Раб или служитель?
Вопрос: В каком лице человек должен исполнять предписания Аллаха, в лице раба или служителя?
Ответ: Как известно, в традиции по отношению к верующему, применяют выражение и понятие – раб. Это выражение несет в себе значение (смысл) покорности, преданности, подчиненности, а также безволия. Но подчеркнем, что арабское слово «абд» (عبد) не означает раб. Оно значит – служитель. Потому, что Аллах не нуждается в рабах и нас он создал не как рабов, а как покорно-служащих. Подчененных Ему и преданных Его Слову. А выражение раб, уже говорит само за себя… Ведь, раб исполняет только приказы и волю своего хозяина и больше ничего…
Но Аллах, обращаясь к нам, говорит:
«Мы создали человека из смешанной капли (спермы). Подвергли его испытанию. И сделали его слышащим и видящим. Воистину, мы направили его на верный путь. (А после этого он, если хочет) будет или благодарным или неблагодарным» (76/2-3).
Как видим, Аллах отпустил человека на все четыре стороны. Дал ему волю и свободу… Может ли после этого он назвать его своим рабом?.. Аллах говорит так:
«Разве Я не завещал вам, о, сыны Адама, не поклоняться (служить) шайтану, который является вашим врагом, а поклоняться (служить) только мне? Ведь это и есть прямой путь» (36/60-61).
В этом аяте в выражениях «не поклоняться шайтану», «а поклоняться только мне» проходит корень слова «абд», который мы еще понимаем и переводим как служить. Значит глагол слова «абада» (عبد) означает поклоняться, служить. Соответственно, от этого глагола происходит и существительное слово «абид» (عبيد), которое означает поклоняющийся, служитель, но не раб… Аллах сказал:
«О, мои верующие служители! Воистину, моя земля обширна. Так поклоняйтесь (служите) же (только) мне!» (29/56).
К примеру, приведем аят, где посланник Ибрагим обращается к Аллаху с тем, чтобы Он показал ему, как Он оживляет мертвых:
«И вот сказал Ибрагим: «Господи! Покажи мне, как ты оживляешь мертвых». (Аллах) сказал: «А разве ты не уверовал?». (Ибрагим) сказал: «Конечно, уверовал! Но хочу, чтобы мое сердце укрепилось (удовлетворилось) в вере…» (2/260).
А также можно вспомнить еще и историю посланника Мусы, который хотел увидеть Аллаха и др.
Итак, мы считаем, что в этих и подобных случаях, если бы человек был рабом, а не служителем Аллаха, то он бы не смог задать такие вопросы своему Господу. Поэтому человек перед Всевышним Аллахом является только его служителем и никем иначе. Если бы Аллах создал человека для себя рабом, тогда человеку не понадобились бы мозги, и Аллах не дал бы ему свободу в служении Себе, а о ниспослании мы уже не говорим.
К слову, человек, чтобы избавиться от наказания и ответственности перед Аллахом в Судный день решит валить всю вину на Аллаха. Говорит так:
«Многобожники (мушрики) скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами (посланников) те, кто был до них, пока они не вкусили наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете» (6/148).
Как видим, многобожники лгут. Они при виде наказания за свои деяния хотят уйти от ответственности, и перекладывают всю вину на Аллаха. Этот момент в аяте важен тем, что человек знает о своей обязанности и ответственности перед Аллахом. Но так сложилось, что человек хочет уйти от нее. А поскольку он не раб, а служитель, то Аллах ставит человека в обязанность служить и верить ему. И говорит, что возвращение будет только к нему. Повторим, что перед Аллахом будет отвечать не раб, у которого нет воли и свободы выбора, а служитель обладающий всеми этими условиями, которые Аллах дал человеку и сообщил об этом в своем ниспослании…
Теги: раб или служитель, в традиции по отношению к верующему, применяют выражение и понятие раб, 2/260, 29/56, 36/60-61, 76/2-3.
Опубликовано 07.02.2013
Свежие комментарии