Настроиться на намаз
Вопрос: Ассаляму уа ‘аляйкум! У меня проблема, касающаяся настроя на намаз. Мне 16 лет, я никак не могу настроить себя на правильное чтение намаза, так как мысли постоянно отвлечены… Помимо этого, сосредоточению мешает мое желание поддерживать осанку, так как у меня кривая спина, мне приходиться напрягаться и отвлекаться на это.
Одним словом, как правильно настроиться на намаз?
Ответ: Если на намаз не настроиться, не сконцентрироваться на нем, то пользы от него будет мало. Ибо человек не сможет понять до конца излагаемую в нем идею и мудрость Аллаха. А само «ненастроенное» вхождение в намаз происходит от несерьезного отношения к нему. Аллах говорит так: «Горе же тем молящимся, которые не принимают всерьез своей молитвы» (107/4-5).
Дело в том, что человек, настроенный на молитву, четко осознаёт всю глубину мысли прочитываемых им аятов Корана. Но есть же еще и шайтан, который, как говорит Аллах, является «открытым врагом человека» (см. 60/36). Разве он будет сидеть сложа руки при этом? Конечно же будет сбивать! Шайтан так сказал Аллаху: «<…> Клянусь, что я засяду для них на твоем верном пути. И буду внедрятьчя в них спереди, сзади, справа, слева. И ты не найдешь многих из них благодарными тебе» (7/16-17).
Потому человек должен быть внимательным во всех случаях своего несерьезного отношения к молитве (намазу). И не забывать о «неспящем» шайтане…
Вопрос о том, как настроиться на тему, – на намаз или умственную работу вообще – это в данном случае не имеет значения, поскольку здесь действуют общие закономерности функцинирования ума (сознания, духа), – является одним из из самых серьезных для всей интеллектуальной деятельности в целом. Дело в том, что любой ее вид, чем бы здесь ни заниматься, требует именно настройки на нее. А настройка человека на работу, – в случае когда она является работой ума или интеллектуальным занятием, – оказывается требует определенной подготовки. Просто так или само собой это не получается.
Чтобы понять сложность и особенности работы ума и ее настройки за свое занятие (на тему), приведем примеры. Так, «настроить» автомобиль на работу, достаточно повернуть ключ зажигания. И любой электрический прибор (механизм, аппарат) работает сразу со своим включением… И этот свой опыт мы порой переносим и на работу ума. Мы хотим, чтобы ум тоже включился сразу, как только мы садимся за работу… Но ум – «не железо», а потому и сразу не включается. Чтобы он включился «сразу», требуется опыт работы, а также соответствующая тренировка ума. Она связана с концентрацией внимания на желаемом объекте. Это – психологический процесс, поэтому о нем рассказывается в учебниках по психологии. И здесь можно выделить два круга или уровня концентрации. Первый – это общий уровень. На этом уровне человек учится тому, чтобы вообще концентрировать свое внимание (ум), безотносительно к решаемой им далее конкретной задаче. На втором он занимается уже задачей концентрирования внимания на желаемом объекте. Речь идет о том, что сознание должно подготовиться к тому, чтобы активно работать в сфере требуемой интеллектуальной деятельности.
Чтобы понять, что это действительно процесс тренировки ума и его развития и обретения им способности концентрироваться и работать с требуемым материалом и требуемой нагрузкой, т.е. без ненужного отвлечения в стороны, – для этого достаточно взглянуть на детей. Им трудно занять себя каким-то одним видом занятий или одной темой, они постоянно переходят от одного из них к другому. Они очень подвижны в своем внимании и он постоянно переходит у них от одной темы (вещи) к другой. Дети любознательны, они активно познают мир, что и объясняет подвижность (активность) их внимания. Но с другой стороны, это оборачивается тем, что в итоге не дает нам возможности сконцентрироваться на требуемой умственной деятельности. Это ощущают уже школьники. И даже в вузе порой молодые люди затрудняются в том, чтобы сконцентрироваться на теме и выслушать лектора (преподавателя) до конца. Обязательно на что-то отвлекутся, потеряют нить суждений и вскоре просто выключаются из темы… Это – как поезд, который ушел и оставил тебя на перроне… Потом надо самому возвращаться к теме и начинать всё сначала…
Всё это подводит к пониманию того, что внимание и способность концентрироваться в умственной деятельности надо воспитывать в себе. И делать это можно системой упражнений, связывая их в то же время с учетным процессом или в дополнение к нему. На этот счет имеются многие руководства и программы. Обязательно почитайте соответствующие главы (разделы) в учебнике по психологии. Попытайтесь выполнить приводимые в руководствах и учебниках упраженения и тестовые контроли. Со временем у вас всё должно получиться. Это вы может определить и сами по вашей способности концентрировать внимание.
Если вы пожелаете развивваться дальше, вы может обратиться к школам, специализирующимся на тренировке сознания и концентрации его на себе с целью решения тех или иных вопросов. Так вы откроете для себя медитацию, которая поможет вам как в учебном процессе, так и в жизни в целом, к примеру, при необходимости разгрузиться в психологически сложной и стрессовой обстановке…
Когда вы освоите процесс конкретрации (и деконцентрации) внимания в его общем виде, вы может переключиться на конкцентрацию в намазе. В интернете есть целый ряд исследований на эту тему. Ознакомьтесь с литературой и выберите подходящий для себя курс (учебник, исследование) и далее занимайтесь по нему. И вы увидите, как легко и просто станет вам совершать намаз без всякого отвлечения от него и полностью сконцентрировавшись на нем. Желаем вам удачи…
См. также материалы на линках Фонда Сулеймания (на турецк.):
– http://www.fetva.net/goruntulu-fetvalar/namazda-aklimiza-cesitli-dusuncelerin-gelmesi-normal-mi.html,
– http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/namazda-husu-nasil-olmali.html,
– http://www.suleymaniyevakfi.org/elestiriler/altinoluk-dergisinin-ro.
Теги: аяты: 107/4-5, 7/16-17, внимание и способность концентрироваться, откроете для себя медитацию.
Свежие комментарии