Три вопроса по Корану
От редакции. Мы получили три пиьсма от нашего читателя. Так как они близки по своему содержанию, то мы сочли возможным ответить на них одним письмом.
Вопрос 1: Здравствуйте! У меня вопрос касательно заключительного Посланника Всевышнего Аллаха, скажите, пожалуйста, не является ли Пророк (мир ему и благословение) свидетельством того, что Всевышний Милостив. Поскольку Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) был ниспослан как милость. Если учесть то, что самым главным, что должен знать верующий, это шахада, то есть, нельзя ли выявить из шахады смысл – Аллах Милостив?..
Ответ: а) Вы правы! Ниспослание Корана с сообщением его содержяния людям через Посланника Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!) есть прмяое выражение милости и внимания Аллаха к людяям. Ведь в форме ниспослания (Книги) Аллах ниспосылает людям свое готовое знание, в отношении которого они пребывали в неведении и заблуждении. Посмотрте на то знание, которое присутствует в ниспослании, и то, которое практиковали арабы до ниспослания. Разрыв такой, как от неба до земли!.. А еще по целому ряду тем, о которых сообщает Аллах, у людей не было никакого достоверного источника. И если бы они стали размышлять о них сами по себе, то ничего, кроме фантазий и произвола мнения они не могли бы предложить себе. Так что Аллах и в самом деле проявил великую милость к арабской общине курайшитов, что ниспослал им свое знание. Более того, это знание с самого начала было рассчитано на всех людей. Об этом свидительствует и современное положение ислама, развившегося в мировую религию.
По этой же причине Аллах требует внимания к своему ниспосланию, его усвоения и благодарности к себе за ниспослание. Многие люди с пониманием воспринимают это предложение Аллаха, а те которорые не прислушиваются и игнонируют, то им самим отвечать за свои действия… Так решает Аллах в этом вопросе…
b) Что значит, что «самым главным, что должен знать верующий, это шахада»? И откуда вы это взяли?..
Колнечо основы надо знать! И в любой науке (любом знании) это так. Но потом надо знать и саму науку. Так это обстоит и с ниспосланием, Кораном и другими… Потому и исламское образование без знания Корана не может считаться состоявшимся…
Что значит выявить «из шахады смысл милостивого (млостивости) Аллах»? Только то, что из основ коранического учения можно получить и представление о милостивости Аллаха. А после того, как мы усвоили «основы» и решили пойти дальше, в само Учение, то мы сделаем шаг и в углублении нашего понимания милостивости. Мы будем понимать ее уже на более широкой и развитой теоретической платформе, нежели основы (знания). Мы будем понимать ее теперь на основе всего коранического учения…
Мы думаем, что вы уловили эту различие в понимании милости Аллаха на платформе (а) основ коранического учения и на платформе (b) его целостного учения…
Вопрос 2: Здравствуйте, я задаю этот вопрос потому, что хочу услышать мнение того, кто является более знающим. Но у меня есть причина, называть которую я бы не хотел, считать что никто, каким знающим он бы не был, ответ на этот вопрос дать не может. А вопрос такой, существует ли в этом мире доказательство того что Всевышний Аллах нас любит?
Ответ: а) Сначала о самом вопросе: «существует ли в этом мире доказательство того, что Всевышний Аллах нас любит?».
«Любить» имеет, как минимум, два значения: 1. выражение уважения и благодарности к любимому человеку (объекту) [1] и 2. как чувство, возникающее между полами (мужчиной и женщиной) [2]. А когда речь идет о Боге (Аллахе), то надо учесть еще и ряд обстоятельств.
Речь идет о том, что Бог (Аллах) является творцом человека. Он вкладывает в это дело свой труд, способности, время… Конечно, он хотел бы, чтобы это не пошло впустую. А это зависит уже от того, какое ответное отношение к себе он найдет в человеке. Благодарный человек оправдывает затраченные на него усилия. А неблагодарный – остается потерей времени и сил для своего творца… Потому первого Аллах возвышает и одаривает, а второго принижает и наказывает.
В этом смысле Аллах сотворяет человека и дает всё, что ему нужно. А потом, когда начинает представлять ему себя и предлагает ему свои предписания, то сотворенный им человек в одном случае соглашается с ним и следует ему, а во втором – занимает обратную позицию. И тут Аллах приближает к себе приближающегося и удаляет удаляющегося… В принципе, так поступаем и мы… Т.е. одинаковое отношение ко всем людям следует уже из того, что Аллах одинаково является их творцом и всех их одаряет своим одним и тем же предписанием. Но реакция людей оказывается разной. И Аллах затем действует по отношению к ним с учетом этого различия между ними…
Творец не может не любить своих творений по самому понятияю творения и творца. Точно такое же чувство есть и у нас. И его можно рассматривать в двояком смысле – как по отншению к нашим детям, так и по отношению ко всему нашему творчеству, создаваемому нами силой наших способностей. Но и Бог, и человек поступают совершенно одинаково, когда они встречаются с реакцией сотворенных им людей (Бог) и детей (человек). В почете и на возвышении у них всегда те из них, которые уважительны и благодарны по отношению к своим родителям и Творцу и ценят вложенный ими труд в их сотворение и рождение и последующий их труд в их воспитание и образование. А Богу благодарны за свет знания ниспослания и милость, которую Он оказывает им, поддерживая их в течение всей жизни…
Но когда Бог (Аллах) считает людей, поступившими по отношению к Нему неверно, несправедливо и неблагодарно, то, зачастую, он просто уничтожает их, приводя на их место других. Говорит, к примеру, так: «Их (людей) создали Мы. И укрепили их целостность. А если пожелаем (Мы уничтожим их), а на их место приведем подобных им» (76/28). В Коране описывается целый ряд случаев подобного (группового) наказания людей…
b) А теперь каждый пусть сам думает о том, «существует ли доказательство того, что Всевышний Аллах любит нас или нет?».
Вопрос 3: Здравствуйте, я где то слышал что размышление это тоже один из видов поклонения, правда ли это?
Ответ: «Мышление» есть способность человека, высшей формой которого является понятийное (логическое) мышление. «Размышление» можно рассматривать как синоним «мышления». А дальше их можно классифицировать (систематизировать) по желаемым параметрам.
Если в этом плане выделить три сферы духа (сознания или общественного сознания), они же и сферы мышления или размышления, – объективное знание (науку), искусство и веру (религию), – то только в последней из них (сфере веры) мышление (размышление) [3] может быть поклонением, если оно удовлетворяет его требованиям…
Теги: три вопроса по Корану, милость, шахада, мышление, размышление, три сферы духа, аят 76/28.
[1] В этом смысле мы любим родителей, а они любят нас, любим родственников и друзей, любим ближнего, любим, простите, поесть и поспать и еще много чего. И, наконец, любим Аллаха (Бога). К слову, Аллах говорит так: «Когда вы закончите ваши дела благочестия (по хаджу), то помяните Аллаха, как поминаете ваших отцов и даже сильнее того» (Коран, 2/200).
[2] В некоторых языках для этого используются два понятия. К примеру, в турецком: «любить» (в первом значении) – «севмек» (sevmek), во втором – «ашк» (aşk). И в арабском это тоже так…
[3] Искусство тоже является весьма активной с точки зрения веры (религии) сферой духа. И оно может воспроизводить в художественной форме все акты и процесы, протекающие в вере. Но когда речь идет о «размышлении» (мышлении), то мы могли бы огранчиться логическим мышлением. А это мышление может быть реализовано в искусстве в философско-литературном его жанре…
Свежие комментарии