Что значит: «Аллах встает преградой между человеком и его сердцем»?
Вопрос: Иногда я чувствую, что внутри меня какой-то голос воздерживает меня от греховного и опасного для жизни. То есть кто-то говорит мне, чтобы я воздержался от совершения того или иного дела или спасает от нежелательного обстоятельства и предотвращает плохой исход события… Как вы считаете, можно ли это объяснить по Корану и науке? Заранее спасибо за ответ.
Ответ: Такое обстоятельство случается с каждым человеком и в каждую минуту. Это можно объяснить только по вере и Корану. Там, где наука бессильна и она не может объяснить это явление, тогда в это нужно поверить на слово, то есть поверить тому, что говорит Аллах. А когда придет время, и наука сможет объяснить это явление научным методом, тогда можно будет говорить и по науке. А пока мы можем привести объяснение только из Корана.
И еще, наша вера строится на основе аятов Корана. Следовательно, если наука не может объяснить какое-либо явление, тогда это не значит, что в это нельзя верить. Наука верующего строится на основе того, что он понимает из Книги Аллаха и развивает это на практике в жизни. Ибо для понятия и науки, Аллах в своей Книге дал нам ровно столько, сколько это нужно для нас. Больше этой планки мы не можем подняться выше. Аллах говорит так:
«Аллах – нет божества, кроме Него! Он живой, постоянно в работе (в действии)! Не овладевает им ни дремота, ни сон! Ему принадлежит то, что на небесах и на земле! Кто сможет без Его дозволения быть заступником (шафаатчиком) кому-либо перед Ним? Он знает всё, что у них на руках (сейчас) и то, что они оставили позади себя (в прошлом)! И они ничего не познают из Его знания, кроме того, что Он позволит! А Его правление (курси) объемлет небеса и землю! И ему не сложно оберегать их (управлять ими)! Ибо Он – возвышенный, великий!» (Бакара 2/255) (см.: https://www.fatva.net/perevod-suri-fatiha-i-suri-bakara-so-snoskami/).
Итак, а теперь постараемся понять это явление на основе аятов.
«О, те, которые уверовали (и надеются на Аллаха)! Следуйте Аллаху и Посланнику, когда они призывают вас к тому, что жизненно важно для вас. И знайте, что поистине, Аллах встает преградой между человеком и его сердцем. И поистине, вы будете собраны к Нему» (Анфаль 8/24) (см.: https://www.fatva.net/perevod-suri-anfal/).
Преграда, о которой говорится в аяте является образным выражением и указывает на то, что Аллах знает о человеке всё, и знает то, что он задумал в тот момент, но еще не совершил действие на основе своих мыслей. Выражение «Аллах встает преградой между человеком и его сердцем» означает то, что в человеке есть два органа, один из них продумывает обо всём, а другой выносит окончательное решение, совершать это действие или нет.
То есть образно (!) говоря Аллах находится между мозгом человека и его сердцем, и воздерживает его от совершения плохого действия, за которым следует грех и покаяние. Или поддерживает его за совершение хорошего поступка, за которым следует радость и вознаграждение. Говорит так:
«Это Мы создали человека и знаем, что нашептывает ему его душа (о чем он думает). И Мы ближе к нему чем его яремная артерия. Два ангела сидящих справа и слева (от человека), записывают деяния. Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается ждущий (записывающий) наблюдатель (ангел)» (Каф 50/16-18).
А в следующих аятах Аллах говорит нам об ангелах-хранителях, которые по Его повелению охраняют каждого человека:
«Поистине, над вами есть (ангелы) хранители, благородные писцы (кирамен-катибин). Они знают о том, что вы совершаете» (Инфитар 82/10-12).
«У него (человека) есть ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха. Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят себя сами. И если Аллах предпочтет для людей затруднение, то ничто не сможет предотвратить их от этого. И у них нет никого, кто мог бы встать между Аллахом и ними» (Рад 13/11).
Всё это хорошо, но зачем человеку нужна охрана ангелов, когда он и сам в силах управиться со своими обязанностями и предостеречь себя от опасностей. Нет, всё не так уж и просто, как мы думаем. По Корану, человек – это слабое существо. Так уж Аллах нас создал, и мы ничего не можем с этим поделать. Он говорит так:
«Аллах желает вам облегчения, ибо человек создан слабым» (Ниса 4/28) (см.: https://www.fatva.net/perevod-suri-nisa-so-snoskami/).
Поэтому мы должны смириться и покориться воле Аллаха, который предусмотрел для нас всё безупречно. Конечно если мы не будем нарушать установленный порядок на земле и сеять смуту. А вот охрана человека со стороны ангелов – это то, что необходимо для каждого человека, который покорил себя Аллаху и его верному пути.
Мы все прекрасно знаем, что шайтан обманным путем заставил первых людей – Адама и Хавву совершить греховный поступок. Это обстоятельство стало для них трагическим, за что они были выведены из райского сада, хотя Аллах предупредил их двоих. Вот, что об этом говорится в Коране:
«И тогда Мы сказали: «О, Адам! Ты и твоя супруга размещайтесь в этом саду. И вкушайте там досыта из всего понравившегося вам, и не приближайтесь к этому дереву, а не то станете беззаконниками». И по наущению шайтана они оступились, а из-за этого дерева, были выведены из места пребывания. И Мы (всем троим) сказали: «Выйдите оттуда! Теперь каждый из вас будет врагом друг другу. А эта земля для вас, до определенного срока, будет местом проживания и пропитания». И Адам получил предупреждение от своего Господа. И его Господь дал ему возможность покаяться. Поистине, это – Он принимающий покаяния и милосердный (щедро воздающий). Мы сказали (этим троим): «Выйдите оттуда вместе! От Меня к вам придет руководство верного пути. И кто последует за Моим руководством, тех не охватит страх и не постигнет печаль». И те, кто отвергают и лгут в отношении наших аятов, вот они и являются обитателями этого огня. Они там будут бессмертными» (Бакара 2/35-39) (см.: https://www.fatva.net/perevod-suri-fatiha-i-suri-bakara-so-snoskami/).
Судя по этой истории, каждый уверовавший человек должен вынести для себя урок. Поэтому те люди, которые читают Слово Аллаха понимая и вникая в контекст должны осознавать, что есть вещи, которые не в их силах и человек бессилен против них. Вот для этого Аллах и приставил к нам ангелов-хранителей, задача которых предостерегать нас оттого, что мы не в силах предотвратить своими действиями.
Из предыдущих аятов можно понять, что ангелы охраняют всех людей без исключения. Но если человек перестает быть покорным Аллаху, тогда Он выводит его со своего верного пути, на который был направлен, и это становится началом его конца. Но если человек не одумается и не вернется снова на верный путь Аллаха, тогда его ожидают следующие испытания, перед которыми человек бессилен. Аллах говорит так:
«Поведать ли вам о том, на кого нисходят шайтаны? Они нисходят на каждого лжеца и грешника. Они подбрасывают им услышанное, но многие из них являются лжецами» (Шуара 26/221-223).
«К тем, кто отвращается от поминания Милостивого (Аллаха), мы приставим шайтана, и он станет его другом. Они будут удерживать их с пути (Аллаха), а те будут думать, что они идут верным путем» (Зухруф 43/36-37).
Вот это и есть тот процесс, который нельзя объяснить никакой наукой, но можно понять, если открыть Коран и прочитать то, что Аллах велит нам знать и предписывает исполнять. Думается, что больше этих слов Аллаха ничего другого сказать уже нельзя.
Свежие комментарии