Кораника
Предписательное (обязательное) и познавательное в ниспослании (продолж.)

Предписательное (обязательное) и познавательное в ниспослании (продолж.)

Предписательное (обязательное) и познавательное в ниспослании (продолж.)

Итак, предписательное (обязательное) в широком смысле слова ниспослание предписательно и в компоненте знания, и в компоненте практических действий человека. Но если знание для человека представлено в двоякой форме: как (а) открытое и практикуемое и (b) закрытое и непригодное для практики и доступное только для его информационного обслуживания, а еще и такое, отношение к которому человек формирует по своей свободе, – то практические действия человека в плане благодарности Аллаху (Богу) и поклонения ему сформулированы Аллахом совершенно четко и однозначно. И в манере однозначного к исполнению предписания

Иначе об этом можно сказать и так. Ниспосланническое знание, доступное для ума и науки человека, входит в его жизнь, «не спрашивая» его об этом. Недоступное остается на информационном уровне, но Аллах требует принимать его в расчет во всех отношениях человека к Аллаху. Что касается практических действий человека в плане благодарности Аллаху, его почитания и поклонения ему, то они сформулированы в однозначно-обязательной манере…

Эта ситуация формирует собой далее весь последующий ряд действий человека в сферах знания и поклонения Богу. Поскольку знание у Бога – это всегда знание объективное и научное, постольку оно оказывается открытой для него сферой мышления и деятельности. Ибо оно должно обслужить потребности человека, которому Аллах не поставил никаких пределов в бытии. Говорит так:

«О, общество джиннов и людей! Если у вас достаточно сил для преодоления диаметров небес и Земли, то преодолейте (их). Но вы можете преодолеть только большой силой (мощью)» (55/33).

Эта сила была достигнута только в ходе развития космической науки. И эта наука продолжает развиваться. Она нигде и ни в чем не знает ни остановки, ни предела… И вся наука на всех направлениях у нас такая!..

Потому предствления мазхабов «о приостановке или исчерпании науки», если «штрихом» вернуться к ним, не имеют под собой никаких оснований, ни от самой науки, ни от Аллаха, наставляющего нас на науку. Наконец, они противоречат и идее развития человека в границах, отведенных ему на это самим Творцом.

Остается последний мотив в данной теме. Наука не имеет предела и бесконечна в своем развитии по смыслу развития самого человека. Сколько развивается человек, столько будет развиваться вместе с ним и его наука. Это есть закон, происходящий из природы вещей. И с этим уже «ничего не поделать»… 

Поклонение Аллаху останется в своих границах. И его предписания человеку тоже останутся в своих границах. Для их изменения необходимо, чтобы сам Аллах предложил нам свое решение…

Есть еще один канал, которым мы можем воспользоваться, если будем уверены в том, что действуем адекватно. Но науки нашей пока для этого недостаточно… Речь идет об упразднении одних положений ниспослания, устаревающих со временем, и приведении на их место других, актуальных, соотвествующих времени и условиям жизни людей. – Напомним:

«Всякий раз, когда мы отменяем аят (стих) или заставляем забыть его, мы приводим на его место лучший или подобный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всё» (2/106)…

Итак, Аллах, сотворяющий человека, остается на связи с ним при посредстве своего ниспослания ему. Содержание ниспослания можно трактовать как объективное знание или науку (а). Это знание, когда оно повествует о Аллахе, говорит еще и о том, как быть благодарным Аллаху за его усилия по содействии человеку. На этой основе складывается механизм благодарения и поклонения Аллаху (b). Наконец, это знание содержит предписания человеку в отношении того, что дозволено и запрещено ему в целях сохранения его физического, социального и нравственного здоровья и направлено в его благо (с).

Среди этих структур (проявлений) ниспослания только знание (а) является ничем не ограничиваемой структурой, а остальные две (b, c) очевидным образом ограничены. Потому изменения в знании (науке) могут не влиять на другие структуры. С другой стороны, знанию положено изменяться как по своему развитию, так и по развитию (изменению) своего объекта. В ниспослании это находит свое отражение в упразднении одних его положений и приведении на их место других. Но это делает сам Аллах. Некоторые теоретики следуют за ним. Всё бы ничего! Да только требуемых аргументов они не приводят. А без них ни о каком упразднении или замене положений ниспослания не может быть и речи! Будет один лишь произвол, недопустимый для ниспослания!..

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.