Свобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (2/10)
Итак, Творец сотворяет два рода разумных существ – джиннов и рабов. И обоих с одной и той же целью – для служения (службы) себе. Одновременно Он характеризует человека как своего раба. Это дало повод людям начинать историю рабов у человека с истории рабов у Творца. Дескать, это у Него было так, мы только продолжаем линию от Него…
Но как может быть раб у Творца, когда ему он просто не нужен?! Не пониманя это, люди переносят на Творца свои нравы и представления о жизни и отношениях между людьми. Но мир Творца регулируется не нашими, а его собственными законами… Потому и раба у Творца следует понимать не по нашей, а по его мере. А в ней началом является сотворение. Вот, потому, что сотворил, потому и «раб», простите, человек перед Ним. Другого повода для этого нет!.. Но даже и по этому поводу тоже «не раб»! Это выясняется уже после того, как Творец дает человеку свободу во всей сфере отношения к себе и своему ниспосланию. А далее мы узнаём о том (об этом говорится ниже), что раб не нужен Творцу и по природе вещей. А человека Он сотворяет для служения (службы) себе, в том числе и с целью его испытания…
И когда после всего этого в лексиконе творца появляется слов «раб» в отношении к человеку, то его уже нельзя рассматривать в отрыве от приведенных суждений. В этом плане можно даже провести параллель между Творцом и его человеческим творением и самим человеком по линиии воспроизводства его от отца к сыну. Отец может быть строгим по отношеню к порожденному им своему потомку, но всегда остается отцом по отношению к нему. Точно таково же и отношение творца к человыеку,но, разумеется, с учетом специфики между Богом и человеком. Творец вегда желал бы, чтобы созданное им творение было бы себе на пользу и во благо и действовало с той целью, которую в ней желал бы видеть его Творец, почему он и поддерживает его на своему пути и наставляет на знание. Другое дело, что человек не всегда желалет для себя то, что желает ему Бог (Аллах)…
Вот теперь мы можем понять истинный смысл «раба» при обращении Творца к человеку. Понятие становится выражением милости и сочувствия Творца к своему творению, поддежки его в действиях (деяниях), идущих ему на пользу и с предложением воздержаться от всего того, что направлено против них. В то же время Творец является субъектом прощающим. – «Если бы Аллах стал наказывать людей за их несправедливости, он бы не оставил там ни одного живого» (16/61). – Но и прощение это не безмерно. И если учесть эту меру, тогда и отношения с Творцом войдут в согласие и гармонию…
Итак, подобно тому, как каждый родитель рассчитывает на понимающего их и благодарного им за их усилия сына и дочь, так и у Творца это тоже так. Он тоже рассчитывает на понимающего человека и его уважительное и благодарственное отношение к себе. Ведь Он тоже сотворил его, оказал ему милость и поддержал его на всех направлениях жизни, ведущих его к пользе и благу, и порекомендовал ему удержаться от всего ложного и дурного (худого). И, наконец, предоставил ему свободу!..
А после этого и на этом основании уже сколько хотите можно говорить о том, как человек является «рабом» у Творца. Из всех этих разговоров», когда они ведутся по уму и порядку вещей, всегда выйдет одно и тоже. Это – человек, благодарный своему Творцу. А неблагодарный только ухудшит во всём свое положение…
Это можно видеть и на примерах обращения Бога (Аллаха) к человеку:
«70. (77-70) и избрал Давида, раба Своего (здесь и ниже выделено нами. – Р.О.), и взял его от дворов овчих
(77-71) и от доящих (и) привел его пасти народ Свой».
«18. И похоронили его (Иеровоама. – Р.О.), и оплакали его все Израильтяне, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию пророка»,
«56. «Благословен Господь, Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! Не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея»,
«26. (104-26) Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал»,
«36. И сказал он: таково было слово Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Илию Фесвитянина [6],
«20. Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев» [7],
«24. Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою» [8] и др.
То же самое говорит Творец и о Посланнике Мухаммеде (да благословит его и приветствует Аллах!), подчеркивая его функцию как получателя ниспослания (наби) и его передатчика людям (расул). Посланник одновременно обучает людей Корану и его мудрости. Говорится так: «Он – Тот, кто направил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Книге и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении» (62/2) и др.
А кто желает знать о том, кто есть раб настоящий, то Бог отвечает и на этот вопроос, указывая, к примеру, на положение иудеев у египтян:
«15. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда» [9].
«20. Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: `что [значат] сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?’, то скажи сыну твоему: `рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою» [10].
В приведенных примерах для нас важно обратить внимание на то, (1) что «раб» используется у Бога (Аллаха) как в обращении к посланникам, так и простым людям, т.е. использхуется им в самом шиороком смысле или в обращении к человеку вообще. Основанием здесь является сотвореннсть человека Творцом и его продолжающая оставаться неизменной зависимость от Него.
Если кто пожелает после этого называть человека «рабом Аллаха» (рабом божьим), то должен согласовать «этого раба» с приведенными его определениями у Бога (Аллаха).
В ответ на это проще сказать, что человек, как раб у Бога (Аллаха), – это метафора (аллегория) о том объективном положений вещей, когда Бог, как абсолютно всеобщая, всесущая и всесильная сущность, сотворяет на службу (для службы) себе еще одно разумное (вдобавок к существуюшим у него джиннам) существо, называя его человеком. Он наделяет его всем необходимым для жизни и деятельности на Земле, поддерживает его и помогает ему, оставляя, в своем итоге, его в зависимости от себя…
(2) На фоне раба-метафоры Бог (Аллах) говорит о настоящих рабах и рабстве, указывая на положение иудеев (с которыми он находится в общении в это время) в условиях их пребывания в Египте.
Сюда можно добавить известную картину рабства человека во всем древнем мире (от древнего Египта к древней Греции и древнему Риму).
Над всем этим рабством человека в истории и возышается свобода, которую дает Творец человеку… (02.09.2017) (2/10).
Теги: джинны и люди, свобода и рабство, свобода от Аллаха (Творца), и избрал Давида, раба Своего, послал Моисея, раба Своего, (62/2), рабами были мы у фараона в Египте,
[1] На это указывает и Бог: «16. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Библия. ВЗ, Втр. 5. – «http://www.maranatha.org.ua/bible/index.php?book=19&ch=78») (02.09.2017).В Коране говорится так: «Господь твой предписал следующее: поклоняться только ему одному и быть благодеятельным по отношению к родителям» (17/23-24).
[2] Библия ВЗ, Пс, 77. – там же (31.08.2017). [3] Там же, 3 Цар, 14. [4] Там же, 3 Цар, 8. [5] Там же, Пс, 104. [6] Там же, 4 Цар, 9. [7] Там же, Иса, 48. [8] Там же, Втр, 3. [9] Там же, 5. [10] Там же, 6.
Свежие комментарии