Шииты и их аятуллахи
Вопрос: Мне довелось побывать несколько раз в Иране. Там мне сказали, что если возникает какой-либо вопрос, тогда можно обращаться к личности, которая называется аятуллах. Мне было непонятно, почему человека, который отвечает на вопросы веры, называют аятуллахом. Ведь в переводе это выражение означает «знамение (аят) Аллаха». И я спросил, а почему таких людей называют именно аятуллах? Мне сказали, что люди обращяются к ним так в знак особого почета и авторитета…
Хотелось бы узнать, можно ли их называть «аятами Аллаха» или нельзя?
Ответ: Как известно, у Аллаха есть два типа аятов (знамений) – созданные и ниспосланные. В связи с этим заявляем, что Коран и все предыдущие ниспослания – это ниспосланные аяты (знамения). А все созданное на Земле и во вселенной – это уже является созданными аятами (знамениями). Исходя из положения о созданных аятах (знамениях), можно сказать, что все люди на земле являются аятами (знамениями) Аллаха. Поэтому подчеркнем, что титул «аятуллаха» относится не только к иранским духовным лидерам, но и ко всем людям, животным, деревьям, горам, рекам, планетам и т.д.
Здесь стоит подчеркнуть, что как религиозный термин аятуллах закрепился за образованными религиозными учеными. Считалось, что их знания распространяют религию Аллаха, а они, как распространители веры Аллаха, являются знаками, свидетельствующими о наличии вездесущности и мощи Аллаха. Возникает вопрос, а что, все верующие в Аллаха не свидетельствуют о вездесущности и мощи Аллаха?
К слову, в Иране, этот титул аятуллаха впревые получил исламский теоретик Алляма Хилли (XIII-XIV вв.). Его так называли на протяжении многих лет. А с конца (XIX в.) так стали называть всех ученных, которые обладали религиозными знаниями и большим количеством приверженцев (последователей).
Тема эта достаточно серьезная. И о ней скажем следующее. Аятуллахи – это духовные лица в современном Иране, стоящие во главе управления религией. Их обожествление имеет своим основанием обожествление Посланника, его дочь Фатиму, Али, Хусейна, двенадцати имамов, Махди. И эти ступени завершают аятуллахи. В Коране таких ступеней обожествления нет! Потому из него никак не вытекает и обожествление людей от веры в лице (функции) аятуллаха.
Анализ показывает наличие общих корней в процессе обожествления людей от веры в христианстве и исламе. Т.е. любое обожествление ведет к деформированному восприятию человека в вере, искажению его действительных возможностей и функций в ней. По этой причине обожествление в христианстве и исламе оказывается процессом, совпадающим во всех своих основных линиях. В то же время не забудем и об историческом предшествовании христианства исламу. Это значит, что процесс обожествления людей от веры, который имел место в христианстве, мог «разойтись кругами» и в исламе.
Напомним, что во главе католической церкви, хотя и стоит Бог, но затем Ему придается Сын, Иисус, и Святой Дух – в формуле Троицы. Со временем воспринимаются как «святые» Мать Мария, апостолы, Папа, епископы и попы. Подчеркнем, что иерархия обожествления у христиан в известной форме отражается и в шиизме (хотя обожествление Посланника имеет место и по линии суннизма). Для нас же важно подчеркнуть, что любая иерархия по религии, ведущая к обожествлению человека в вере, отвергается Аллахом, ибо она ставит человека на Его (Бога) место или делит Его функции с ним. В Коране Аллах называет это ширком и осуждает его. Говорит так:
«Они (иудеи и христиане) признали своих священников и монахов господами, помимо Аллаха, а также Мессию, сына Марьям. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они придают (Ему) в партнеры!» (9/31).
«Иудеи сказали: «Узайр (Ездра) – сын Аллаха». А христиане сказали: «(Иса) Мессия – сын Аллаха». Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверующих. Да погубит их Аллах! До чего же они долеки (отвращены от истины)!» (9/30).
«Не являются верующими те, которые говорят: «Воистину Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии)». Мессия сказал: «О, сыны Исраиля (Израиля)! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он сделал (вход в) рай запретным. Его пристанищем будет ад (геенна) и у беззаконников не будет помощников». Не являются верующими и те, которые говорят: «Аллах является третьим из троицы». Нет божества, кроме единственного Бога! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверующих из их числа подвергнут мучительным страданиям» (5/72-73).
«Неужели они не раскаются перед Аллахом и не попросят у него прощения? Ведь Аллах – прощающий, милосердный. Мессия, сын Марьям, был всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивейшей женщиной. Оба они принимали пищу. Посмотри, как мы разъясняем им знамения. А затем посмотри, до чего они отвращены (от истины и прямого пути). Скажи: «Неужели вы станете поклоняться вместо Аллаха тому, что не властно привести вам ни пользы, ни вреда? Это Аллах является слышащим, знающим!» (5/74-76).
В заключение приведем аяты, которые открыто указывают на то, что все созданное Аллахом является Его знамением (аятами). Аллах говорит так:
«Среди Его знамений (аятов) есть то, что (это) Он сотворил вас из земли. После этого вы стали родом человечиским и рассялись (по земле). Среди Его знамений есть то, что (это) Он сотворил для вас жен из вас самих, чтобы вы находили в них успокоение. И установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом есть знамения для размышляющих людей. Среди Его знамений (проходит) сотворение небес и земли, различение ваших языков и цветов. Воистину, в этом есть знамения для знающих людей. Среди Его знамений (проходит и) ваш ночной и дневной сон и ваши поиски Его милости. Воистину, в этом есть знамения для слышащих людей. Среди Его знамений есть то, что (это) Он показывает вам молнию, чтобы (вызвать у вас страх) и надежду. А также ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после ее смерти. Воистину, в этом есть знамения для разумеющих людей. Среди Его знамений есть то, что (это) по Его воле небо и земля держатся. Потом Он позавет вас всего один раз, и вы выйдете (из могил)» (30/20-25).
«Рамазан – месяц, в который был ниспослан Коран как руководство для людей и ясные доказательства прямого пути и различения…» (2/185).
Теги: шииты и их аятуллахи, махди, двенадцать имамов, сунниты, обожествление посланника.
Опубликовано 10.03.2016
Свежие комментарии