Как быть с наследством?
Вопрос: Ас-салямун алейкум! Скажите, пожалуйста, может ли мусульманин потратить свое имущество на пути Аллаха, имея при этом наследников, то есть не оставить им наследства? Тем более если дети (взрослые) придерживаются другой религии. Если я правильно понимаю ислам, то человек должен зарабатывать при своей жизни саваб. Ведь после его смерти это имущество уже не принадлежит ему. Часто в этом случае приводят такой довод, что детей нельзя оставлять без поддержки.
Автор спрашивает нас еще и о том, «может ли наследовать алкоголик или наркоман от своих родителей»?
Ответ: Мы попытаемся ответить на эти вопросы в одном тексте, поскольку они очевидным образом связаны друг с другом.
В данном случае нам важно понять не то, простите, кто и как представляет себе эти вопросы, а как в них выражена воля Аллаха и что Он предписывает нам нам.
В Коране о наследстве и наследовании говорится достаточно обстоятельно. И при внимательном его прочтении в нем можно найти ответы на интересующие нас вопросы. Мы приведем только следующие из аятов, в которых рассматриватся тема, рассчитывая на то, что желающие могут ознакомиться с остальными сами:
«От того, что оставляют (в качестве наследства) отец, мать и близкие, есть доля для мужчин. От того, что оставляют (в качестве наследства) отец, мать и близкие, есть доля и для женщин. Мало это много – это есть определенная доля» (4/7),
«Относительно ваших детей Аллах (говорит так): мужчине (сыну) (Он) завещает две доли дочери. Если число девушек более двух, их доля составляет две трети в наследстве. Если девушка одна, то половина ее. Отцу и материи, если у умершего есть ребенок, дается одна шестая. <…>. Это – законы Аллаха. <…>. Кто поднимет голову на Аллаха и его Посланника и перейдет его законы, (Аллах) введет его в ад, где он останется навечно. Ему приготовлено унизительное наказание» (4/11-14).
Выделем интерсующие нас положения. «От того, что оставляют (в качестве наследства) отец, мать и близкие, есть доля для мужчин <…> и для женщин». Аллах подчеркивает: «<…>. Есть определенная доля». И тут же уточняет, что в вопросе о детях Аллах завещает «мужчине (сыну) две доли дочери». Иначе, сын получает от наследства в два раза больше, чем дочь. Это связана с тем, что дочь, выходя замуж, переходит на содержание мужа, а парень, с женитьбой, вынуждается к тому, чтобы содержать семью.
Важный для нашего случая момент здесь состоит еще и в том, что Аллах говоря о наследстве от отца и матери сыну и дочери не указывает никаких дополнительных условий (признаков) для получения ими его. Более того, Он просто подчеркивает, что в этом наследстве у них есть доля. И у сына она в два раза больше, чем у дочери. Всего лишь!..
В то же время Аллах указывает на недопустимость отступления от его предписаний по наследству, обещая наказание адом (см. 4/11-14).
Уже на этом фоне вы совершенно верно понимаете ислам в части того, что человек сам своим трудом и усилиями должен зарабатывать себе то, с чем он завтра предстанет перед Аллахом и за что Он получит либо его одобрение (рай), либо наказание (ад). Наследство ему в этом ничем не поможет, каким бы большим оно ни было. Но наследство может оказаться поддержкой для человека в его текущей жизни в этом мире. А используя его, он может позволить себе расширить свой спектр добрых дел, к которым призывает нас всех Аллах. Но человек может ничего доброго и не совершить, если он воспитан в эгоцентричном духе и с детства приучен к тому, что не он должен кому-то что делать, а все остальные должны быть у него на службе… Не сделает он никому ничего доброго и в том случае, когда он привык тратить деньги и добро только на себя, а еще и делать это безответственно… И особенно легко они тратятся в том случае, когда они не заработаны трудом, а «падают», что называется «с неба». Наследство является таким неожиданно свалившимся на голову даром судьбы (Аллаха)…
Так что с обретением человеком наследства возможен двоякий поворот событий. Оно может помочь человеку быть более активным в своем благодеянии [1], а может ничего и не изменить в его судьбе. Более того, может нанести ему урон и даже разрушить его, – т.е. материальное благополучие, которым человек завладевает «вдруг», по случаю судьбы, не зарабов его своим трудном, может быть не только благотворительным, но и разрушительным для него, – если он не сумеет по уму и по-доброму распорядиться с ним [2].
Если же оставляющий наследство по каким-то причинам считает недостойным своих наследников в получении его наследства, то он может создать свой благотворительный Фонд и вложить свои деньги в него, расписав его задачи и функции. Этот Фонд может существовать и после него, но он опять же будет решаеть те задачи, которые возложены на него его учредителем. И за этим будет следить уже закон. Так состояние не уйдет в руки людей недостойных или тех, который могут пустить его «по ветру», а останется на том направлении, на которое поставил его «хозяин». А еще оно будет служить людям, что Аллах, собственно, и требует от человека… К слову, это решение еще может вписать имя Человека в историю [3]…
Но всё это надо делать пока человек (обладатель наследства) находится в жизни. Со смертью это осложняется… И главное – всё надо оформлять по существующему законодательству. Иначе ничего не получится!..
А теперь вы можете думать о том, как вам быть?
Здесь никто вам быть не может советчиком. И вы вправе всё решать сами. Другое дело, если вы сами пожелаете проконсультироваться с кем-то…
А мы отметим, что вы можете некую часть состояния оставить на наспледство, а на другую учредить Фонд. Но опять же, как вы поступите, – это целиком ваше право. Одно остается обязательным. Это – делать всё, как отмечено, по существующему закону.
Теги: как быть с наследством, аяты 4/7, 4/11-14, 69/60, создать свой благотворительный Фонд, оно будет служить людям, вписать имя Человека в историю.
[1] К примеру, средства, которые намечены для благодеяния (на благотворительные цели), могут быть потрачены в виде закята, который предназначается только для определенных групп людей. Аллах говорит так: «Закят – это только для бедных, нищих, работающих на этой работе, подогревающих сердца людей (к исламу), на выкуп рабов, должникам, тому, кто на пути Аллаха, застрявшему в пути. Аллах – знающий, мудрый» (9/60).
[2] Есть люди, которые «вдруг» оказываются «с большими деньгами», скажем, в случае выигрыша по лотерее. Исследования показывают, что часть из них оказывается потом несчастной. Разрушаются семьи, а «счастливчик» порой и вовсе остается на улице…
[3] Можно привести пример с Нобелевской премией. Ее учредитель – Альфред Бернхард Нобель (1833—1896). «Шведский химик, инженер, изобретатель динамита *. Завещал своё огромное состояние на учреждение премий, присуждаемых за наиболее важные достижения в физике, химии, медицине, литературе и за вклад в укрепление мира» (Нобелевская премия. – https://ru.wikipedia.org/wiki/) (11.04.2017).
Звездочкой (*) обозначены ссылки, опущенные в нашем случае.
Свежие комментарии