Что такое «абджад» и «джифр»?
Вопрос: Я слышал, что «абджадом» и «джифром» активно пользовался исламский ученый Саид Нурси, который использовал их, чтобы раскрыть таинственный смысл аятов Корана. Объясните пожалуйста, что такое «абджад» и «джифр», и можно ли их использовать в толковании Корана?
Ответ: Сначала подчеркнем то, что Коран – это Знание. Открытое Знание! Поэтому Аллах сам толкует свое Знание. И никому Он этой функции не передоверил. Даже своему Посланнику. Говорит так:
«Алиф, лям, ра. (Скажи:) это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем (подробно) разъяснены мудрым, ведающим (Аллахом). (Это для того,) чтобы вы не поклонялись никому, кроме Аллаха. А я для вас являюсь лишь увещевателем и благовестником от Него» (11/1-2).
Дополнительная информация о том, что Коран толкуется только самим Аллахом, находится на линке: http://www.koranika.ru/?p=3449.
Информацию о том, что такое «абджад» или «джифр» с легкостью можно найти в интернете. Об этом мы говорить не будем. Но подчеркнем, что многие исламские ученые, на основе «абджада», старались находить в Коране «скрытые» смыслы аятов. А некоторые из них так увлекались этим цифровым исчислением, что и сами поверили в эту иррациональность…
В ходе исследования «абджада и джифра» нам стало известно, что цифровая система «абджад» в арабский язык вошла из арамейского и иврита. А доказательством этому является тот факт, что в арабском языке буквы в числовом значении совпадают со значениями букв на арамейском и иврите [1]. А «джифр» в энциклопедическом словаре означает «методика объяснения событий будущего» [2].
В этом плане вспоминается один исламский курдский ученый Саид Нурси, который жил в Турции… Он утверждает в своих записях, что является «сейидом», т.е. тем, чей род даходит, аж, до самого Посланника Мухаммеда (!). Саид Нурси является еще и восемьдесят первым Саидом (сейидом), который реинкарнировал в его (Нурси) облике и оставил бесценный труд, который называется «Рисале-и Нур».
Последователи же «Рисале-и Нур» утверждают, что произведение их учителя является толкованием Корана. И оно является настолько важным для людей, что те, кто читают «Рисале-и Нур», безусловно попадут в рай…
Говоря по существу, Саид Нурси был активным пользователем системы «абджад и джифр». В его книгах, посредством «абджада и джифра», якобы, были раскрыты секреты аятов Корана. Многих современных ученых заинтересовала эта информация и они исследовали его произведения. В итоге они пришли к такому выводу, что «абджад и джифр», которыми пользовался Саид Нурси, были придуманы иудеями и они не имеют под собой никаких научных оснований. Об «абджаде и джифре» подробно описывается в Каббале и Талмуде (это – источники, аналогичные хадисной литературе). Так, на основе «абджада и джифра» иудеи занимались магией и колдовством. Они говорили о тайном и предсказывали будущее…
Саид Нурси тоже поддался соблазну иррационального мышления в рациональном Коране. И на основе «абджада и джифра» неверно трактовал, аж, тридцать три аята Корана. Некоторые из ученых считают, что он сделал это намеренно, с целью возвысить оценку «Рисале-и Нур» в глазах людей, склонных к иррационально-мистическому мышлению. В своем произведени он оговорился до того, что даже «признал», что «Рисале-и Нур» был дан ему свыше, т.е. с места, откуда был ниспослан Коран – Лявхи Махфуза…
Аллах говорит так:
«Горе же тем, которые пишут Писание своими руками, а потом говорят: «Это от Аллаха», – чтобы приобрести за это ничтожную плату! Горе же им за то, что написали их руки, и горе им за то, что они приобретают!» (2/79).
«Среди них есть такие, которые искажают Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что не относится к Писанию. (Вдобавок) они говорят: «Это – от Аллаха». А ведь это вовсе не от Аллаха! Они сознательно возводят навет на Аллаха» (3/78).
Хотели бы обратить ваше внимание еще на то, что эквилибристика чисел в виде «абджада и джифра», почему-то оказалась весьма привлекательной для определеной категории людей. Так в иудейской электронной энциклопедии есть статья, посвещенная этой теме, именуемая «гематрией». Приведем отрывок из этой статьи:
«Гематрия (גִימַטְרִיָּה, гиматрия, означает числовые манипуляции), один из приемов герменевтики, заключающийся в толковании слова или группы слов по числовому значению составляющих их букв или путем замены одних букв другими по определенной системе. Гематрия служит также для замещения числа словом или группой слов, в которых числовое значение букв по сумме равно этому числу.
Числовая гематрия заменяет слово или слова другими по принципу равенства сумм числовых значений букв (см. Алфавит) в заменяемых и заменяющих словах. Буквенная гематрия имеет множество систем, из которых наиболее употребительны атбаш и атбах. В системе атбаш взаимозаменяются первая буква алфавита с последней (ת=א), вторая – с предпоследней (ש=ב) и так далее. В системе атбах – первая буква с девятой (ט=א), вторая – с восьмой (ח=ב), десятая – с восемнадцатой, одиннадцатая с семнадцатой и т. д. Раввинистические источники усматривают применение гематрии системы атбаш уже в Библии (Иер. 25:26 и 51:41, где страна בָּבֶל обозначена как שֵׁשַׁךְ, и там же 51:1 – народכַּשְׂדים как לֵב קָמָי).
В раввинистической литературе термин гематрия встречается впервые в 29-м пункте барайты 32 правил герменевтики, которую составил танна Эли‘эзер бен Иосе ха-Глили (2 в. н. э.). Там же приводятся и примеры обеих форм гематрии.
В Галахе гематрия применяется редко и используется лишь как намек или мнемонический прием. Видное место занимает гематрия в Аггаде, гомилетической и мистической литературе, где она служит одним из способов толкования отдельных слов или целых фраз библейского текста как криптограмм, скрытый смысл которых она помогает постичь. Гематрия нашла широкое применение в тех мидрашах, главная тема которых — толкование букв и слов в Библии, а также в поздних аггадических мидрашах, как, например, Чис. Р. и Быт. Раббати.
Особенно интенсивно гематрия развивалась в литературе Хасидей Ашкеназ и близких к ним кругов мистиков 12–13 вв. (главным образом в трудах Эл‘азара бен Иехуды из Вормса). Сефардские каббалисты начинают часто прибегать к гематрии лишь со второй половины 13 в. Она занимает видное место в литературе саббатианского движения, в частности в ее поисках подтверждений мессианскому предназначению Саббатая Цви. В литературе хасидизма гематрия поначалу играла второстепенную роль, и лишь в сравнительно позднее время, главным образом с первой половины 19 в., некоторые цаддики в своих сочинениях стали уделять этому приему значительное внимание.
С течением времени выработались многочисленные и чрезвычайно сложные системы гематрии. Моше Кордоверо насчитывает девять таких различных систем. Другие авторитеты считают, что гематрия имеет не менее 75 разновидностей» [3].
Теги: что такое абджад и джифр, гематрия, эквилибристика чисел, Саид Нурси, Рисале-и Нур.
Опубликовано 28.03.2016
[1] См.: Mustafa Uzun, Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi, «ebced» maddesi, c: 10, s. 70.
[2] См.: Metin Yurdagür, Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi, «cefr» maddesi, c: 7, s. 215.
[3] См.: http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11110&query.
Свежие комментарии