«Совершенный человек» – «инсан-и кямиль»
Вопрос: Что понимается под выражением «Инсан-и Кямиль»? И почему это выражение так часто проходит в литературе суфического толка?
Ответ: Такой категории как «совершенный человек» – «инсан-и кямиль» в Коране нет. Эта категория является самоизобретением суфической философии. Поэтому, по вопросам данного рода следует обращаться к суфической литературе [1].
Мы можем только подчеркнуть принципиальное отличие суфизма от Корана и недопустимость привлечения суфических мыслей к Корану, в том числе, естественно, и по проблеме «совершенного человека».
Для общего ознакомления с этим материалом предлагаем исследования на эту тему, на следующих линках:
http://www.koranika.com/?p=1622 (на русск.),
http://www.koranika.com/?cat=241 (на русск.).
Теги: совершенный человек – инсан-и кямиль.
Опубликовано 29.09.2012
[1] «Инсан-и Кямиль» включает в себя все ступени материально-духовного совершенства. Его сердце связано с Аршем (троном), личность (или его «я») – с Кюрси (возвышением), уровень (функции) – с Сидре-и мунтеха, ум – с Калем-и аля (высоким пером или ручкой), душа – с Левх-и махфуз (хранимой доской) и природа – с анасыр-и эрбаа» (см.: Hasan Kâmil YILMAZ, İnsânı Kâmil, Altınoluk Mecmuası, Temmuz 1996, номер, 125; с. 31).
Арш (Трон): объемлющий всю вселенную некий высший уровен, небеса. Рай, Сидр и Кюрси мыслятся под ним. Кюрси: символ силы и власти Аллаха. Сидре-и мунтеха: уровень (организация) над семью небесами, Джаннатуль Ме’ва находится около него. Калем-и аля (высокая ручка): высокая ручка, которой пишутся тексты Аллаха. Левх-и махфуз (хранимая доска): доска, на которой излагается знание Аллаха о прошлом и будущем вселенной. Анасыр-и эрбаа: первоначала или первоэлементы – земля, вода, воздух и огонь, из которых произошел сам по себе материальный мир.
Следует обратить внимание на то, что во всех приведённых категориях нет никакого рационального смысла. У человека нет таких связей, о которых говорится в приведнном определении «совершенного человека»
В продолжении говорится так:
«Инсан-и Кямиль постоянно существует в мире, но больше одного его не бывает. Для него нет ничего скрытого в мире… Он знает вещи и их суть такими, какие они есть…» (см.: Hasan Kâmil YILMAZ, там же, с. 31).
То есть человеку приписываются качества, которые «под силу» только Аллаху…
Свежие комментарии