Кто прав, кораниты или хадиситы?
Вопрос: Хотелось бы узнать ваше мнение. Часто слышу от хадиситов, что без хадисов Коран не понять, что хадисы, это второй источник после Корана, что хадисы толкуют Коран, что хадисы, это то, что не вошло в Коран и т.д. А вот кораниты говорят обратное и они не согласны с хадиситами. Как вы считаете, кто прав, коранты или хадиситы?
Ответ: На эти и другие вопросы на сайтах «Фатва и Кораника» вы можете найти ответы из Корана (см: https://www.fatva.net/каковы-последствия-толкования-коран/, https://www.fatva.net/почему-хадиситы-не-любят-тех-кто-следу/, https://www.fatva.net/о-чем-говорится-в-99-ом-аяте-суры-юнус/, https://www.fatva.net/хадис-ученые-наследники-посланнико/, https://www.fatva.net/почему-коран-разъясняет-только-аллах/).
Вопросы такого характера уже давно стали объектом глубокого обсуждения и споров между коранитами и хадиситами. Причина в том, что одни обвиняют других. И проблема стала настолько глобальной, что обе стороны даже называют друг друга кяфирами. Слово кяфир хадиситы по традиции трактуют по хадисам и понимают, как не уверовавший в Аллаха. Поэтому хадиситы, которые следуют в большей степени хадисам, называют кяфирами тех, кто отвергает хадисы.
А кораниты, которые следуют только Корану, слово кяфир трактуют по аятам Корана и понимают его, как отвергающий или отрицающий аяты. Они приводят хадиситам доказательства, что в Коране есть аяты, в которых говорится, что кяфирами являются только те, кто отвергает аяты Аллаха. Но в Коране нигде не сказано, что отвергающий хадисы Посланника, является кяфиром. У хадиситов, кроме хадисов, нет других обоснований многим вещам, о которых они утверждают, поэтому этот момент они уже проигрывают коранитам.
И если сопоставлять аяты Корана и хадисы, то таких фундаментальных разногласий между коранитами и хадиситами очень много. На этой почве и возникают споры и разногласия, но мы не будем входить в эти дебри, ибо споры по существу, ни к чему позитивному не приводят. В конце любых споров стороны все равно остаются при своих мнениях, и ярким примером этому являются споры и разногласия между суннитами и шиитами.
Например, шииты упорно отстаивают идею Ахли бейта. Они считают, что Ахли бейт построен на Али, Фатиме, Хасане и Хусейне. Но сунниты доказывают им аятами, что по Корану Ахли бейт – это только жены Посланника, а со смертью последней жены Посланника, Ахли бейт закончил свое существование.
Шииты же не соглашаются с суннитами и не принимают те аяты, которые опровергают их идею. По их мнению, Ахли бейт продолжает свое существование в лице праправнуков Посланника, которых они называют «сейидами» или «двенадцатью имамами», последним из которых будет имам Махди.
И тут встает вопрос, а как спорить на эту тему, если шииты отвергают аяты, опровергающие их идею? Да никак! Пока есть муллы и пропаганда их идей, с ними бесполезно о чем-то спорить и доказывать, потому что они делают «такийю» (утаивание, сокрытие, скрывание). А вот когда мы соберемся в судный день на расчет, Аллах рассудит между теми, кто спорил, и тогда каждый узнает истину. А пока не настал конец света, это будет продолжаться. Аллах говорит так:
«Поистине, религия Аллаха – это истинная (чистейшая) религия! А те, которые взяли (и установили) между собой и Аллахом авлия (покровителей и помощников) говорят: «Мы поклоняемся (и служим) им потому, что они приблизят нас к Аллаху как можно ближе!». Аллах рассудит между ними то, в чем они разногласили. Поистине, Аллах не наставит на верный путь того, кто лжет и отвергает аяты» (Зумар 39/3).
А теперь, после этого короткого вступления, вернемся к нашему вопросу о разногласиях между коранитами и хадиситами. В принципе, разногласия очевидны, но я постараюсь ответить на эти вопросы ни как коранит или хадисит, а как обычный мусульманин, который старается следовать Корану. Я думаю, что также на эти вопросы ответили бы и сподвижники Посланника и те, которые были после сподвижников. А они ответили бы на эти и другие вопросы только по Корану.
Потому что Коран ниспослан как последнее Писание Аллаха для всех людей, а это указывает на то, что следовать нужно только Корану. Ибо в Коране нигде не говорится, что помимо Корана Посланнику еще было ниспослано что-то, чему надо было бы следовать и почитать это наравне с Кораном. И они это прекрасно знали и понимали. Поэтому Абу Бакр и Умар бин Хаттаб уничтожили свои сборники хадисов, чтобы следовать только Слову Аллаха.
Но кто-то может возразить и сказать, а что же тогда означает хикмат? Ведь Аллах говорит, что Мухаммеду было дано Писание и хикмат. Тогда получается, что это две разные вещи?
Нет, это не две разные вещи. Писание и хикмат – это и есть Коран, который Аллах ниспослал Посланнику Мухаммеду. Слово хикмат – это взаимодополняющее выражение к слову Писание. То есть хикмат описывает суть и содержание Книги. Поэтому там, где говорится, что Мухаммеду было дано Писание и хикмат означает, что Коран – это мудрое решение Аллаха, ниспосланное людям как руководство для справедливой жизни на земле, через Посланника Мухаммеда. А еще хикмат – это мудрое решение самого Посланника, полученное на основе аятов Корана.
Следовательно, ни о каких хадисах Посланника и о его сунне в Коране не говорится. Есть только Слово Аллаха (ахсанальхадис), а также путь и закон Аллаха (суннатуллах). А все остальное, это уже не Коран. Поэтому то, что не относится к Корану, не является руководством для мусульман.
Каждый мусульманин должен и обязан следовать только Корану и быть только на пути Аллаха. Ведь Посланник Мухаммед тоже следовал Корану и был только на пути Аллаха. Поэтому он призывал всех не к своим словам, а к Слову Аллаха, ни к своему пути, а к пути Аллаха. Но мусульманские ученые в теории религии многое изменили и представили это обществу в своих трудах, как религия Аллаха.
Так со стороны ученых слова Посланника и слова его сподвижников – стали хадисами, а путь Посланника – стал сунной. И оттого, что многие мусульмане сегодня не знают истории и истинного лица многих, так называемых придворных власти ученых, думают, что всё написанное в религиозных книгах является правдой и истиной. И что все ученые ислама были праведными учеными. К сожалению, это не так. Ибо многие ученые выносили фетвы (решения) не по Корану, а по повелению и желаниям султанов. Поэтому необразованные мусульмане до конца света будут думать, что все ученые в исламе праведные, а всё, что они написали – истина.
А еще в Коране есть очень много аятов, которые доказывают, что мы мусульмане, обязаны следовать только Корану. Ведь мусульмане, следующие другим книгам, помимо Корана, обязаны помнить предупреждение Аллаха, которое было сделано иудеям, ибо они тоже не следовали Таврату, а следовали книгам, написанным своими же раввинами, выдаваемыми за Слово Аллаха. Он говорит так:
«Тем (иудеям), кому было велено следовать Таврату, и которые не следовали ему, подобны ослу, который везет на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые прибегают ко лжи против аятов Аллаха! А ведь Аллах не поведет верным путем народ, который несправедлив» (Джума 62/5).
«Горе же тем (иудеям), кто пишет книгу своими руками, а потом говорит: «Это от Аллаха!», чтобы приобрести за это ничтожную плату! Горе же им за то, что написали их руки, и горе им за то, что они приобретают!» (Бакара 2/79).
«И поистине, среди них (иудеев) есть такие, кто искажает Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что (совсем) не относится к Писанию. И они говорят: «Это – от Аллаха». А ведь это вовсе не от Аллаха! И они сознательно говорят ложь против Аллаха» (Али-Имран 3/78).
Вывод из всего сказанного заключается в том, что мы мусульмане обязаны следовать только Корану. Следовать хадисам, такой обязанности у мусульман нет. Но использовать достоверные хадисы в качестве практического материала со стороны Посланника, в этом нет ничего предосудительного. Ибо достоверные факты помогают лучше понять историю.
А еще, мусульмане должны помнить, что кяфиром Аллах называет только того, кто отвергает аяты Корана. Аллах никого не называет кяфиром, кто отрицает хадисы Посланника. Поэтому ни кораниты, ни хадиситы не имеют права называть друг друга кяфирами. Только прямое отрицание аятов Корана делает человека кяфиром. А установление между собой и Аллахом посредников (авлия, шафаатчиков) делает человека мушриком. А те, кто гуляют между куфром и иманом, и не могут найти для себя верный путь – они являются мунафиками.
Таким образом, наше дело, это следовать Корану, познать его, изучить его, доносить его аяты до людей и обучать других кораническому знанию…
Свежие комментарии