Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (3/4)
Тема 3. Брак и сочетающиеся
В 4-х частях. Часть 3
Брак: посредник и традиция
Речь пойдет о браке, посреднике (попечителе) (вели) и традиции.
Коран поддерживает позицию взаимного согласия сторон на брак. Говорит так:
«Не препятствуйте сочетающимся, если женщины согласятся со своими мужьями (женихами) в соответствии с традицией» (2/232).
А по отношению к вдовам говорит так:
«Когда выйдет срок ожидания, они предоставлены самим себе. И за их действия по традиции на вас нет греха» (2/234).
Основной задачей этих женщин является снова выйти замуж.
Для бракосочетания согласия самих сочетающихся недостаточно. У каждого общества на этот счет есть свои представления. И это каждому изестно. В прошлом у арабов девушка испрашивалась у отца или попечителя (вели). Вносился махр (свадебный дар) и играли свадьбу. У христиан и иудеев бракосочетание осуществлялось в церкви и синагоге соответствнно. В светском обществе регистрация брака осуществляется в органах местной власти (в ЗАГСе в СССР и постсоветских республиках).
С ниспосланием Корана и формированием Сунны посланника традиция стала согласовываться с этими источниками. Потому когда в Коране говорится о согласии «женщин со своими мужьями (женихами) в соответствии с традицией» (2/232), то имеется в виду традиция, сформировавшаяся в связи с Кораном и Сунной.
Основной интерес в данном случае фокусируется на вели. Речь идет о том, как глубоко заходит его роль в акте бракосочетания? Или в какой мере он может влиять на этот акт?
Посланник говорит так, что «без вели брака не бывает» *. А у тех лиц, у которых вели нет, их вели может быть представитель местного органа власти по этому вопросу *.
Если вдова (разведенная) может говорить за себя в акте бракосочетания, то девушки порой стесняются делать это. Их молчание принимается за знак согласия *.
Но основной вопрос всё же остается. Речь идет опять же о вели.
Его роль следует видеть в содействии женской стороне по части просвещения ее в вопросах, относительно которых она может не располагать требуемым знанием и опытом. Но решение должна принять всё же сама сочетающаяся. Это значит, что вели не обдладает решающим голосом в акте бракосочетания. Он принадлежит сочетающейся стороне. А его голос имеет лишь «совещательное» значение…
Вот это и пытаются изменить мазхабы. Они переносят акцент на вели, отказывая женщине в праве самой решать свою судьбу *[1].
И опять мы имеем случай несоответствия решений мазхабов предписаниям Корана…
Теги: аяты: посредник и традиция, 2/232, 2/234, когда выйдет срок ожидания.
Опубликовано 24.08.2016
Свежие комментарии