Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (2/5) 19.12.16
Тема 7. Развод-ифтида. В 5-ти частях
Часть 2. Аят 60/10
Эти аяты характеризуют особенности бракоразводного процесса (по праву женщины) в условиях войны мусульман с противостоящим им группам, когда женщины остаются либо с мусульманами, либо предпочитают уйти к неверующим (неверным).
Говорится так:
«О, уверовавшие (мумины)! Когда переселяющиеся женщины приходят к вам, устраивайте им экзамен (на искренность в вере). Лучше всех их веру знает Аллах!.. Если выяснится, что они уверовавшие (мумины), не поворачивайте их обратно к неверным (кяфирам). Они будут не к добру им. И те будут не к добру этим. Верните им обратно то, что они потратили на них. После того, как вы вручили им свадебный дар (махр), перед вами нет преграды в том, чтобы жениться на них. Вы не липните к их чистоте (нравственности) (исмет), требуйте то, что вы потратили на них. И пусть они тоже требуют то, что потратили. Это – предписание Аллаха вам. Между вами предписывает Он. Аллах знает, принимает верное решение» (Mümtahine, 60/10).
Для понимания аята обратим внимание на то, что в битве при Худайбие Посланник подписал с мекканскими мушриками следующее соглашение: «Будь он даже из вашей веры, кто из наших людей придет к вам, вернешь его обратно к нам». И к нему пришла группа мекканских мусульманок. В ответ на это был ниспослан приведенный аят (60/10). В соответствии с этим аятом Посланник и не повернул женщин обратно к мушрикам.
Аят повествует о замужних женщинах, которые из-за своих убеждений в вере последовали за мусульманами. Это говорит о том, что они приняли решение развестись со своими мужьями. Но в Мекке всё еще оставались женщины-мусульманки.
Аллах говори так:
«Если бы не вероятность того, чтобы раздавить уверовавших мужчин и женщин, которые были среди них и которых вы пока не знаете, и пятно, которое легло бы на вас из-за этого, – Аллах бы не приостановил войну. Аллах поступил так, чтобы взять под свою милость того, кто сделал верный выбор. Если бы они (уверовавшие и неверные) были разведены, то неверных (кяфиров) из них постигло бы горькое наказание» (Fetih, 48/25).
Как видим, Аллах наказывает только неверных. Но когда наряду с неверными могут пострадать и уверовавшие, тогда Аллах отказывается от наказания. Во всяком случае в этот раз было именно так…
А когда Аллах наказывает и тех, и других, значит обе эти группы оказываются на деле отступившими от предписаний Аллаха. Хотя порой может казаться так, что отступили только те, которые открыто отрицали…
Теги: тема 7, развод-ифтида, аяты: 48/25, 60/10.
Свежие комментарии