КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.)
1. Рамазан: задачи и возможности
2.1. Но у рамазана есть еще одна особенность. В этот раз она связана с привлечением внимания человека к Корану в целях его объективного и адекватного познания. Ибо только в этом случае его можно практиковать в том виде, в каком это имеется в виду его Ниспослателем – самим Аллахом (Богом). Но Коран, кроме знания Аллаха, предлагает подчиниться и воле Аллаха. Дело в том, что Коран, кроме знания, содержит и предписания человеку. – В широком смысле и предписания есть знание. Но в данном случае предписания есть знание человеку о том, как быть ему в мире, в котором пребывает и господствует его Творец, который является одновременно и творцом самого человека?.. А в этих предписаниях один род его действий оказывается запретным, а другой – стимулируемым. И Творец, естественно, поддерживает стимулируемый им род действий, а запретный осуждает и наказывает за него… – Особенность предписаний состоит и в том, что в ряд запретных для человека действий Творец включает и целый ряд привычных для него с истории действий: обман, воровство, несправедливость, корысть, лицемерие, освобождение раба после определенного срока его использования, нерегулируемое многоженство и унизительное отношение к женщине, процент и др.). А в число стимулируемых и поддерживаемых включаются их антиподы, которые в целом можно характеризовать как приглашение человека к нравственно-положительному образу жизни и ценностям, которые направлены как на его собственную пользу и в его благо, так и на пользу и во благо людей. К примеру, это – быть добродетельным и справедливым по отношению к людям, делиться с ними своим добром и имуществом, поддерживать обездоленных и лиц, нуждающихся в целом в поддержке, воевать только против тех, кто воюет с вами против веры Аллаха (Бога), избегать прцента и т.д.
И когда с позиций этих предписаний мы вновь возвращаемся к жизни и оцениваем ее через их призму, то выясняем для себя такую простую вещь, как трудность вхождения предписаний в жизнь. Вроде бы это просто – делать всё себе на пользу и в свое благо… Ан, нет!.. Для этого надо соблюдать предписания! Без этого ничего не получится! Вот это «соблюдать» у многих и не получается! Даже себе на пользу!..
Таковы эти предписания, предложенные Творцом человеку!.. Одно дело знать их (о них), другое соблюдать и практиковать их в реальной жизни. Такова вообще связь у человека между тем, что у него на уме (в знаниях), и тем, что у него в жизни, или тем, что от того, что на уме может перейти и переходит на деле в практику жизни. И таковым этот процесс является в двух отмеченных направлениях в двжении от предписаний. Так в запретных действиях (а) надо отказаться от привычного и традиционного, а в стимулируемых (b) – начать вводить в жизнь действия и практику, у которой «нет никакого, – как это кажется на первый взгляд человеку, – основания в жизни», кроме того, что она рекомендуется ему Творцом – Всевышним Богом (Аллахом)… Так в первом случае человек не может оторваться от привычного и традиционного, во втором – – не может вступить на новый для себя путь жизни и практики. Эти процессы, естественно, связаны между собой, но в них есть и то, что привходит в них от них же самих. Уже с учетом этой их особенности можно сказать так, что они регулируются одним и тем же механизмом. Этим механизмом, как и во всех других случаях регуляции человека, является его дух и его такая составляющая и форма, как воля…
А волю, как известно, над воспитывать! Распускать ее нельзя! А то она может «зашкалить» и с легкостью перейти «за раз» всю меру… И лучше, чем сам человек, никто другой ее воспитать не может.
Исходя из этого, Аллах и возлагает на человека воспитание им своей воли. И делает это в рамазан, когда внимание людей фокусируется и концентрируется на Коране и его предписаниях… Он накладывает ограничения на прием пищи и близкую связь с женщиной в светлое время суток…
Оба эти ограничения, подчеркнем это еще раз, имеют единственное средство для своей реализацции. Это средство есть воля человека. Никакое другое средство при этом больше не используется!.. Воля должна быть воспитана так, чтобы она была «смиренной» у человека и подчиненной его разуму. И если это ей и в самом деле удастся на таких примерах или направлениях ее стремлений, как ограничения в еде и в отношении между полами, то можно думать так, что это удастся ей и в других трудных условиях жизни…
Так выясняется истинная роль ограничительных предписаний в месяце рамазане. Приведенные ограничения на действия человека на деле связаны совсем не с тем, чтобы «как-то затруднить ему жизнь», а прямо наоборот, – направлены на то, чтобы облегчить ее. – «<…> Аллах желает облегчения для вас, а не желает затруднения <…>» (2/185)). – Ведь речь идет о воле! О стихии воли! Ибо она есть нерегулируемое начало у человека. И только его собственными усилиями она может быть введена в определенные рамки и приведена к управлению. К покорному следованию за разумом…
Аллах и предлагает человеку такую волю. И сам человек после некоторых разудумий может понять, что ему всё же лучшей иметь управляемую и регулируемую воли, чем волю произвольно действующую над ним вроде природной стихии… А поняв это, он может правильно понять и слова Аллаха о том, что Он и в самом деле стремится облегчить ему жизнь. Ведь как легко быть с волей по уму, если знать, что она может быть и разрушительной стихией!..
А после этого остается последнее. Быть благодарным Ему. Ведь Он открывает нам глаза на то, о чем мы не ведаем по своему незнанию. И что облегчает в итоге нам жизнь…
Разве может человек не принимать благодеяний Господа своего?! И с чем тогда он останется?..
Итак, рамазан оказывается месяцем возможностей для человека и в вопрсе воспитания им своей воли. И если он воспользуется этой возможностью, чтобы перевести ее из присущей ей стихии и произвола в регулируемое умом русло, – то он может получить предствление о том, какой легкой и приятной стала для него жизнь после этого.
Остается тольк не забывать о том, что инициатором в этом вопросе был Аллах (Бог). А переорганизация (переформирование) воли с привычного на требуемое потребовала определенных усилий. Зато когда она завершилась, какое великое, воистину, наступило облегчение. Еще бы!.. Удалось усмирить необузданную стихию в самой своей душе!..
…Не где-то на соседней улице. И даже не на своей. А в душе у себя. Удалось усмирить…
Такова сила Господа, научившего нас этому!
Падем ниц! И будем благодарны!..
И сам Он говорит так: «<…> И (чтобы) возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас. Может вы будете благодарны!» (2/185)…
…И время же выбрал какое! Самое такое, когда предложено думать и размышлять о Коране! Время рамазана… 290517.
Теги: Коран и рамазан, 27.05-24.06/2017, вводная, 2/185.
Продолж. следует
Свежие комментарии