Кораника
А. Байиндир. Ложные истины 2. Предисл.

А. Байиндир. Ложные истины 2. Предисл.

А. Байиндир. Ложные истины. Критика представлений, выдаваемых за коранические. Стамбул, ИФС, 2006. – Пер. Р.М. Османзаде [1]

              Предисловие

              У нашей религии есть своя Книга и свой посланник. За Книгой стоит Аллах сам. Он говорит так: «Этот Зикр (Коран) ниспослали мы. И охранителями его в любом случае также являемся мы» (15/9). Посланник обязан следовать Корану и пропагандировать (распространять и разъяснять) его. Всевышний Аллах говорит так: «Когда ты приходишь к ним без аята, они говорят, «взял бы откуда-нибудь». Скажи: «Я следую тому, что открывает (сообщает откровением) мне мой Господь» (7/203).

В силу того, что Посланник ставится перед необходимостью следовать Корану, все его слова и действия, о которых повествует Сунна, должны быть оценены в свете Корана. Это позволит избежать измышленных и ложных версий и слухов.

В вопросах о догматах, мусульманском кодексе (праве), мусульманском богословии и других сложились относительно самостоятельные направления (учения) веры (ислама) со своими книгами. Их тоже следует оценивать в свете Корана и Сунны, чтобы избежать их ложных взглядов и толкований.

Читатели этой книги найдут, что ложные представления о вере, о которых говорится в ней, восходят к истории. Что это будет так, об этом возвещает Коран: «В тот день Посланник скажет, что «О, Господь, народ мой отдалился от Корана» (25/30).

Согласно ибн Аббасу, однажды Посланник сказал так: «Вы будете собраны босыми, нагими и без обрезания. Так, как об этом говорится в следующем аяте: «Подобно тому, как мы начали творить в первый раз, так мы будем творить заново (повторно). Это есть слово, данное нами, мы приведем его в исполнение» (21/104). В Судный день первым будет одет Ибрагим. Одна группа из моих сподвижников будет взята на левую сторону, я буду звать: «Сподвижник! Сподвижник!». Всевышний Аллах скажет: «После тебя они неизменно шли назад». И я скажу так, как это сказал (в свое время) благочестивый служитель Аллаха Иса: «…Когда я был среди них, я видел их (смотрел или наблюдал за ними). После того, как ты упокоил меня, видящим (наблюдающим за ними) стал (остался) ты один. Если ты станешь наказывать (их), то они (ведь) твои служители (то есть ты имеешь на это право как их Господь и повелитель). (А если) простишь, без сомнения, ты сильный, поступаешь верно (тебе виднее и твое решение всегда самое верное)» [1] (5/117-118)»[2].

Не уменьшается число людей, желающих приспособить религию под свои интересы. Это – политические, социальные (в широком смысле), материальные и др. интересы. О каких бы из них ни шла речь, все они наносят ущерб религии. Если их носителями являются ученые или должностные лица, то ущерб, наносимый ими, бывает более ощутимым и длительным. Поскольку истинные намерения людей не всегда бывают очевидными, постольку по отношению к высказываемым ими идеям, взглядам и суждениям следует относиться сомнительно и критически.

Основываясь на таком подходе, мы еще раз оценили существующий в литературе и науке метод, который условно можно назвать тефсир-методом [3], и нашли, что предлагаемый им подход и решения не всегда позволяют реализовать в полной мере метод науки применительно к исследуемой теме или проблеме. Так, в качестве примера, можно сослаться на такие коранические понятия, как мухкем, мутешабих, месани и несих [4]. Их трактование приводится в отрыве от характеризующих их аятов, что, естественно, не может быть принято. Это позволило нам сформулировать метод познания Корана, который содержится в нем самом или извлекается из него самого. Использование его в кораническом мышлении позволит изменить наш подход к Корану и понять его содержание более объективным и адекватным образом.

Мы попытались открыть новую страницу в научном исследовании Корана и веры. По каждой рассматриваемой проблеме предлагается ее новое решение. Новизна заключается и в подходе к исследуемым вопросам и темам на основе единства Корана и Сунны.

 Нашим исследованиям содействует и то, что они ведутся при Фонде Сулеймания, который сотрудничает с группой специалистов. Среди них есть специалисты по Корану, Сунне, арабскому, истории, мусульманскому праву, исламской теологии, экономике, философии и др. В дискуссиях принимали участие деловые люди, служащие, молодежь, студенчество, преподаватели и др. Со всего мира на наши адреса в Интернете поступают предложения, которые позволяют судить о большом интересе людей к Корану и исламу и желании побольше узнать о них. Мы пытаемся удовлетворить эти запросы людей, дать ответы на их вопросы в соответствии с современной наукой, но и в доступной для них форме.

Свою задачу мы видим в том, чтобы сделать Коран доступным для каждого человека, разъяснить его с учетом запросов и потребностей современной жизни.

Коран и веру (религию) можно изучать по тем книгам, которые пишут о них люди. Но их можно изучать еще и по самому Корану. Мы верим в то, что это изучение способно привести к глубоким переменам в сознании…

 Усердие – от нас, умение – от Аллаха!

Абдулазиз Байиндир

Стамбул, апрель 2006     


[1] В последнем предложении аята можно уточнить знаки, к примеру, так: «(А если) простишь… Без сомнения, ты сильный, поступаешь верно (тебе виднее и твое решение всегда самое верное)» (Пер.). 

[2] Бухари. Энбия, 8. 

[3] Тефсир: 1. объяснение, пояснение, разъяснение, комментирование, толкование, истолкование и т. д.; 2. комментарий к Корану, его толкование, разъяснение и т. д.

Тефсир-метод – традиционный метод изучения и комментирования Корана и хадисов, веры в целом.

[4] От редактора.

В анализе этих понятий, в качестве предварения, отметим следующее (с учетом того, что говорит о них и сам автор в посвященных им главах, следующих ниже). 

Мухкем: сильный, прочный, крепкий, здоровый.

В Коране: мухкем аят аят, в котором нет никаких сомнений и никакой неясности. В плане теории познания его можно характеризовать еще и как аят-основа, аят-фундамент, аят-принцип, аят-идея и т. д.

Этот род (вид) аятов можно характеризовать еще и как род абстрактных аятов, имея в виду их дальнейшую конкретизацию (в Коране) в форме подобных им или похожих на них (схожих с ними) более конкретных аятов, характеризуемых в самом Коране как мутешабих аяты (или просто мутешабихи).

Мутешабих: схожий, подобный.  

В Коране: мутешабих аят (аяты) или просто мутешабих (мутешабихи) – подобный, схожий аят (аяты).

В плане теории познания мутешабих аяты (мутешабихи) можно характеризовать как аяты (аяты-понятия), являющиеся дальнейшим определением и конкретизацией исходного абстрактного принципа (или мухкем аята или аятов или даже просто мухкемов). В каждом случае это определение и конкретизация имеет свою форму и степень и передается содержанием соответствующего понятия, фиксирующего собой достигнутый уровень познания.

Месани: по два (по двое), парами, попарно (мн. ч. от месна – пара, по два, двойка) (см. сюда также 38.1.3). В Коране (месани аяты или просто месани): парные аяты или аяты-двойки.

В плане теории познания месани-аяты или просто месани представляют собой отношение (связь) двух аятов, связанных между собой условиями познания (движением от абстрактного к конкретному или обратно, от теоретического к практическому или обратно, в плане единства исторического и логического и т. д.). Характеризуемые как «пара» аятов, месани-аяты (месани), являются на деле переходом от одного коранического аята (понятия) к другому. В итоге месани-аяты оказываются сплетенными в единую цепь или, точнее, систему, передавая (воспроизводя) этим своим единством (связью) целостное содержание Корана.

Несих (несх): 1. арабский почерк; 2. отмена, упразднение; 3. копиро-вание.

В Коране: несих аят – отмененный (упраздненный) аят (аяты).

В этом кратком словаре понятий мы попытались дать общее представление о понятиях, более подробный анализ которых приводится, как отмечено, самим автором на своем месте.  


[1] С сегодняшнего дня (22.10.2010) мы начинаем публикацию указанной книги А. Байиндира отдельными частыми (главами и параграфами). Целиком книга доступна на сайте по адресу: koranika.com › основное меню › исследования › А. Байиндир. Ложные истины.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.