Пост, брань, семья
Вопрос: Здравствуйте,скажите, пожалуйста, у меня муж на посту, он мусульмани. Скажите, может ли он оскорблять и проклинать жену, пусть немусульманку, но родившую ему ребёнка?
Ответ: Вы говорите о чем-то очень неприемлемом!.. Ибо мужчина вообще не может оскорблять женщину, а, значит, и муж – жену! И это даже не зависит от того, родила она ему ребенка или нет. Но вы совершенно правы в том, что женщина, родившая мужчине ребенка, становится еще и матерью его ребенка. Оскорбляющий мать, оскорбляет теперь и ребенка. Невнимательный к матери становится невнимательным и к ребенку… Такое отношение к своей семье, а еще и самим близким тебе людям, осуждается и людьми, и Всевышним Аллахом. В обоих случаях к жене и ребенку требуется высокое и безупречное, по своей социальной и нравственной направленности, отношение… Обо всём этом в Коране говорится широко и подробно. Приведем примеры из него.
Аллах высоко оценивает роль женщины (супруги) в жизни мужчины, которая приносит ему успокоение и радость, семью и продолжение рода. Говорит так: «Аллах создал для вас подобных вам супруг из вас самих, и создал для вас от ваших супруг детей и внуков, и дал вам в удел благое, так неужели станут они (мужчины, мужья) веровать в ложное, а за милости Аллаха благодарить не будут?» (16/72).
«И из знамений Его – (это) то, что Он создал для вас жен из вас самих, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами (узы) любви и милосердия. Поистине, в этом – знамения для людей размышляющих» (30/21).
«Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они (родители) хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на одного человека не возлагается (ничего) сверх его возможностей. Нельзя причинять вред матери за ее ребенка, а также отцу за его ребенка. Такие же обязанности возлагаются на наследника отца. Если они (родители) пожелают отнять ребенка от груди по взаимному согласию и совету, то не совершат греха. И если вы пожелаете нанять кормилицу для ваших детей, то не совершите греха, если вы заплатите ей на разумных условиях. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах видит то, что вы совершаете» (2/233) (Э. Кулиев).
«Поселяйте их там (при разводе), где будете жить сами» (65/6).
Наконец, у женщин есть и права в супружестве. Всевышний Аллах говорит так: «<…> (Жены) имеют (на мужей) такие же права, как и (те) на них, согласно общепринятым (обычаям) <…>» (2/228) [1].
Понятно, что все правила и законы, устанавливаемые в обществе, равно как и предписания Аллаха человеку, низводимые ему в Коране, – когда они рассматриваются в своем общечеловеческом и нравственном качестве, – действуют совершенно всеобщим образом. И тем не менее в праздничные дни они всё же действуют как-то по-другому, по-особенному или по-праздничному, согласуясь с общим приподнятым и праздничным настроением людей…
И теперь мы находим, что и у Аллаха это тоже так…
Пост в меяце рамазане (по лунному календарю) является, как известно, обязательным предписанием Алаха человеку (мусульманину). И предписания по нему включают в себя не только его «узкие» условия, но распостраняются еще и на всю социальную и нравственную сферу человека. В этом смысле они «дисциплинируют» его как существо нравственное и социальное. Так Аллах использует процесс и атмосферу поста и рамазана для того, чтобы еще раз напомнить человеку о том, каким он должен быть для того, чтобы быть до конца человеком, уверовавшим по Его предписаниям и Его Книге.
Всевышний Аллах говорит так: «О, уверовав, надеящиеся! Этот пост (то есть пост, который предписан мусульманам по Корану) предписан вам в том же виде, в каком он был предписан и тем, которые были до вас, – чтобы вы защитили себя» (2/183).
Брань в период поста не нарушает сам пост, но отнимает всю его благость для человека. Ибо брань нарушает благую социальную и нравственную направленность и содержательность человеческих отношений, отнимая тем самым право на нее, эту благость, у человека, подвергшегося брани. В их адрес Посланник Аллаха Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует!) и говорит так: «Среди постящихся есть такие люди, которым от поста остается (достается) только голод и жажда» [2].
Продолжая эту мысль, Посланник говорит: «Пост является щитом. И пусть постящийся не говорит плохихи (бранных) слов. И пусть он скажем тому, кто хотел бы спорить и драться с ним: «Я – в посту! Я – в посту!» и не дерётся с ним» [3].
Думается, что приведенных соображений достаточно для человека разумного, чтобы он мог должным образом оценить ценность семейно жизни для себя и всего своего будущего состояния. И даже не просто ценность, а ее бесконечную ценность. Пусть он на минуту представит себе, что станется с ним и как он вообще будет выглядеть, если жены и ребенка не будет, простите, рядом… И Аллах, как видим, не поддерживает подобное. И куда после этого он енет свой пост?! И какой ему смысл от него, если семьи у него уже не останется?…
Такие, вот, вопросы возникают у людей, имеющих бесценное богатство на руках, но, в силу незнания жизни и нежелания прислушаться к Творцу, не знающих, как верно распорядиться с ним…
[1] Более подробно и обстоятельно о теме в Коране можно читать в исследованиях, приводимых в сети.
[2] Проходит у Ибн Мадже.
[3] Проходит у ряда передатчиков.
Свежие комментарии