О «шести» столпах веры
Вопрос: В исламской литературе часто встречается тема о шести столпах или, как это принято говорить иначе, условиях веры. Но изучив аяты Корана, понимаешь, что одно из условий отсутствует. Это – условие веры в судьбу. Объясните нам это.
Ответ: Да, в исламской традиции вера в судьбу или, иначе говоря, вера в предопределение существует и имеет важное значение. Итак, пункты или основные положения (принципы) веры можно сформулировать так: 1) вера в единство Аллаха, 2) вера в ангелов, 3) вера в священные Писания, 4) вера во всех посланников, 5) вера в Судный день (ахирет), 6) вера в судьбу (предопределение). Но заметим, что вера в судьбу идет не от Корана, а от хадиса.
Аллах в Коране же говорит так:
«Ваше благочестие (вера мусульман) состоит не (только) в том, чтобы обращать свои лица в сторону востока и запада, но и в том, чтобы уверовать в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в ниспослания, в посланников [1]. А также жертвовать своим имуществом близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим (нуждающимся) и на (освобождение) рабов, несмотря на любовь (к этому имуществу). Совершать молитву, выплачивать закят. Исполнять (обязанности) договора после его заключения и (быть) терпеливым в несчастии, скорби и во время беды. Вот это те, которые были правдивы. Это они являются богобоязненными (мусульманами)» (2/177) (см. дополнительно: 2/285, 4/136).
Как видим, в этом аяте даже и речи нет о предопределении, судьбе. Кроме этого, с уверенностью можем сказать, что во всем Коране о предопределении нет ни слова. А те аяты, которые толковали как предопределение, по значению говорят совсем о другом. К примеру, Аллах говорит о мере «кадар» [2] (قدر), по которой он сотворил (создал) всякую вещь. Он говорит так:
«Воистину, мы сотворили всякую вещь – по мере!» (54/49).
«Аллах установил меру для каждой вещи» (65/3).
Слово «кадр» или «кадар», которые проходят в аятах, означают не предопределение, а меру (соизмерение, соотношение, расчет), по которой Аллах всё создал. А меру надо еще вычислить. То есть если вещь создается «с мерой», то это значит, что она сначала создается расчетным путем, а затем уже воплощается в жизни. Иначе: всякая вещь сначала проектируется и рассчитывается, а уже после этого реализуется в акте своего творения…
А что касается судьбы (предопределения) и веры в нее, то это положение веры проходит, как отмечено, только в хадисе «Ислам, иман, ихсан».
Передает Умар ибн аль-Хаттаб (ра):
«Однажды, когда мы сидели с Посланником Аллаха (сас), перед нами появился человек в необычайно белой одежде и с необычайно чёрными волосами. На нём не было никаких следов того, что он пришел из дальнего путешествия. Но никто из нас не знал его. Он подошёл и сел напротив Посланника (сас).
Прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его ноги, он сказал: «О, Мухаммед, расскажи мне об Исламе!». Посланник Аллаха (сас) сказал:
«Суть ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха. И, что Мухаммад – посланник Аллаха. Совершал молитву, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана. И совершил хадж к Дому Аллаха (Каабе), если хватит на это сил». Путник ответил: «Ты сказал верно». Мы были удивлены тому, чтó он спрашивал у Посланника и говорил, что тот сказал верно. Путник сказал: «Теперь расскажи мне об имане (вере)». Посланник ответил:
«Суть имана заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, в его ангелов, в его Писания, в его посланников и в Последний день. А также в предопределение и то, что и хорошее, и плохое (дурное) от самого Аллаха». Путник сказал: «Это верно». Потом сказал: «Расскажи мне об Ихсане.
Посланник ответил:
«Это значит, чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то помни о том, что Он, поистине, видит тебя». Путник сказал: «Теперь расскажи мне о Часе (о Судном дне)». Посланник ответил:
«Спрашивающий об этом, не имеет о нем знания большего, чем отвечающий». Путник сказал: «Расскажи мне теперь о знамениях Судного дня». Посланник ответил:
«Это когда рабыня родит своего господина. И ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, которые соревнуются в строительстве высоких зданий».
После этого он ушёл, а я ещё остался ненадолго. Тогда Посланник спросил: «О, Умар, знаешь ли ты, кто задавал вопросы?». Я сказал: «Аллах и его Посланник знают лучше всего». Он сказал: «Это был ангел Джабраил, который пришёл научить вас религии» [3].
Теги: шесть столпов веры, во всем Коране о предопределении нет ни слова, а те аяты, которые толковали как предопределение, 2/177, 54/49, 65/3.
Опубликовано 02.02.2013
[1] Выделено нами. – Ред.
[2] Под мерой понимается развитие некой определенности (свойства, качества, признака, закономерности и др.) вещи, в приделах которых делается возможным ее существование по заданной ей природе вещей. Мера несет смысл единства качественной и количественной определенности вещи.
[3] См.: Муслим, Иман, 1; Несаи, Иман, 6; Абу Давуд, Суннет, 17; Тирмизи, Иман, 4; Ибни Мадже, Мукаддиме, 9.
Свежие комментарии