Мавлид. Разрешал ли Посланник записывать свои слова сподвижникам?
Вопрос: В Коране есть аят, в котором говорится: «Неужели им недостаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание (Коран), которое читается им? Воистину, в этом милость и назидание, для верующего общества» (Анкабут 29/51).
У меня такой вопрос, как вы думаете, мог ли Посланник Мухаммед (ас), зная об этом аяте, позволить cподвижникам собирать и записывать его слова в виде хадисов, чтобы ученые потом собрали их в сборники и назвали Сунной Посланника, отбросив Коран в сторону?
Ответ: Напомним, что Посланник получал вахий только в виде аятов Корана, и больше не было никакого другого вахия, которое не вошло бы в Коран. Поэтому Коран, который мы сегодня держим на руках, это и есть та единственная Книга, которую Посланник Аллаха получил от Аллаха и был обязан передать ее людям в том виде, в котором получил. Следовательно, другие источники не являются следствием вахия от Аллаха (ниспослания). На это указывают все аяты Корана, до единого, но традиционалисты, построившие свою религию на основе хадисов, ни за что не принимают эту истину. Аллах говорит так:
«(О, Мухаммед!) Тебе ниспослано Писание (Коран), которое не должно сжимать твою грудь (усложнять твою миссию). Оно для того, чтобы ты увещевал им и наставлял верующих. (О, уверовавшие!) Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа (в Коране)! И не следуйте за иными помощниками, помимо Него! Как же мало вы поминаете назидание!» (Араф 7/2-3).
«Неужели им недостаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание (Коран), которое читается им? Воистину, в этом милость и назидание, для верующего общества» (Анкабут 29/51).
«Аллах ниспослал наилучшее Слово (ахсаналь-хадис) – Писание, (аяты которого) похожи (муташабих) и повторяются (месани). При чтении его (Корана) содрогаются те, кто боится своего Господа. А потом при поминании Аллаха дрожь проходит и сердца их смягчаются. Это и есть прямой путь Аллаха! Он направляет на него того, кто желает (идти по нему). А того, кто желает заблуждаться, кроме Аллаха, уже никто не наставит на прямой путь» (Зумар 39/23).
Честно признаюсь, при чтении этих аятов, когда понимаешь смысл, чувствуешь некую дрожь и трепет в теле. Наверное, это и есть то, о чем Аллах нам говорит в аяте.
Итак, теперь рассмотрим некоторые хадисы, запрещающие записывать слова Посланника:
Передает Абдуллах ибн Амр: «Я записывал всё, что слышал от Посланника Аллаха, чтобы потом выучить наизусть. Однако курайшитская знать запретила мне это. Они говорили: «Неужели ты записываешь всё, что слышишь от Посланника?! Ведь Посланник Аллаха такой же человек как и другие. Он также может говорить в радости и гневе». Тогда я пошел к Посланнику и рассказал ему об этом и он, указав на себя, сказал: «Пиши! Клянусь тем, кому принадлежит моя душа, что я не говорю ничего, кроме истины» (см.: Дарами, Сунан, том 1, стр. 125; Абу Давуд, Сунан, том 2, стр. 318; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, том 3, стр. 162).
Если расценивать эти слова Посланника связывая их с аятом, где говорится: «(О, Мухаммед!) Скажи: «Явилась истина и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель» (Исра 17/81), тогда только Слова Аллаха (аяты Корана) выходя из уст Посланника, являются истиной, а все остальное не является истиной. В этом отношении с этим хадисом проблем нет.
Ну а если расценивать эти слова «я не говорю ничего, кроме истины», как его личные высказывания и мнение, тогда другие аяты Корана, подсказывают нам то, что Посланник как человек тоже мог ошибаться и совершал такие ошибки, за которые Аллах велел ему каяться и просить прощение у него. А в этом отношении, данный хадис, является проблемным. А теперь пусть каждый сам сделает свой вывод.
В другом хадисе говорится так: «Посланник подошел к нам в тот момент, когда мы записывали его слова и спросил: «Что вы там пишете?» Мы сказали: «То, что слышали от тебя». Тогда он сказал: «Вы что, хотите написать себе другую книгу, кроме той, что ниспослал вам Аллах? Народы прошлого сбились с пути истины потому, что придумывали себе другие книги, забыв книгу Аллаха. Поэтому не записывайте ничего от меня, а все, что помимо Корана, уничтожайте!» (см.: «Сахих» Муслим том 4 стр. 97, «Сунан» Дарами том 1 стр. 119, «Муснад» Ахмада том 3 стр. 12, 39, 56; Аль Хатип, Такйид 33).
В Коране есть аят, в котором Аллах говорит так:
«Среди них (иудеев) есть неграмотные, которые не знают Писания (Таврата), а полагаются только на услышанное (на не основанное знание). Они действуют только по предположениям. Горе же тем, которые пишут Писание (Книгу) своими руками, а потом говорят: «Это от Аллаха», чтобы обрести за это ничтожную плату! Горе же им за то, что написали их руки. И горе им за то, что они приобретают!» (Бакара 2/78-79).
Если судить поэтому аяту, то выше прочитанный хадис можно расценивать как достоверный.
Далее говорится, что Абу Бакр, через некоторое время после смерти Посланника собрал общину и сказал: «Вы рассказываете друг другу и людям хадисы, которых вам Посланник Аллаха не говорил. А это приведет к тому, что последующие поколения столкнутся с еще большими противоречиями. Категорически прошу вас, не надо рассказывать ни каких хадисов о Посланнике Аллаха. А тем, кто просит вас рассказать им какой-нибудь хадис о Пророке, отвечайте: «Вот Книга Аллаха, дозволяйте то, что дозволено в ней, запрещайте то, что запретно в ней» (см.: Бухари, том 1 «Тазкират аль Хуфаз» Захаби 1/5).
Здесь стоит упомянуть один важный момент. «Абу Бакр отдал приказ записывать Коран без толкования аятов. Такая политика началась в период правления Абу Бакра и закончилась в период правления Умара. Второй халиф оставил этот Коран на хранение у своей дочери Хафсы, и стал повсеместно запрещать запись хадисов Посланника Аллаха» (см.: «аль Масахиф» 1/9, «Канз аль Умаль» 2/362, «Мунтахаб аль Канз», «Муснад» Ахмада инб Ханбала 2/44, «Фатх аль Бари» 10, 390).
А еще есть такой случай с тремя сподвижниками: «Абдуллах ибн Масуд, Абу Дарда, Абу Масуд аль Ансари будучи вне Медины вопреки приказу халифа продолжали распространять хадисы Посланника Аллаха среди людей. Умар приказал привести их в Медину и запретил им покидать города при любых обстоятельствах» (см.: «Тазкират аль Хуфаз» Захаби том 1 стр. 7, «Тарих» ибн Асакир том 31 стр. 280).
В предисловии к книге «Сунан» ибн Маджа приводится: «Караза ибн Кааб говорит: «Умар нас, как его представителей направил в Куфу, он проводил нас за пределы Медины и сказал следующее: «Сказать вам, почему я вас решил проводить покинув Медину?» Мы сказали: «Наверно потому что мы сподвижники Посланника Аллаха?». Он сказал: «Помимо этого у меня есть и другая причина, которая заключается в том, что я вас направляю туда, где люди читают Коран подобно пчелам у своего жилища, поэтому не смешивайте Коран и традицию Посланника Аллаха» (см.: «Сунан» ибн Маджа).
А когда у Караза ибн Кааба спрашивали о хадисах посланника Аллаха, он говорил: «нам запрещено приводить хадисы» (см.: «Мустадрак» Хаким том 1 стр. 103).
В биографии Касима ибн Мухамада ибн Аби Бакра в книге «Табакат» ибн Сада, приводится: «Умар поднявшись на минбар, приказал сподвижникам Посланника Аллаха, чтобы они принесли все хадисы, которые у них есть. Сподвижники не знали, с каким намерением требует хадисы Умар, и поэтому принесли все, что было у них. Умар собрав все предания посланника Аллаха подверг их огню» (см.: «Табакат» ибн Саад том 5 стр. 140).
Передается, что: «Умар, лично вырезал и уничтожал Коран в котором подстрочно были приведены хадисы Посланника Аллаха как толкование аятов» (см.: «Канз аль Умаль» том 2 стр. 204, хадис № 23).
Далее передается, что: «После смерти Умара, Халифа Усман, следуя традиции Умара, взял у Хафсы Коран без разъясняющих его хадисов. Затем он приказал сделать семь копий этого Корана и разослать его в разные уголки исламского мира. Таким образом этот переписанный Коран без комментариев попал в такие города, как Мекка, Шам (Дамаск), Йемен, Куфа и Басра, Хомс, и один свиток Корана остался в Медине» (см.: «Тарих ислам» Захаби том 2 стр. 144).
Вот так все и было. Но парадокс в том, что хадиситы сами рассказывают о запрете сбора хадисов, и сами же их собирают и приводят.
Свежие комментарии