Кораника

Что значит зикр, о котором говорится в Коране?

Что значит зикр, о котором говорится в Коране?

Вопрос: Скажите пожалуйста, что означает слово зикр, которое часто упоминается в Коране? Ведь сегодня смысл слова зикр сводится к тому, что мы проговариваем на четках после намаза. Верно ли мы поступаем или у этого слова есть более глубокий смысл, на который мы даже не обращаем внимание?

Ответ: Однозначно, у слова зикр есть очень глубокий смысл, который многие мусульмане даже не осознают. Словарное значение этого слова состоит из следующих определений: Произнесение чего-либо, речь, слово, напоминание, удержание в уме того, что мы знаем, достоверное знание и др. Иначе говоря, зикр – это вспоминать или напоминать о том знании, которое было забыто или удерживать в памяти знание, чтобы не позабыть о нем.

В религиозной тематике слово зикр – это самое важное действие в поминании и напоминании Аллаха, а также это чтение Корана, понимая смыслы его аятов и т.д.

Например, в Коране слово зикр проходит в 63-ёх аятах, это без учета тех слов и производных, которые происходят от слова зикр, а их более двух ста пятидесяти. А еще, Зикр – это общее название всех Писаний, поэтому Коран тоже называется зикром. Аллах говорит так:  

«Поистине, это Мы ниспослали этот Зикр (Коран) – Мы! И поистине, это Мы оберегаем его» (Хиджр 15/9).

Но к сожалению, зикр сегодня свели к тому, что мусульмане делают после намаза, а это тасбих, повторяя при этом по 33 раза субханаллах, альхамдулиллях и аллахуакбар. Во времена Посланника после намаза такое не практиковалось.

Подобная традиция появилась задолго после смерти Посланника, аж во времена Османской империи. Религиозные деятели того времени сделали традиционным ритуалом то, что после завершения намаза, муадзины читали разные дуа и зикры, а потом кричали субханаллах, альхамдулиллях и аллахуакбар, чтобы прихожане повторяли эти фразы по 33 раза. Но многие даже не понимали смыслов этих фраз. Потом делался дуа, и таким образом процесс намаза заканчивался. Так было установлено после каждого временного намаза, пять раз в сутки. Но как известно из истории, ни Биляль Хабаши, ни Абдуллах ибн Умми Мактум не совершали после намаза такой ритуал и Посланник никого не учил подобному. Четки в ислам перешли из других верований индуизма, иуадизма и христианства. Посланник никогда не повторял на четках по 33 раза субханаллах, альхамдулиллях и аллахуакбар. Все эти нововведения были приняты за долго после его смерти.

Османская империя была образцом для всего мусульманского мира, поэтому многие религиозные традиции, сформировавшиеся в те времена, распространились по всему мусульманскому миру. Ибо традиция, установленная шейхуль исламом в Османской империи, было законом и не обсуждалось. Получается, что многое из того, что не делал и не практиковал сам Посланник, всё это ввели в религиозную традицию и практику османские ученые. Следовательно, на такие нововведения были написаны книги и эти мысли были закреплены выдуманными хадисами, чтобы ни у кого не было сомнений по поводу этих действий. То есть, если на ту или иную тему был хадис, тогда это считалось неопровержимой истиной. Ибо в исламском мире в те времена было принято, что слово Посланника, это слово Аллаха, потому хадисы и имели такой вес.

Например, есть хадис, в котором говорится: «Кто после каждого намаза произнесет тридцать три раза субханаллах, тридцать три раза альхамдулиллях, тридцать три раза аллахуакбар, и чтобы число достигло ста, скажет: Ля иляха ильллаху вахдаху ля шарикелех ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хуве аля кулли шейин кадир, то ему простятся все грехи, даже, если их будет больше, чем морская пена» (передают Бухари, Муслим, Тирмизи, Несаи).

Во-первых, таких обещаний не дает даже Аллах, тогда с какой стати Посланник дает эти обещания?

Во-вторых, ни в одной из книг о жизнеописании Посланника не говорится о такой практике Посланника, чтобы он делал тасбихат после каждого намаза.

В-третьих, это нововведение от ученых османского времени правления. Сахабы, табиины, табаи табиины и ученые после них вообще не практиковали после намаза такие действия.

В-четвертых, не имеет значения, кто передает этот хадис, если его содержание противоречит Слову Аллаха, тогда это просто на просто выдуманный хадис…

К сожалению, сегодня мусульмане принимают эти и многие другие ритуальные действия после намаза так, будто это повеление Аллаха. Но на самом деле в Коране нет ничего подобного и Аллах не приводит на этот счет никакого знания и доказательства. Поэтому, если о таких нововведениях не говорит Аллах, то все хадисы, открывающие двери таким нововведениям являются безосновательными, а, следовательно, выдуманными и сфальсифицированными для оправдания внедренных нововведений.

Но многие могут возразить и сказать, а что плохого в том, чтобы после намаза делать тасбихат? В этом нет ничего плохого, если это делать индивидуально. Кто желает, тот пусть после намаза для себя делает тасбих сколько хочет. Но это действие не должно исполняться как повеление Аллаха, закрепленное выдуманными хадисами. Ибо тех, кто не исполняет этот тасбихат, многие традиционные мусульмане принимают за отступников и смутьянов в вере.

Итак, как уже было сказано раннее, самое важное действие в поминании Аллаха, это чтение Корана, то есть необходимо понимать его смысл. А намаз является важным поклонением, в котором осуществляется этот необходимый зикр, ибо в намазе мы читаем аяты Корана. То есть постоянный зикр в намазе – это чтение аятов Корана как обязательное условие данного поклонения, которое называется – кираат. Поэтому, чтобы не нарушить зикр Аллаха в намазе, его нужно совершать правильно и постоянно. Аллах говорит так:

«(О, Мухаммед!) Поистине, Я – Аллах, нет бога, кроме Меня! И служи (только) Мне, и совершай намаз для поминания Меня» (Таха 20/14).

«(О, Мухаммед!) Читай то, что предписано тебе в Писании и совершай намаз. Поистине, намаз оберегает от разных видов разврата (фахша) и предосудительного. А поминание (зикр) Аллаха является наивысшим действием. Ибо Аллах знает, что мы совершаем» (Анкабут 29/45).

А поскольку зикр является поминанием Аллаха, тогда из этого выходит следующее правило, если человек будет вспоминать Аллаха, тогда и Аллах вспомнит о человеке. На эти слова указывают множество аятов, приведем некоторые из них:

«И поэтому вспоминайте обо Мне, чтобы Я вспомнил о вас. И будьте благодарны (исполняйте свои обязанности) по отношению ко Мне, и не будьте неблагодарными!» (Бакара 2/152).

Как видим, в данном аяте Аллах открыто об этом говорит. Значит, если вспоминать о Нем, тогда Он будет вспоминать и о нас. Но большинство людей забывают об Аллахе и вспоминают Его только по определенным датам или в трудных ситуациях, что является неверным отношением человека к своему Творцу. По этому поводу Он говорит так:

«И не будьте подобны тем, которые позабыли Аллаха, и которых Он заставил позабыть самих себя. Вот они и являются нечестивцами (грешниками)» (Хашр 59/19).

Получается, что, если человек позабудет об Аллахе, тогда Он позабудет и о нем. Но самое плохое это то, что за такое отношение к Аллаху, Он заставит человека позабыть о себе. То есть эти люди, позабывшие Аллаха, будут находиться в таком состоянии, о котором Аллах говорит в следующем аяте:

«И кого Аллах решит наставить на верный путь (из-за его верных поступков), тому Он раскроет грудь для ислама. И кого Он решит ввести в заблуждение (из-за его неверных поступков), тому Он сдавит грудь и заставит страдать, словно тот поднимается в небо. Так Аллах насылает скверну (наказание) на тех, кто не уверовал» (Анам 6/125).

А еще, Аллах в Коране верующих иудейских и христианских ученых называет «ахлюз-зикр», то есть знающие зикр (Писание). Говорит так:

«(О, Мухаммед!) И посланников, которых Мы посылали до тебя, были только мужчинами, получающими ниспослание. Если вы не знаете, тогда спросите знающих Зикр (Ниспослание). Мы посылали их с открытыми свидетельствами и Писаниями. А тебе Мы ниспослали Зикр (Коран) для того, чтобы ты открыто доносил до людей то, что им ниспослано. И быть может они призадумаются» (Нахль 16/43-44).

В заключение можно сказать, что это не все аяты на тему о зикре, их в Коране очень много. Но в этой теме мы постарались аятами дать общее понимание и объяснение термину зикр в том плане, что он используется не по назначению. То есть зикр – это больше, чем повторять на четках субханаллах, альхамдулиллях и аллахуакбар…

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.