Пропускать время намаза – это не предопределение Аллаха!
Вопрос: Как вы считаете, если мусульманин постоянно совершает пятикратный намаз, но иногда из-за глубокого сна просыпает утренний намаз, можно ли такие моменты расценивать так, будто это Аллах не пожелал, чтобы он совершил утренний намаз? Иначе говоря, можно ли отнести это к предопределению Аллаха?
Ответ: Во-первых, мусульманин – это не робот, а человек, который может ошибаться, грешить, забывать или проспать время намаза. Во-вторых, Аллах не предопределяет мусульманину, будет он совершать поклонения или не будет.
Уверовать в Аллаха и надеяться только на Него, это обязанность самого человека. Совершать праведные деяния – это тоже относится к самому человеку. Аллах не распоряжается верой и исполнением поклонений человека.
Аллах лишь установил меру, которая заведет человека в рай или ад. А также установил для человека меру испытания в этой жизни, чтобы выяснить, куда после возрождения направить человека – в рай или ад. Поэтому человек сам волен выбирать себе путь.
И если он совершает пятикратный намаз, но по каким-то причинам забывает о времени и пропускает намаз, либо просыпает и упускает время намаза, тогда с человека за это не спросится. Конечно, если в этих действиях нет злого умысла. А то, что человек проспал время утреннего намаза, это не является изначальным предписанием Аллаха. Такие глупости Аллах не предписывает. У этого дела очень легкая формула: «Если ляжешь вовремя, то и проснешься вовремя». Поэтому не надо в этом обвинять Аллаха и делать Его ответственным за свои поступки. Всё то, что мы делаем плохое и вредное для себя, исходит только от нас самих.
В Коране есть аяты, в которых говорится, что мушрики во всех бедах, которые касались их обвиняли Посланника, и там приводятся слова, которые указывают на то, что все действия, которые мы совершаем происходят от нас самих. Аллах говорит так:
«Где бы вы ни были, даже если вы будете в крепко возведенных башнях, смерть вас всё равно настигнет! И если их коснётся добро, тогда они говорят: «Это – от Аллаха!». А если их коснется плохое, тогда они говорят: «Это – от тебя». (О, Мухаммед!) Скажи им: «Это – от Аллаха!». И что происходит с этим обществом, что оно не понимает то, что ему говорят? (Помни, что) всё хорошее, что касается тебя – от Аллаха! А всё плохое, что касается тебя – от тебя самого. И Мы направили тебя посланником для людей. И довольно того, что Аллах является свидетелем» (Ниса 4/78-79).
А в другом аяте человек призывает к Аллаху с просьбой не осуждать его строго за забывчивость и за ошибки. Аллах говорит так:
«Аллах ни на кого не возлагает ответственность сверх его сил. Каждый получит то, что приобрел в пользу, и получит то, что приобрел во вред. «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или совершили ошибку! Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое было возложено на наших предшественников! Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не по силам! Прости нас! Помилуй нас! Одари нас! Ты наш покровитель! И окажи нам помощь против отвергающих аяты (кяфиров)!» (Бакара 2/286).
Следовательно, проспать время намаза и не проснуться вовремя, это забывчивость и ошибка самого человека, которую он совершает в тот или иной момент своей жизни. Поэтому есть сознательные и бессознательные ошибки и отступления. То, что человек совершает за пределами своих сил или бессознательно, за это он не понесет никакой ответственности. Таким образом, всё, что человек делает на земле сознательно и бессознательно, вообще не является предопределением Аллаха. К такому заключению мы приходим изучая аяты Корана.
Свежие комментарии