Расуль и наби
Вопрос: В аяте 75-ом суры «Паломничество» (22) говорится о слове «расуль». По традиции это слово понимается как «посланник, которому была ниспосланна книга». По этому определению и ангелов можно понимать в роли посланников. Но в аяте 4-ом суры «Ибрагим» (14) и в аяте 36-ом суры «Пчелы» (16) «посланники» понимаются «как люди, которые были посланы каждой общине». Каково в этом случае различие между «расулем» и «наби»?
Ответ: В Коране слово «расуль» относится и к ангелам. В аяте 75-ом суры «Паломничество» (22) говорится об ангелах. К примеру, Джабраил (Гавриил) был ангелом. В Коране во многих аятах он проходит как «расуль», который приносил ниспослание для «наби» (или для земных посланников). А в случае использования слово «расуль» по отношению к людям, он понимается так:
1. Посол, посланный человеком к человеку, не является посланником (12/50, 27/35).
2. Человек, который проповедует по ниспосланию, является расулем, но «наби» не является (36/13-17, 26/105).
3. Наби и расуль в кораническом тексте употребляются в совпадающих значениях (4/163-165).
Слово «расуль», проходящее в 4-ом аяте суры «Ибрагим» (14), понимается так, «что люди, которые не являются «наби», могут проповедовать по книге другого «наби». Слово «расуль» используется в значении посланника: «До тех пор пока мы не пошлем расуля, вас не настигнет наказание» (17/15). «(Чтобы объяснить наши аяты), мы послали расуля, говорящего на языке общины» (14/4,16/36). «Он (Мухаммед) расуль Аллаха и последний из наби (посланников)» (33/40). Из этих аятов мы понимаем, что все «наби» были и «расулями».
В Коране проходит выражение «расулян-набийя», которое означает «наби-расуль» (19/51, 7/157). Но во всём Коране нет выражения «расуль-наби». То есть на этом примере мы еще раз понимаем то, что все «наби» были «расулями», но не все «расули» были «наби».
От редактора. В вопросе о разделении понятий расуль и наби нам кажется, что имеет смысл начать с понимания их как совпадающих понятий (синонимов). Затем можно понимать их в различиях, связанных с их конкретными функциями. В этом случае можно говорить о том, что все посланники, если они получали знание (ниспослание) от Аллаха, они обязательно передавали его людям. А те, которые получали знание «для себя», естественно, оставляли его при себе. Среди людей были и такие, которые не получали знания от Аллаха, но действовали на его пути, передавая это знание людям. То есть в этом смысле выполняли как бы вторую часть функции посланника, который и получал знание от Аллаха, и передавал его людям. Уже в этом плане, если угодно, можно привлечь к описанию понятия расуль и наби…
См. по теме материал на линке (на турецк.):
Теги: расуль и наби, слово «расуль» по отношению к людям, все «наби» были «расулями», 12/50, 27/35, 36/13-17, 26/105, 4/163-165, 19/51, 7/157.
Опубликовано 23.02.2012
Свежие комментарии