Коран о клятве, трезвости и «скверне сатаны»
Вопрос: Cчитается ли клятва Аллахом действительной, если она была произнесена в нетрезвом состоянии?
Ответ: 1. Сначала скажем о клятве вообще, имея в виду, что она произносится людьми, находящимися в нормальном или трезвом состоянии. Аллах говорит так:
«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков лучшим из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы будете благодарны» (5/89).
А в отношении клятвы с упоминанием имени Аллаха говорится так:
«Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (16/91).
Когда можно нарушать кляту с искуплением)? Ее можно нарушать в пользу более благого (большего блага). В хадисе говорится так:
«Если кто-то поклянется сделать что-то, но затем увидит нечто более благое, пусть нарушит свою клятву и даст каффарат (искупление)». (Муслим, “Айман”, 15-16).
Аллах запрещает использовать клятву в целях обмана, введеия человека в заблуждение и других подобных целях. Говорит так:
«Не обращайте свои клятвы в средство обмана, чтобы ваша стопа не поскользнулась после того, как она твердо стояла, а не то вы вкусите зло за то, что сбивали других с пути Аллаха, и вам будут уготованы великие мучения. Не продавайте данные Аллаху обеты за ничтожную цену, ибо для вас лучше то, что у Аллаха, если бы вы только знали!» (16/94-95).
2. А теперь укажем на позицию Корана в оценке действий нетрезвого человека. И сделаем это на примере отношения к намазу (молитве).
Совершение намаза в нетрезвом виде категорически запрещено Кораном. Его следует совершать только в трезвом состоянии, когда человек в полной мере осознаёт смысл своих слов, обращенных к Аллаху и свою ответственность перед ним. Аллах говорит так:
«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите» (4/43).
Это был начальный аят. Затем Аллах ниспослал аят с более широким спектром запрещаемых им средств, сбивающих человека с пути, охарактеризовав их как «скверну (мерзость) сатаны». Говорится так:
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, жертвенники (на которых приносятся жертвы идолам) и гадальные стрелы – (всё это) скверна (мерзость) из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете» (5/90).
Эти аяты (4/43 и 5/90) запрещают человеку все действия (в вере и жизни), которые ведут к помутнению сознания и могут быть квалифицированы как «скверна (мерзость) сатаны».
Теги: Коран о клятве, трезвости и «скверне сатаны», аяты: 5/89, 16/94-95, 16/91, 4/43, 5/90.
Свежие комментарии