Новый год и отношение мусульман к нему
Вопрос: Каково отношение мусульман к Новому Году?
Ответ: Начнем разговор с того, что празднование Нового года – это не традиция мусульман! Существующая традиция Нового года, даже не связана с христианскими католическими и православными праздниками. А для того, чтобы понять, откуда она происходит, это нововведение в жизни людей, для этого необходимо сделать небольшой экскурс в историю.
В современной России празднование Нового года возведено в культ, а для светского мышления этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником уходящего года.
Как известно, «до Петра I и церковный, и гражданский календарь в России начинался с 1 сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг сентябрем. Петр постановил отмечать Новый год с 1 января – на западный манер. Новый год был праздником светским и приходился на святки – дни после Рождества Христова» (см.: http://www.pravoslavie.ru/43670.html).
«В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления – 6 января. Около 200 года о такой практике упоминает Климент Александрийский… Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. По одной из версий, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространённый в Римской империи культ «Непобедимого Солнца», чьё рождение отмечали 25 декабря – тогда на этот день приходилось зимнее солнцестояние. Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют Рождество 25 декабря по современному григорианскому календарю. А Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также восточнокатолические церкви празднуют Рождество 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря. Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другиеправославные церкви празднуют Рождество 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарем, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю». Древневосточные церкви празднуют Рождество 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления».
«…Праздник Рождества продолжается восемь дней – с 25 декабря по 1 января – образующих Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря – Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенья, отмечается праздник Святого семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы. Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества. По древней традиции, Рождество праздновалось, по аналогии с Пасхой, 40 дней, вплоть до праздника Сретения. Крещение же Господне отмечалось 13 января, в октаву Богоявления. Эта практика до сих пор сохранилась у католиков, придерживающихся традиционного обряда» (см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рождество_Христово).
Как видим, современный Новый год приходится на старые традиции христианских религиозных праздников. Литература и статьи, связанные с Новым годом подтверждают, что такого праздника, как празднование перехода с 31-го декабря на 1-ое января по григорианскому календарю, вовсе нет. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в христианском мире празднование Нового года является нововведением, чтобы отвлечь людей от плеяды христианских религиозных праздников… Празднование Нового года также не обошло мимо и мусульман. Сегодня мусульмане тоже празднуют эту необоснованную традицию.
В исламе Нового года нет, но есть нечто подобное его аналогу. Это первое число месяца Мухаррам по Лунному календарю. И с недавних времен современные мусульмане тоже начали праздновать первый день Мухаррама как альтернативу Новому году… Этот лунный месяц, как и все остальные, хранит в себе разные события, связанные с верой. И теперь на него решили возложить и функцию Нового года. Нам почему-то показалось, что на эту роль всё же больше подходит месяц Рамазан с его прекрасным праздником по окончании…
Аллах в Коране говорит так:
«Он тот, кто даровал Солнцу – сияние, а Луне – свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летоисчисление и знали счет» (10/5).
«В соответствии с записью со дня создания небес и земли число месяцев у Аллаха – двенадцать. Четыре из них – это запретные месяцы. Вот это и есть истинная религия. Не причиняйте себе страданий в эти месяцы. И (в другое время) воюйте с теми, кто придает партнеров Аллаху, всей силой так, как они воюют всей силой с вами. И знайте, что Аллах вместе с теми, кто защищает себя (от греха)» (9/36).
Как видим, месяцы – это для того, чтобы вести счет нового дня, месяца и года. А четыре месяца из двенадцати являются запретными для войн, раздоров и прочих неадекватных отношений между людьми в семье и в обществе. Но в календаре месяцы не выделены в отношении к новому году.
Новый год можно квалифицировать и по другим признакам. Скажем, как дату рождения человека. Этот событие всегда проходит в обществе друзей и близких и надолго остается в памяти людей. А поскольку жизнь нам дарует и нас в ней поддерживает Аллах, постольку, празднуя свой день рождения, мы должны не забывать о том, кому мы обязаны быть благодарными. В соответствии с этим и нужно отмечать это событие…
Вспомним, что в исламе есть два прекрасных религиозных праздника. Это праздник окончания поста месяца Рамазана – Ураза-байрам, и праздник жертвоприношения – Курбан-байрам. Мусульмане стараются отмечать эти праздники по предписаниям Корана и в соответствии с имеющимися у них возможностями…
Теги: новый год и отношение мусульман к нему.
Опубликовано 30.12.2015
Свежие комментарии