зашел к нему и сказал: «О, Посланник Аллаха, ты узнаёшь меня»? Он ответил: «Да. Ты тот, кто встретил меня в Мекке». Я сказал: «О, Посланник Аллаха, научи меня тому, чему научил тебя Аллах из того что я не знаю…
Расскажи мне про молитву»? Он ответил: «Совершай утреннюю молитву до восхода Солнца, затем воздержись от намаза, пока оно не взойдет и не поднимется. Поистине, оно восходит между рогами шайтана [1]. И не будь подобным неверным, потому, что в этот момент ему поклоняются неверные. После восхода Солнца молись! Поистине, эта молитва, на которой присутствуют ангелы и о которой они свидетельствуют, пока тень не достигнет размера небольшого копья [2]. (Когда Солнце в зените) в это время тоже не совершай намаз. Поистине, в это время растапливают огонь ада. Потом соверши полуденную молитву (зухр) и послеполуденную (аср). Потом воздержись от молитв, пока не зайдет Солнце. Поистине, Солнце заходит между рогами шайтана и в этот момент ему делают земной поклон (саджда) неверные»…
Теги: три времени, когда нежелательно совершать молитву, Солнце восходит и заходит между рогами шайтана, 41/37.
Опубликовано 25.10.2013
[1] Рога во все времена были символом силы и господства… Но художественно-поэтическое мышление, известное еще и как «традиционное», относит их… к Солнцу (!). Отсюда следует понятие «рога Солнца», которые понимаются – как поэтические образы – как восток и запад. Так с помощью образной художественно-поэтической речи известные всем «обычные рога» «переносятся на небо» и становятся «рогами Солнца». Формируются новые выразительные средства речи…
У этой образности и метафоры есть и совершенно очевидный фактический или реалистический смысл. И связан он с восходом и заходом Солнца. Если взять Солнце «в сáмом восходе» и «в сáмом закате» и сделать это еще и при способности к воображению и созданию к художественной образности, то может показаться, что Солнце всходит и заходит, простите, «рогами»… Один свой «рог» оно показывает утром, на восходе, «другой» – вечером, на закате… Так получается метафора с великой силой!..
Но «рог» – это след Солнца на небе. На восходе и закате. На востоке и западе. Других следов от Солнца на небе просто нет! Потому «все рога на небе» – это лучи Солнца. Порой они расходятся во все стороны от него… А, вот, восходящее и закатывающееся Солнце – при небольшом воображении – восходит и заходит, если угодно, «рогами»… Но продукт воображения «не остается на небе». Он тут же перетекает в жизнь и входит в речь люде в виде ее метафорического и художественно-поэтического компонента. Так, поневоле, делается возможной игра слов «рог» и «луч» в речи, когда эти слова могут совпадать до синонимов (в др. еврейской, к примеру)… Выходит, что «рог» и «луч» сходятся дважды. Один раз на небе и фактически, второй – в речи и образах художественнного мышления…
Еще раз посмотрим на лучи, «которые рога». Попытаемся взять их вместе. «Вместе» не получится! Один из них появляется на небе к восходу, второй – к закату… В таком случае изменим вопрос. Переформулируем его в вопрос о лучах Солнца на небе. И тогда мы и в самом деле увидим их. Нечто вроде слабых прожекторов… По правде, ничего «прожекторного» на небе нет! Этот эффект создают атмосферные условия. Но при них небо – солнце – действительно расходится лучами. Лучи от Солнца – классический рисунок детского и символического мышления… Так небо опять переносится в жизнь…
Но и это еще не все. Продолжим наблюдение за небом и солнечными лучами на нем. И увидим, что лучи на нем расходятся «сверху вниз», когда Солнце «на небе», где-то в его середине, и «снизу вверх», когда оно на восходе и на закате. Остается заметить, что число лучей может быть и два… А раз два, то опять может вступить в права ассоциация «с рогами»… Так «правда неба» и в этот раз переводится на язык поэтики и символики…
[2] Здесь речь идет о тени, которая наступает перед обеденным намазом (зухром).
Свежие комментарии