КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.)
1. Рамазан: задачи и возможности
Аллах предлагает чествовать месяц ниспослания Корана и быть благодарным Ему за это ниспослание. Одновременно Аллах ставит перед людьми и свои задачи, суть которых состоит в более глубоком проникновении в Коран и практиковании его в актуальной жизни. Только так он может быть осознан в своей значимости и своем величии. Но это открывает, со своей стороны, новые возможности для самого человека в деле сближения его со Словом (Учением) Всевышнего Аллаха.
Кратко и по сути о вопросах, встающих при этом.
1. Среди событий, оказавших наибольшее влияние на ход мировой истории, на первое место, безусловно, следует ставить ниспослания Бога (Аллаха) человеку. Из интересующих нас из них в данном случае следует отметить Библию (включающую в себя, как известно, Ветхий и Новый Заветы) и Коран. А поскольку конкретной нашей темой является всё же тема из Корана (а значит и сам Коран), то далее мы и будем говорить о них – о Коране и теме из него.
2. А если темой является месяц рамазан (по лунному календарю), значит будем говорить о нем. Но не в календарном смысле (хотя о нем тоже будем, но уже на втором плане), а как о месяце ниспослания Корана. А этот месяц отмечен в Коране особыми предписаниями Аллаха по его поводу. Из них следует особый статус рамазана по отношению к другим месяцам года. Этот статус превращает рамазан из ординарного, так сказать, месяца года в его особый месяц, ибо этот месяц выделяется как месяц ниспослания и даже точнее – праздника ниспослания. Иначе – это месяц праздника Корана или праздничного Корана. А праздники принято отмечать событиями (мероприятиями), специально организуемыми в их честь. Так это обстоит и у Аллаха по отношению к рамазану. Он предлагает провести его в возвышении и чествовании Корана. В благодарности Аллаху за эту его Книгу знаний. За свободу, которую она приносит людям своим знанием… Аллах предлагает продолжать читать Коран, углубляясь в его смысл и назначение. Ибо в каждый рамазан человек входит умудренным опытом прожитого года. Потому и Коран открывается перед ним по-новому, с учетом опыта этого года, его знаний и мудрости…
Аллах предлагает провести рамазан в мире, спокойствии и благополучии, отказе от войн и распрей на основе уважительного отношения к Корану и его предписаниям. Ибо Коран предлагает людям соревноваться в добром (добрых делах). – «У каждого есть направление, к которому он склоняется. Вы же соревнуйтесь в добрых делах. <…>» (2/148) [1]. – Соревнование (соперничество) этого рода никак не может привести людей к противостоянию, вражде и войне. Наоборот, оно сближает людей и сглаживает отношения между ними. На это и направляет Аллах усилия людей. А рамазан представляет для этого широкие возможности.
Еще один аспект этих возможностей связан с осознанием человеком своей ответственности перед Господом. Речь идет о случае нарушения Его предписаний (по ниспосланию) и стремлении загладить это свое отступление перед ним (иначе это характеризуется как вхождение в грех перед Господом и прошение прощения у него). В этом нет никаких проблем! Каждый в любой момент может попросить прощение и вернуться на путь, удовлетворив при этом условия прощения в каждом конкретном случае, если они оговорены для него. Важная особенность состоит в том, чтобы не опоздать в этом вопросе. Ибо Аллах (Бог) принимает прощения до тех пор, «пока это не поздно». Т.е. «у опоздавшего» уже не принимает [2]…
И рамазан представляет человеку и в этом случае широкие возможности. Ибо он концентрирует внимание на Коране и его предписаниях и ответственности человека перед ними. И тут вопрос о прощении сам собой оказывается на первом плане. Ибо человек порой не может обойтись без того, чтобы так или иначе не нарушить отдельные пункты ниспослания. Значит ему надо думать о том, как вернуться на путь. А для этого у него есть такая возможность, как простительность Аллаха (Бога)…
По этой же самой причине рамазан активно способствует человеку и в преодолении ложных представлений в вопросе о помощи Аллаха ему. Это очень важный момент, поскольку человек постоянно сталкивается с трудностями в этой сложной, противоречивой и неустойчивой жизни. И в каждом случае он обращается к Господу с просьбой и помощи и поддержке (содействии). Но чтобы получить ее или воспользоваться ею, когда она уже есть, надо знать и Его позицию.
У Аллаха на этот счет есть свои условия. Он оказывает поддержку тому, кто на его пути, при схождении с которого обратно возвращается на него. Начальным условием пребывания на пути является признание человеком Аллаха (Бога) как всецело единой сущности, о которой говорит Он сам. А когда человек не выполняет это условие, начиная создавать для себя других богов, – из людей, вещей, «подручных средств» или своих собственных образов, то Аллах расходится с ним. А еще и наказывает его [3]. И это есть самое худшее. Ибо в этом случае человек лишается всей Его помощи и поддержки и остается «один на один» со своим заблуждением… Единственный выход в этом случае – это отвернуться от «своих богов» и вернуться к Богу истинному и единому…
Следующим моментом в этом вопросе является понимание того, что Аллах, как правило, нацеляет человека самого на решение своих вопросов. И помогает ему только тогда, когда он сам помогает cебе. Т.е. он всё подготавливает для человека, а действовать предлагает уже ему самому [4]. Потому тот, кто сидит и ждет готового решения от Аллаха, – на том основании, что он-де «попросил» Его, а Аллах помогает всем, кто просит Его (обращается к нему с просьбой), – может и не дождаться его, этого решения. Аллах и в самом деле обещает помочь и помогает на деле [5]. Но он нигде не сказал, что сделает за человека то, что он должен делать за себя сам, своим трудом. А еще, ведь, Аллах создает (сотворяет) человека для службы (служения) себе… А тут всё получается наоборот! Не человек служит Аллаху, а Аллах ставится в такое положение в сознании человека, когда Он, простите, «имеет честь» быть у него «служителем»… Получилась чушь какая-то! Значит что-то с самого начала было неверным… Так собственная безынициативность, недееспособность и ленность мысли и действия, поддержанные недостатком коранического образования и воспитания, ставят человека в неестественное, ложное и глупое, в своем итоге, положение перед своим Творцом и Господином. Если акцентировать внимание на образовании, то можно совершенно однозначно сказать, что пункт о Всевышнем «проработан» в данном случае «односторонне». В направлении от человека к Аллаху. А значит и в направлении претензий к Нему. Мол, сотворил – обеспечивай!.. Эдакое «непроходящее иждивенчество» в уме или философия жизни недоросля… А направление от Аллаха к человеку или его ответственнсть перед Ним каким-то образом выпала из внимания…
Так что рамазан – это неспроста у Аллаха! Есть глубокий смысл в том, чтобы уделить Корану месяц в году…
Теги: вводная, Аллах (Бог), Коран, рамазан, 27.05-24.06/2017.
[1] Говоря о соревнующихся (состязающихся, соперничающих), Аллах рекомендует им соревноваться только за блага рая: «<…> Пусть же ради этого состязаются состязающиеся!» (83/18-26).
И еще аят: «Зная, что они вернутся к Господу своему, они совершают все свои дела с трепетом сердца (60). Они стремятся к доброму (добродетельному) и состязаются ради доброго (61)» (23/60-61).
[2] Это можно видеть уже на примере тонущего Фараона (см.: 10/90-92).
К примеру мы вернемся ниже.
[3] «9. §Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены» (ВЗ, Кн. Исаия, гл. 44. – http://www.maranatha.org.ua/bible/index.php?book=23&ch=44) (27.05.2017).
[4] К примеру, говорится так: «Аллах уже оказал вам поддержку при Бадре, когда вы были слабы. Бойтесь же Аллаха, – быть может, вы будете благодарны. Вот ты сказал верующим: «Разве вам недостаточно того, что ваш Господь ниспосылает вам в помощь три тысячи ангелов?» Конечно! Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, и если враги нападут на вас прямо сейчас, то ваш Господь поможет вам пятью тысячами меченых ангелов. Аллах сделал это всего лишь благой вестью для вас и дабы ваши сердца утешились благодаря этому, поскольку победа приходит только от Могущественного и Мудрого Аллаха» (3/123-126).
[5] «<…> Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам <…>» (40/60).
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (2/186).
«Кто [ещё помимо Аллаха] отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к нему, и кто устраняет зло!?» (27/62).
См.сюда также: Религия Ислама (мольбы и поминания Аллаха… 2 марта 2014. – https://m.ok.ru/group51895888707758/topic/62432334626990 (27.05.2017) и др.
Продолж. следует
Свежие комментарии