Какие родственные браки дозволены? Ахзаб 33/50
Вопрос: Не могли бы вы подробно рассказать, о чем говорится в 50-ом аяте суры Ахзаб? Можно ли из этого аята вынести решение, что родственные браки запрещены?
Ответ: Постараемся ответить на ваш вопрос так. Во-первых, в аяте не говорится о запрете брака между близкими родственниками. Во-вторых, по аяту видно, что двоюродные братья могут взять замуж двоюродную сестру, или как иначе, кузены и кузины могут жениться между собой. А теперь давайте рассмотрим аят по подробнее. Аллах в аяте говорит так:
«يَٓا اَيُّهَا النَّبِيُّ اِنَّٓا اَحْلَلْنَا لَكَ اَزْوَاجَكَ الّٰت۪ٓي اٰتَيْتَ اُجُورَهُنَّ وَمَا مَلَكَتْ يَم۪ينُكَ مِمَّٓا اَفَٓاءَ اللّٰهُ عَلَيْكَ وَبَنَاتِ عَمِّكَ وَبَنَاتِ عَمَّاتِكَ وَبَنَاتِ خَالِكَ وَبَنَاتِ خَالَاتِكَ الّٰت۪ي هَاجَرْنَ مَعَكَۘ وَامْرَاَةً مُؤْمِنَةً اِنْ وَهَبَتْ نَفْسَهَا لِلنَّبِيِّ اِنْ اَرَادَ النَّبِيُّ اَنْ يَسْتَنْكِحَهَاۗ خَالِصَةً لَكَ مِنْ دُونِ الْمُؤْمِن۪ينَۜ قَدْ عَلِمْنَا مَا فَرَضْنَا عَلَيْهِمْ ف۪ٓي اَزْوَاجِهِمْ وَمَا مَلَكَتْ اَيْمَانُهُمْ لِكَيْلَا يَكُونَ عَلَيْكَ حَرَجٌۜ وَكَانَ اللّٰهُ غَفُورًا رَح۪يمًا»
«О, Вестник (Наби)! Поистине, Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты выплатил (их махр), и тех, кого Аллах дал тебе во владение в качестве личного подарка (фей), и которые переселились вместе с тобой – дочери твоих дядей со стороны отца, дочери твоих теток со стороны отца, дочери твоих дядей со стороны матери, дочери твоих теток со стороны матери, и любую уверовавшую женщину, которая подарит себя Вестнику (Наби), если Вестник (Наби) захочет жениться на ней. Это (условия) только для тебя, но не для (остальных) уверовавших мужчин. Безусловно, Мы знаем, что мы предписали (остальным) уверовавшим мужчинам относительно их жен и тех, кем они владеют. Всё это для того, чтобы ты не испытывал никакого стеснения. А ведь Аллах является прощающим, милосердным (щедро воздающим)» (Ахзаб 33/50).
Как видим, в аяте перечисляются группы женщин, которых Посланник мог взять себе в жены, но на условиях. Поэтому разбирая аяты мы увидим, какое условие в этом аяте было для Посланника, а какое для всех верующих мужчин. Начнем сначала:
- «يَٓا اَيُّهَا النَّبِيُّ اِنَّٓا اَحْلَلْنَا لَكَ اَزْوَاجَكَ الّٰت۪ٓي اٰتَيْتَ اُجُورَهُنَّ» Посланник может взять в жены женщину, если до женитьбы выплатит ей махр (брачный подарок). Другие верующие мужчины могут выплатить махр когда угодно, а Посланник должен сделать это сразу, поэтому данное условие касается только самого Посланника.
- «وَمَا مَلَكَتْ يَم۪ينُكَ مِمَّٓا اَفَٓاءَ اللّٰهُ عَلَيْكَ» Посланник может взять замуж женщину, которую ему преподнесли как «фей» (подарок), без никяха и махра. Другие верующие мужчины не имеют право брать женщину в жены без махра и никяха, даже, если её подарят ему. Поэтому данное условие каcается только Посланника. Арабское слово «фей» в аяте – означает подарок, который сделан лично Посланнику. Примером этому является Мария, которую Посланнику подарил Византийский представитель в Искандерии — правитель Египта Джурейдж ибн Мина.
- «وَبَنَاتِ عَمِّكَ وَبَنَاتِ عَمَّاتِكَ وَبَنَاتِ خَالِكَ وَبَنَاتِ خَالَاتِكَ الّٰت۪ي هَاجَرْنَ مَعَكَۘ» Посланник может жениться на женщинах из дочерей его дядей и тетей, как со стороны отца, так и со стороны матери, но только с одним условием, если они совершили вместе с ним переселение (хиджрат) из Мекки в Медину. Другие верующие мужчины могут жениться на перечисленных родственницах и без условия переселения (хиджрата). Поэтому данное условие касается только самого Посланника.
Подчеркну, что здесь и речи нет о том, что близким родственникам, типа двоюродным братьям и сестрам запрещено жениться. Аллах в Коране такие браки не запрещает! Такие близкородственные браки запрещает только медицина, чтобы не рождались инвалиды и отсталые дети. Я думаю, что Аллах лучше докторов знает причины, из-за которых могут родиться дети-инвалиды. И раз Аллах счел это дозволенным, тогда опасения медиков здесь не уместны. Но не подумайте, что Аллах против медицины, вовсе нет. Просто, когда Аллах что-то позволяет, тогда Он лучше всех знает, о том, что дозволил.
- «وَامْرَاَةً مُؤْمِنَةً اِنْ وَهَبَتْ نَفْسَهَا لِلنَّبِيِّ اِنْ اَرَادَ النَّبِيُّ اَنْ يَسْتَنْكِحَهَا» Посланник может взять в жены женщину, которая подарит себя Наби. Такой женщине не выплачивается махр, но делается никях. Другие верующие мужчины не могут взять в жены без махра, поэтому данное условие касается только самого Посланника.
Вот об этих условиях вкратце и говорится в данном аяте, поэтому в заключительной части аята Аллах подчеркивает, что «Это (дозволено) только для тебя, но не для верующих мужчин. Мы знаем, что мы предписали верующим мужчинам относительно их жен и тех, кем они владеют».
Таким образом Аллах в аяте 50 суры Ахзаб указывает на условия, которые касались только Посланника-Наби. А для верующих мужчин все эти, перечисленные женщины дозволены, но только на двух условиях – это, чтобы был никях и выдан махр.
Следовательно, перечисленные в аяте женщины дозволены верующим мужчинам, и поэтому этот аят не является доказательством для запрета. О женщинах, которые запрещены для брака всем верующим мужчинам и Посланнику тоже, говорится в другом аяте:
«В качестве жен вам запретны ваши матери, дочери, сестры, тети со стороны отца, тети со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, молочные матери, молочные сестры, матери ваших жен (теща), падчерицы – ваши воспитанницы, с матерями которых вы сошлись в одном доме. Запретны (вам также) жены ваших родных сыновей. Запретно жениться одновременно на двух сестрах, если это не случилось прежде. Воистину, Аллах – прощающий, милостивый! (Запретны вам) и замужние женщины, если они не взяты вами в плен. Все это предписал вам Аллах!..» (Ниса 4/23-24).
Здесь, пользуясь случаем скажу, что все решения и законы, для справедливых и дозволенных отношений в семье и в обществе, приняты самим Аллахом и расписаны в Коране. Мы от себя ничего не можем ни изменить, ни прибавить. У нас такого права нет. Решения принимает только сам Аллах. Ибо Он как творец, является правообладателем. Его решения – это знак справедливости, которые регулируют любые отношения и решают любые проблемы человечества. Поэтому мы люди, категорически не имеем права нарушать решения и законы Аллаха или устанавливать свои вместо Него.
А вот не пренебрежительное поведение людей в отношении решений и законов Аллаха, всегда приводило к несправедливости в обществе и её деградации. Аллах усмотрел все необходимые законы в Коране, ничего лишнего и ничего недостающего, для того, чтобы испытать нас и проверить на покорность Ему и Его Слову. Поэтому нарушая законы Аллаха, мы сами себе усложняем жизнь и создаем смуту и беззаконие своими же руками, которые потом обрушивается на наши головы наказанием в виде землетрясений, наводнений, пожаров, засух, потрясений, болезней, эпидемий и т.д.
А самое главное нарушая законы (суннаты) Аллаха, мы автоматически устанавливаем свои законы, над законами Аллаха. Мы думаем, что наши законы более современны, чем законы Аллаха. Мы думаем, что наши законы более гуманны, чем законы Аллаха. Мы думаем, что наши законы более реалистичны, чем законы Аллаха. Мы думаем, что наши законы более практичны, чем законы Аллаха. Мы думаем, что наши законы более экономичны, чем законы Аллаха. Поэтому мы люди, придумываем для себя разные удобные и отвечающие на наши интересы законы, которые при возможности можно обойти, поправить, поменять.
Альтернатива законам Аллаха возникла тогда, когда люди поняли, что законы Аллаха нельзя нарушать, поправлять, дополнять, изменять, упразднять. Поэтому люди, которые отвергают законы Аллаха, не следуют им, и практикуют другие, их Аллах в Коране называет – фасыками, кяфирами и мушриками.
А теперь продолжим аяты из суры Ахзаб, которые опять же касаются самого Посланника. Аллах говорит так:
«(О, Мухаммед!) Ты можешь по своему предпочтению (воле) отложить посещение к любой из них (своих жен), и уединиться с той, которую предпочтешь. И если ты выберешь ту, к которой ты прежде отложил посещение, то это не будет для тебя грехом. Это лучше для того, чтобы глаза каждой из них радовались, и чтобы они не печалилась и были довольны тем, что ты даешь им. Аллах знает то, что в ваших сердцах. А ведь Аллах – знающий, выдержанный» (Ахзаб 33/51).
«Отныне даже, если их красота очарует тебя, тебе не дозволено жениться на других женщинах и разводиться с женами, но (можешь жениться) только на тех (пленницах), которыми ты владеешь. А ведь Аллах наблюдает за каждой вещью» (Ахзаб 33/52).
Свежие комментарии