Хадж Баязида Бистами
Вопрос: Ув. Ходжа (А. Баиндир. – Ред.)! В вашем видеоответе (от 15 апреля с.г.) вы говорили о том, что Баязид Бистами [1] по дороге на хадж (паломничество) повстречал одного шейха и тот сказал ему: «Что тебе делать в Каабе? Иди покружись вокруг меня семь раз. Это ещё лучше! После того, как Аллах построил Каабу, Он ни разу не был там. А от моего тела не отлучался ни на минуту». Где проходит этот текст? Может укажете его источник?
Ответ: Этот эпизод проходит у Мевланы [2], в его книге «Месневи». После его описания автор говорит о том, что Баязид Бистами постиг там истину, в силу чего повысилась его степень (совершенства по шкале суфизма. – Ред.) и он достиг конечной точки.
Приведём отрывок из книги (изложение сокращено. – Ред.) (курсив наш. – А.Б.):
«2210. Однажды шейх уммы (общины) Баязид направлялся в Мекку для умре и хаджа…
2220. Увидел (другого) шейха с видом молодой Луны… Слепого, но светящегося, как казалось, душой…
2225. Сел перед ним…
«– Шейх: О, Баязид! О чем думаешь? Куда направляешься?
– Баязид: С раннего утра думаю (направиться) к Каабе.
– Шейх: Хорошо! А что у тебя есть на дорогу?
– Баязид: Двести серебряных дирхемов (монет)…
– Шейх: Покружись вокруг меня семь раз. Считай это лучше паломнического кружения вокруг Каабы.
2230. О, щедрый (великодушный)! Положи эти дирхемы перед собой. Знай, что ты совершил хадж и цель твоя достигнута.
Совершил умре, достиг вечной жизни. Очистился, прошагал Сафу (Сафа и Мерве, название холмов. – Ред.).
Во право души, увидевшей Право (Аллаха. – Ред.), – Право возвысило (предпочло) меня выше своего дома.
Если Кааба – это его дом по предложению, то моя природа (тело) – это его дом тайны.
Он не вошел в этот дом с тех пор, как построил его. А в этот дом никто, кроме живого Права не вошел.
2235. И, уж, коль скоро ты увидел меня, ты увидел Право. Ты обошел вокруг Каабы верности (Каабы как символа верности, преданности вере. – Ред.).
Служение мне – это послушание (покорность, повиновение) Аллаху и благодарность ему. Не думай так, что Право – в стороне от меня.
Хорошенько открой глаза, посмотри на меня. И ты увидишь свет Права в человеке».
Баязид понял всё это. Повесил как золотое кольцо на ухо.
В силу этого степень Баязида возросла. Так он дошел до последней точки (совершенства по суфизму. – Ред.)» [3].
Соображения, высказанные Мевланой в этом фрагменте, не имеют никакого отношения к исламу [4].
Тема приводится также в видеоформате на линке:
Теги: Баязид Бистами, Хадж Баязида Бистами, Мевлана Джелаледдин Руми, суфизм, тасаввуф.
Опубликовано 26.04.2011
[1] Баязид Бистами (справка) (ум. 234/848 [?]). «Он родился в Иране, в селе Бистам в области Хорасан. Его дед Сюрушан (Серушан), будучи из религиозных деятелей иранской веры меджуси, принял мусульманство». Жил в эпоху возникновения тасаввуфа. «Исходил из мысли о том, что салик (вступивший или, в данном случае, вступивший на путь Аллаха. – Ред.), перейдя себя и уничтожив свое личностное начало, может (должен) прийти к Праву (Аллаху. – Ред.)». «Когда он, обратясь к Аллаху, спросил его, как прийти к Нему, он ответил: «Оставь душу, так и приходи» (Suleyman Uludağ. Bayezid-i Bistami. – İslam Ansiklopedisi, TDV, c. 5. İstanbul, 1992) (Сулейман Улудаг. Баязид Бистами. – Исламская энциклопедия). Как видим, во фрагменте от Мевланы о Бистами проходят те же идеи, что и в приводимой статье о его творчестве в Энциклопедии (Ред.).
[2] Мевлана Джелаледдин Руми (ум. 672/1273). Основатель тариката мевлевие, суфий, ученый и поэт (Ред.).
[3] Мевлана (Джелаледдин Руми). Месневи. О том, как один шейх сказал Баязиду: «Кабе – это Я! Покружись вокруг меня!». – Mevlana Celâleddîn Rûmî, Mesnevî, Hazırlayan: Adnan Karaismailoğlu, Yeni Şafak Kültür Hizmeti, İstanbul, 2004, c: 1, s: 234-235.
[4] От редактора. …И в самом деле – никакого!.. Но приведенный фрагмент можно считать показательным. И важным. В нем изложен ряд фундаментальных идей (принципов) суфического (тасаввуфического) концепта философствования.
…К примеру, чего стоит одна лишь мысль, высказанная в самом конце: «Служение мне – это послушание (покорность, повиновение) Аллаху и благодарность ему. Не думай так, что Право – в стороне от меня». В двух предложениях – две идеи: 1. служение мне – это послушание (покорность, повиновение) Аллаху и благодарность ему, 2. не думай так, что Право – в стороне от меня. Обе идеи не имеют ничего общего ни с Кораном, ни с принципами современной жизни. Так, из первой идеи современный тасаввуф выводит беспрекословное повиновение человека своему шейху (духовному наставнику в тарикатах, обшинах, исламских структурах). А после этого шейх использует человека уже по своему произволу. А ему говорит так: «Научись служить мне, чтобы потом служить Аллаху». А чтобы у него не оставалось никаких сомнений в том, каким он должен быть перед шейхом, он заранее говорит ему о том, что он должен быть перед ним таким, каким бывает, простите, труп в руках человека, его омывающего. Проще сказать, что он должен быть трупом… Это отношение к человеку не имеет место даже у Посланника. Аллах строго-настрого запретил ему все насильственные действия по отношению к человеку. «Ты только провозвестник!», – сказал Аллах ему (см.: 16/35, 5/67, 6/48, 42/48 и др.). Если бы надо было, Аллах всех сам бы наставил на путь: «Если бы пожелал Аллах, они бы не впали в ширк. Мы не сделали тебя надзирателем над ними. И не являешься ты и их адвокатом» (6/107), «Ты только провозвестник. Ответственным за всё является Аллах» (11/12) и др… А теперь появляется шейх и всё переставляет с ног на голову…
Вторая идея – «не думай так, что Право – в стороне от меня» – наводит на размышления о пантеизме. Если Аллах «не в стороне», значит он «во мне». Но в ком, «во мне»? Только ли в шейхе, наставляющим Байазида?.. На это не согласится ни один шейх! Значит он во всех шейхах. И даже не только в шейхах, но и во всех тех, кто пожелает иметь его «в себе». А как отказать им?! Аргументов-то всё равно нет!.. Вернее, они есть, но теперь у каждого! И ровно столько, сколько это надо для того, чтобы каждому отстоять свое право на утверждение, что «Он во мне». То есть опять же никто здесь ничего никому не может доказать, как и не может опровергнуть. Все оказываются в одинаковом положении. Все шейхи и, простите, нешейхи, до каждого простого смертного, пожелавшего иметь Аллаха «не в стороне от себя», а «в себе самом». Поскольку ни у кого никакого особого аргумента нет, а все имеющиеся на руках являются общими, постольку, повторим, каждый в этом вопросе может доказать другому то, что этот другой может доказать ему самому. На том можно и расходиться, ибо в этой точке вопрос оказывается исчерпанным…
Реальные доказательства или свидетельства есть только у посланников. Но и они тоже никому ничего не пытаются доказать. Они просто демонстрируют свои свидетельства, которые они получают от Всевышнего. И этого оказывается достаточным. Кто верит – верит, а кто – нет, – свободен в своем дальнейшем выборе. Может направиться на все четыре стороны… Так повелел Аллах, положив волю человека свободной, а себе оставив роль советчика и право на оценку отвественности человека перед собой. Этой установке (линии) следуют, как отмечено и его посланники.
Для нас важно еще раз подчеркнуть, что никто из его послаников не утверждает, что Аллах «не в стороне от меня». Они только призывают людей поклоняться Ему и принять его предписания как обязательные к исполнению. И тут выясняется, что Аллах требует от людей только быть благодарными Ему, уверовать в Него и содеять доброе. А приравнивание ему – в какой бы форме это не имело место, отвергает и «сильно» – до «непрощения – наказывает… А о том, что Аллах «не в стороне от меня», а «во мне самом», можно говорить только в том смысле, в каком положения и предписания ниспослания от Всевышнего стали принципом мышления и деятельности самого человека. А если перейти за этот смысл и придать ему физическое (материальное) толкование, то получается нечто вообще несуразное. Аллах же говорит, что в мире нет ничего подобного ему. То есть нет ни одной вещи, которая бы совпадала с ним по своим чертам и признакам. И после этого мы будем растроворять Аллаха «в человеке», «в природе» и еще, простите, в чём-то ином… И по миру неверно, и по Аллаху. А еще и против него. Говорит же, что один-единый на весь мир! И что нет ничего подобного ему! И власть не делит ни с кем!.. А теперь давайте говорить, что Он – «не в стороне от меня»… А если «не в стороне», значит «во мне»?.. Как можно занимать людей подобными вещами? И быть таким безответственных в вопросах, за которые спросится потом с всей ответственностью…
…Это только – из последнего предложения!.. А сколько еще до него?! Чего стоит одна только «последняя точка» или «совершенствование» по суфизму!.. И словом не сказать, и пером не описать! До того всё не по уму и не по миру. А потому и не по Слову ниспосланному. Таков суфизм! От начала и до самого конца!..
Свежие комментарии