Почему в Рамадане азан читают раньше положенного времени, чем в другие дни?
Вопрос: Ответьте пожалуйста, почему в Рамадане азан читают раньше положенного времени? Из-за этого многие мусульмане совершают свои утренние намазы тогда, когда еще на горизонте восхода темно. Почему-то в другие месяцы азан читается с началом фаджри садика (истинного рассвета), но стоит войти в месяц Рамадан, как с утренним азаном что-то происходит и его читают даже раньше фаджри кязиба (ложного рассвета). Дайте объяснение этому непонятному явлению.
Ответ: Это один из главных вопросов, который касается Рамадана, а чтобы его решить нужно просто вернуться к Корану, уточнить аят который решает этот вопрос и посмотреть на практику жизни Посланника, как он поступал в данном случае, конечно, если на это есть достоверная информация, соответствующая Корану. Поэтому в этом выпуске, постараемся ответить на этот вопрос и показать вам на аяте Корана и на практике Посланника, что правильно, а что неправильно.
Итак, аят, который затрагивает этот вопрос, имеет в себе и другие аспекты, поэтому начнем по порядку. Аллах говорит так:
«أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَىٰ نِسَائِكُمْ ۚ هُنَّ لِبَاسٌ لَكُمْ وَأَنْتُمْ لِبَاسٌ لَهُنَّ ۗ عَلِمَ اللَّهُ أَنَّكُمْ كُنْتُمْ تَخْتَانُونَ أَنْفُسَكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ وَعَفَا عَنْكُمْ ۖ فَالْآنَ بَاشِرُوهُنَّ وَابْتَغُوا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَكُمْ ۚ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ۖ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ ۚ وَلَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ ۗ تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلَا تَقْرَبُوهَا ۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ»
«(Теперь) в ночь поста, вам дозволена близость с вашими женами. (Потому что) они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах узнал, что вы обманываете самих себя, поэтому обратился к вам и простил вас. Отныне сближайтесь с ними и желайте (иметь ребенка) предписанное вам Аллахом. А также ешьте и пейте, пока перед вами фарджр (краснота, зарево) не будет разделять белую нить (настоящего рассвета) от черной (темноты). Потом восполните пост до вечера. И не прикасайтесь к (женам), когда вы благочестиво пребываете в мечетях (в итикафе). Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их! Так Аллах открыто доносит свои аяты до людей. Быть может, они защитят себя от греховного!» (Бакара 2/187).
Как видим, Аллах в этом аяте говорит, что впредь супруги, если пожелают, могут входить в интимную связь в ночь поста Рамадан. Это дозволенное время начинается после разговения (ифтара) и продолжается до завтрака (сухура). Из этого дозволения можно понять, что днем интимная связь запрещена. Потому что смысл арабского слова «савм» «صومِ» означает воздержаться, сдерживать себя в дневное время суток от дозволенных вещей – интима, еды и питья.
У тюркских народов слово «савм» заменяется словом «оруч или орозо», которое происходит от персидского слова «рузе», что означает дневной. То есть воздержание от трех дозволенных вещей в дневное время суток. Русское слово «пост», которым мы переводим арабское слово «савм», также означает воздержание, но только от скоромной пищи. В христианстве воздерживаются только от мясной и молочной пищи, а все остальное у них дозволено. Само слово пост происходит от слово постный, то есть воздержание от жирной пищи и употребление только постной, нежирной.
Итак, пост был предписан всем народам одинаково! Исчисление дней поста, производились по лунному календарю. Продолжительность одного лунного месяца составляла либо 29 дней, либо 30 дней. Сегодня Рамадан является общим месяцем для соблюдения обязательного поста для всех верующих людей, как по названию месяца, так и по его определению и продолжительности в днях.
Подчеркну, что отличие поста прошлых народов было не в начале дня поста, не в названии месяца и не в количестве дней, а в продолжительности по времени. Поэтому, до того, как Аллах ниспослал аят 187 суры Бакара, Посланник и его община соблюдали пост до заката Солнца. С закатом они приступали к еде (делали ифтар), а с призывом на после вечерний намаз-иша снова делали намерение на пост. Таким образом они держали 23-ёх часовой пост, но потом Аллах сократил время поста, указав на это в Коране. Этот указ Аллаха является насхом (упразднением) продолжительности времени поста иудеев. То есть с этого момента иудеи, христиане и мусульмане должны были держать пост в одинаковое время суток.
Иначе говоря, первое время Посланник и его сподвижники держали пост по шариату иудеев, но после того, как Аллах ниспослал новое предписание, тогда изменилась продолжительность поста во времени. Это конечное решение Аллаха, послужило мусульманам в облегчении продолжительности суточного времени поста. С тех пор это так, и продолжается по сей день. Аллах отменил свое предыдущее предписание в Таврате и Инджиле и заменил его на новое, которое Он указал в Коране. А сделал Он это по принципу, который указан в следующем аяте:
«مَا نَنْسَخْ مِنْ آيَةٍ أَوْ نُنْسِهَا نَأْتِ بِخَيْرٍ مِنْهَا أَوْ مِثْلِهَا ۗ أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ»
«Если Мы отменяем один аят или заставляем забыть его, то приводим на его место более лучший или равный (одинаковый) ему. Разве ты не знаешь, что Аллах установил меру для каждой вещи?!» (Бакара 2/106).
Какая же причина послужила такому решению Аллаха? На этот вопрос отвечает сам Всевышний: «Аллах узнал, что вы обманываете самих себя, поэтому обратился к вам и простил вас. Отныне сближайтесь с ними и желайте (иметь ребенка) предписанное вам Аллахом…».
Как было уже сказано, до ниспослания аята, облегчающего пост во времени, первые мусульмане соблюдали свой пост по шариату иудеев. Тогда иудеям была запрещена близость со своими женами во время поста. Этот запрет первоначально распространялся и на мусульман. Но затем Аллах упразднил и этот запрет, и позволил мусульманам сближаться со своими женами в ночах поста месяца Рамадан.
Здесь стоит подчеркнуть то, что Аллах просто прощает верующих, которые нарушили свои посты интимной связью и не требует от них никакого искупления, кроме раскаяния и покаяния за этот поступок. А также, ни в одном из перечисленных аятов о посте Аллах не требует от мусульман, нарушивших преднамеренно свой пост, искупление (каффаратом) беспрерывным двухмесячным постом. Ибо беспрерывный двухмесячный пост, это искупление за недозволенное действие «зихар», и касается только мужчин, которые наказывали своих жен отказом входить в интимную связь и закрепляли это клятвенным сравнением того, что «спина его жены похожа на спину его матери». В до коранический период некоторые невежественные мужчины поступали именно так, чтобы наказать женщину. Но с ниспосланием Корана, Аллах запретил им этот невежественный поступок, дабы защитить права женщин в семье и избавить их от незаслуженного угнетения со стороны невежественных мужчин.
Аллах запретил мужчинам поступать так и подробно описал о «зихаре» в первых четырех аятах суры Муджадаля, а также в суре Ахзаб, в четвертом аяте. О непрерывном двухмесячном посте же говорится в 4-ом аяте суры Муджадаля:
«Если кто-либо не сможет сделать этого (освободить раба), то он (мужчина) должен поститься в течение двух месяцев без перерыва, прежде чем прикоснется к жене» (Муджадиля 58/3-4).
А теперь подумайте над всем сказанным и ответьте на следующие вопросы:
- На каком основании ученые мазхабов связали непрерывный двухмесячный пост, который относится к зихару, с постом Рамадана, как искупление (каффарат) за нарушенный обязательный пост?
- Какое отношение к женщине имеет этот двухмесячный пост, когда это предписание связано с зихаром и является частью искупления наказания только для мужчины, который сказал своей жене, что «её спина похожа на спину его матери»? Причем здесь пост Рамадана и наказание за зихар?
Итак, а теперь поговорим о продолжительности времени поста, о том, когда нужно читать азан в Рамадане и в другие дни, и вспомним Слова Аллаха: «А также ешьте и пейте, пока перед вами фарджр (краснота, зарево) не будет разделять белую нить (настоящего рассвета) от черной (темноты). Потом восполните пост до вечера…». Этот аят является упраздняющим аятом, который делает насх продолжительность времени дневного поста в Рамадане как для иудеев, так и для христиан. Ибо продолжительность поста месяца Рамадан у иудеев была около 23-ёх часов. Раньше иудеи начинали свой пост примерно через час после заката Солнца, вовремя после вечернего намаза Иша, и заканчивали разговением сразу с заходом Солнца. В этом промежутке времени им тоже было запрещено есть, пить и входить в интимную связь с женами. Но с приходом Корана ограничения во времени поста были упрощены. Теперь есть новое решение Аллаха, которое касается всех и не изменится до конца света.
Таким образом, Аллах сократил продолжительность времени суточного поста в Рамадане тем, что с этого момента мы мусульмане, должны продолжать свой завтрак (сухур) до того, пока перед нашими глазами не будет различаться и разделяться черная темнота, от белого рассвета, красной линией утреннего зарева по горизонтали. Это различение темноты от белизны красной линией, является прямым и открытым указателем начала поста, завершением завтрака и дозволенностью того, что уже можно совершать утренний намаз. Поэтому это время называется «фаджри-садик», то есть настоящий рассвет, который еще называют «имсаком».
Следовательно, «имсак» бывает каждое утро. Как и в Рамадане, так и в любое другое время – это время двигается из-за сезонных изменений. Стало быть, имсак в летнее время может быть в 5 утра, а в зимнее – в 7 утра. И если из мечети в Рамадане доносится азан аж в 4-ре утра, чтобы постящийся прекратил свой завтрак (сухур), но имсак (настоящий рассвет) только в 5 часов, тогда верующий, который следует по Корану, может не обращать внимание на азан и продолжать свой завтрак.
Но к большому сожалению, из-за ошибочного мнения ученых, сегодня мусульмане всего мира, вынужденно заканчивают свой завтрак в Рамадане раньше того срока, который Аллах установил в Коране. Аллах мусульманам говорит в аяте, чтобы мы заканчивали завтрак в Рамадане тогда, когда настанет настоящий рассвет – имсак, но мы не делаем этого и заканчиваем свой завтрак даже раньше ложного рассвета. Потому, что муадзины читают нам азан тогда, когда еще горизонт утреннего неба покрыт мраком. Тем самым заставляют верующих заканчивать свой завтрак раньше положенного срока и продлевают суточную норму времени продолжительности поста аж на час, а иногда и более часа. Раз Аллах в Коране установил рамки продолжительности дневного поста, тогда мы не имеем права их нарушать. А заставлять людей держать пост во времени больше положенного, это вообще преступление по отношению к Корану.
Но это еще не все, есть еще более грубое нарушение, из-за того, что азан из мечети читается раньше имсака. Раннее чтение азана в Рамадане является нарушением предписания Аллаха, которое указано в аяте 187 суры Бакара. Из-за раннего чтения азана многие мусульмане, совершающие по разным причинам утренний намаз дома, совершают его тогда, когда еще даже нет признаков ложного рассвета (фаджри-кязиба). А ведь в Коране ясно сказано, что:
«Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (Ниса 4/103).
По аяту получается, что мусульмане, совершающие свои намазы до наступления настоящего рассвета-имсака, делают свои утренние намазы недействительными, ибо совершаются раньше времени. То есть вместо утреннего намаза мусульмане с чистой душой совершают ночной намаз-тахаджуд и думают, что совершили салятуль фаджр.
А теперь хотелось бы привести пример из жизни и практики Посланника, который полностью соответствует аятам Корана. Посланник (ас) говорил так:
«Рассвет бывает двух видов – ложный и настоящий. При первом нельзя совершать намаз, но разрешается есть в Рамадане. А при втором запрещается есть в Рамадане, но разрешается совершать намаз» (см.: аль-Хаким, 1/425, аль-Бейхаки, 4155).
«Что касается ложного рассвета, то он подобен куполу, который расположен вертикально. В это время нельзя совершать намаз, но можно есть и пить в Рамадане. А что касается истинного рассвета, который простирается вдоль горизонта, то в это время уже можно совершать намаз, но кушать уже запрещено!» (см.: аль-Хаким, аль-Бейхаки. «Сахих аль-джами» 4278).
Далее, в аяте «потом восполните пост до вечера», говорится о времени сразу после заката Солнца, когда постящийся должен закончить свой пост и сделать разговение. У арабов «нахар», то есть день начинается сразу с восходом Солнца и заканчивается сразу с закатом Солнца. После заката Солнца начинается «лейль», то есть ночь и длится до восхода Солнца. Таким образом «ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ» это не означает, что пост нужно соблюдать до глубокой ночи. По аяту пост заканчивается с закатом Солнца и постящийся делает свой ифтар. Но что интересно, нет ни единого примера из жизни Посланника, чтобы он затягивал пост до глубокой ночи. Получается, что «ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ» нужно понимать и переводить, как «потом восполните пост до вечера», а не до ночи.
А в заключение хотелось бы напомнить следующее. Время имсака (настоящего рассвета), а также начало поста 1442 года тому назад определялось примитивными способами. Тогда не было точных астрономических приборов, поэтому мусульмане определяли время имсака, глядя на горизонт восхода. Так продолжалось вплоть до двадцатого века, пока Ахмед Мухтар Паша не изменил календарь.
Кто такой Ахмед Мухтар Паша? Вкратце, это – Османский, турецкий известный Генерал и Министр военно-морского флота Гази Ахмет Мухтар Паша. Родился 1 ноября 1839, умер 21 января 1919. Был командующим Кавказским фронтом Османско-русской войны 1877-1878 годов. Он был астроном, писателем, педагогом, государственным деятелем и великим визирем Османской империи в Египте.
Таким образом, во главе с Ахмед Мухтар Паша определили новое время имсака, когда Солнце находится в точке -18° под горизонтом, но это неверно, ибо настоящий рассвет-исмак начинается тогда, когда Солнце находится в точке -9° под горизонтом. Потому что только с -9° можно невооруженным глазом увидеть настоящий рассвет, которому никогда не могут помешать городское освещение, ибо это астрономическое явление, а лучи Солнца подавляют любой искусственный свет. Таким образом, с точки -9° лучи Солнца рассеиваются по горизонтали и становится видимой картина, которую Аллах описывает в аяте 187 суры Бакара.
«А также ешьте и пейте, пока перед вами фарджр (краснота, зарево) не будет разделять белую нить (настоящего рассвета) от черной (темноты). Потом восполните пост до вечера…».
Следовательно, изменение имсака, который действует почему-то только в Рамадане, приводит к нарушению системы установленной Аллахом, от чего верующие раньше времени завершают завтрак (сухур) и утренний намаз. Всё это – отступление от Корана, которое мусульмане должны немедленно исправить и вернуться на верный путь, чтобы Аллах простил и исправил наше положение до тех пор, пока нас не настигла смерть. После смерти всё уже будет поздно. Возможно, что Ахмед Мухтар Паша хотел бы вернуться в жизнь и исправить свою ошибку, но этого уже не произойдет. Поэтому посредством Корана, мы сами должны все исправить, чтобы последующие поколения не нуждались в этом и не сталкивались с трудностями.
Свежие комментарии