Пост и намаз у женщины (110320)
Вопрос: Можно ли держать пост во время месячных? Пожалуйста, помогите. На всех сайтах пишут, что нельзя.
Ответ: Этот вопрос задают еще в таком виде: «Может ли женщина во время Рамадана держать пост, но не совершать намаз, когда у нее начались месячные? То есть является ли кровотечение во время месячных препятствием для совершения намаза и соблюдения поста?».
Для начала отметим, что мы постараемся ответить на вопрос с позиций Корана. И чтобы было понятно, о чем речь, предлагаем начать с вдумчивого и внимательно прочтения аятов о посте с 183-го и по 187-й суры Бакара, а также 6-го аята суры Маида об омовении перед намазом. Это для того, чтобы понять, говорится ли в этих аятах о запрете поста и намаза женщинам в критические дни.
Аллах говорит так:
«О, уверовавшие! Подобно тому, как пост был обязательным предписанием для тех, кто был до вас, так он предписан обязательным и вам. Быть может вы защититесь» (Бакара 2/183).
«(Соблюдайте пост) в считанные дни… А если кто из вас будет болен или в пути, то пусть постится столько же (пропущенных дней) в другие дни. А для тех, кто в силах держать пост, им (еще) нужно дать фидью (фитру) в размере одного накормленного нуждающегося. А кто совершает добро более этого, то это будет лучше для него. Если бы вы только знали, то лучше всего вам поститься!» (Бакара 2/184).
«Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран как руководство для людей с ясными доказательствами верного пути и различения. Поэтому, кто достигнет этого месяца, пусть (обязательно в нем) держит пост! А кто болен или в пути, пусть (постится) то же число (дней) в другие дни. Аллах желает для вас облегчения, но не желает для вас затруднения. Это для того, чтобы вы завершили (определенное) число (дней поста), и возвеличили (такбирами) Аллаха за то, что Он наставил вас на верный путь. И быть может, вы будете благодарны (за это)!» (Бакара 2/185).
«(Теперь) дозволена вам в ночь поста близость с вашими женами. Они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах узнал, что вы обманываете самих себя, поэтому обратился к вам и простил вас. Отныне прикасайтесь к ним и желайте (ищите) того, что предписал вам Аллах. А также ешьте и пейте, пока перед вами (на ваш взгляд) фарджр (краснота рассвета, утреннее зарево) не будет разделять белую нить (настоящего рассвета) от черной (темноты). Потом восполните пост до вечера. И не прикасайтесь к (женам), когда вы благочестиво пребываете в мечетях (в итикафе). Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их! Так Аллах разъясняет свои знамения людям. Быть может, они защитятся!» (Бакара 2/187).
«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, мойте свои лица и руки до локтей! И обтирайте ваши головы и ноги до щиколоток! А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь (большим омовением). Если же вы больны или находитесь в пути, или если кто-либо из вас пришел из туалета, или если вы имели (интимную) связь с женщинами и не нашли воды, – тогда оботритесь чистым (саидан тайибан)! Оботрите им ваши лица и руки. Аллах не желает вам трудностей, Он хочет очистить вас и довести до конца свою милость по отношению к вам. Быть может, вы будете благодарны!» (Маида 5/6).
Как видим, ни в одном из этих аятов не говорится о том, что кровь нарушает омовение, намаз или пост. А также не говорится, что женщинам во время месячных запрещено совершать намаз и соблюдать пост. И нигде не говорится, что они должны очиститься большим омовением сразу после завершения месячных.
А теперь рассмотрим аят 222 суры Бакара, в котором говорится о регулах (месячных). Аллах говорит так:
«Тебя спрашивают о положении женщин в период месячных. Скажи, что это есть определенная трудность. (О, мужчины!) В эти дни месячных оставьте их (своих жен) в покое, не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. После того, как они полностью очистятся (у них завершатся регулы), приближайтесь к ним с места, указанного вам Аллахом. Аллах любит раскаявшихся, а также любит чистоплотных» (Бакара 2/222).
Как видим, в аяте говорится о регулах. Регулы женщины, Аллах называет трудностью, но не болезнью. Ни одна женщина не пойдет к гинекологу в месячные дни и не скажет, что я сегодня больна.
Процесс кровотечения из матки женщины в определенные дни является физиологическим очищением женского организма и органа, который таким образом готовится к новому циклу зачатия ребенка. В этом аяте, Аллах не говорит о том, что кровотечение во время месячных является препятствием для намаза, поста, хаджа, закята, чтения Корана, вхождения в мечеть и т.д. Этот аят полностью связан с запретом для мужчин, чтобы они в дни кровотечения у женщин из полового органа не входили с ними в интимную связь. Вот и всё! То есть в аяте 222 суры Бакара ни о каком намазе или посте и речи нет. Поэтому в этом аяте половое ограничение как для женщин, так и для мужчин – одинаково.
Ибо в эти дни женский орган наиболее уязвим и чувствителен к инфекциям. Поэтому половая близость в такие дни может вызвать психологическое, нравственное и физиологическое расстройство. Близость в критические дни может занести в женский орган такую инфекцию, которая потом может отрицательно сказаться как на женском здоровье, так и на здоровье будущего ребенка. Потому женщины в такие дни должны больше всего заботиться о личной гигиене и категорически не допускать связи с мужем.
Из аята мы еще понимаем то, что женщина должна очиститься от крови, то есть у нее должно прекратиться кровотечение из матки. Вот это и указывает на то, что она очищена. То есть процесс восстановления матки закончен и она обновлена и готова для нового зачатия. Поэтому Аллах и говорит: «وَلَا تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّىٰ يَطْهُرْنَ ۖ فَإِذَا تَطَهَّرْنَ فَأْتُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ أَمَرَكُمُ اللَّهُ» не приближайтесь к ним для связи, ибо у них идет кровотечение, до тех пор, пока они не очистятся, то есть у них не закончится кровотечение. А после того, как они полностью очистятся от кровотечения, то есть у них завершатся регулы, вот тогда вы можете подходить к ним с места, указанного вам Аллахом.
«Подходите к женам с места указанного Аллахом», означает то, что мужчины должны совершать со своими женами половую связь только через женский орган. Это указание Аллаха является законом, который мужчины не имеют права нарушать. Те мужчины, которые входят в связь с женами через задний проход, должны оставить это скверное действие, раскаяться в этом, попросить прощение у Аллаха и впредь больше не совершать подобное. Аллах запретил такую связь, потому что это является самым отвратительным действием…
Итак, здесь еще стоит напомнить вот что. В аяте нигде не говорится о том, что женщина после окончания месячных должна сразу совершить большое омовение (гусль), потому что Аллах нигде в Коране не говорит, что женщина во время месячных является джунубом (совершившая половой акт). Вы нигде в Коране не найдете аят, где об этом говорилось бы! Следовательно, мыться после месячных, это такая же традиция или привычка, как мыть потное или грязное тело. Потому, что вода очищает как физически, так и психологически. И только по аятам омовения мы четко можем сказать, что большое омовение совершается исключительно после того, как мужчина и женщина совершат половой акт.
Спрашивается, откуда же тогда идет традиция, что женщина во время месячных не должна совершать намаз, соблюдать пост и обязательно делать большое омовение после завершения месячных? А идет все это из мазхабов, которые придумали свою веру для женщин и запретили им то, что не запрещает и не предписывает им Аллах. Отсюда возникает проблема, насколько мазхабы следуют Корану и адекватны в своих решениях. Этот вопрос занимает и сами мазхабы, но особого продвижения в нем пока нет…
А теперь рассмотрим один хадис, часть которого мазхабы используют, а часть – нет. Ибо одна часть подходит мазхабам, а другая – нет. А также одна часть согласуется с аятами Корана, а другая – нет, что делает данный хадис сомнительным.
Передается, что: Женщина по имени Муазе рассказывает: «Я спросила у Айши (супруги Посланника): «Почему женщина в период месячных держит пост, а намаз не совершает?». Она ответила: «Ты что – харурие?» (*). Женщина ответила: «Нет, я не харурие, но я спрашиваю (хочу знать)». Тогда Айша сказала: «Когда у нас начинаются месячные, нам велено держать пост, но совершать намаз нам не велено» (см.: Муслим. Хайз, 508).
(*) Харурие: харуриец (из Харуры). Харура: место, где собирались иностранцы (чужеземцы) из рядов Али во время сиффинской войны (см. Э.Р. Фиглали (E.R. Fığlalı). Иностранцы. – Исламская энцикл., 1997, т. XVI, сс. 169-175).
Подчеркнем, что та часть хадиса, где говорится «но совершать намаз не велено», не соответствует ни сути, ни смыслу аятов Корана. Поэтому в свете Корана эта часть хадиса вызывает большое сомнение.
Итак, в завершение темы вспомним один важный аят, который должен стать ключом к решению вопроса. Аллах говорит:
«لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا»
«Аллах не делает ответственным человека (нафс) сверх его сил» (Бакара 2/286).
Этот аят должен стать решением проблемы. Поэтому в данном вопросе по Корану, мы не имеем права запрещать женщине совершать намаз и соблюдать пост или читать Коран и совершать паломничество во время месячных. Аллах нам не дал такое право, но мазхабы решили запретить то, что не запретил Аллах!
Но Аллах каждому человеку дал право самому выбирать, что ему по силам и возможностям (что и как делать ему). Поэтому мы можем предложить от Его имени людям только то, что предлагает Он сам. А Он говорит то, что месячные – это не болезнь, а «это есть определенная трудность» для женщины. А уже после этого женщина сама решает, как быть ей «с этой трудностью»…
Следовательно, раз это трудность, которая сопровождает женщину определенный период её жизни, тогда за это Аллах не делает её ответственным в тот момент, когда в критические дни у некоторых женщин бывают сильные боли и обильное кровотечение, а некоторые даже не могут подняться с постели из-за боли в пояснице. Такие моменты из жизни женщин и указывают на то, что является сверх их сил. Поэтому женщины в пик своих месячных должны решить сами для себя, совершать ли им намаз или соблюдать пост? Женщина может обмануть только себя, но Аллаха она обмануть не сможет! Потому, что Аллах все видит и прекрасно понимает их состояние. Если женщине в эти дни не по себе и она не совершает намаз или не соблюдет пост, тогда Аллах сам ее простит…
Повторим еще раз, женщина сама для себя должна решить, если она в состоянии совершать намаз в критические дни, тогда пусть совершает, а если не в состоянии, тогда пусть не совершает. Если она в состоянии соблюдать пост в критические дни, тогда пусть соблюдает, а если не в состоянии, тогда пусть не соблюдает. Тоже самое касается беременных и кормящих грудью женщин…
Свежие комментарии