Удовольствие и благочестие
Вопрос: Скажите, пожалуйста, есть ли в природе что-либо, что было бы постижимым для человека и с чего он получал бы удовольствие? Как смотрится в этом ряду благочестие?
Ответ: Всё постижимое сегодня в мире для человека представлено в его науке. Она осваивает мир (объект познания) в рационально-понятийной форме. А есть еще и художественное мышление и свойственное ему познание. Оно реализуется в искусстве (художественном творчестве). В искусстве познание отодвинуто на второй план. На первом месте у него стоит человек и задача его нравственного совершенствования. На первом место познание стоит только в науке.
Всё, что остается за пределами науки, остается непостижимым для человека. Сюда входят как вопросы природы и общества, так и вопросы от Бога. Но постоянное развитие науки позволяет шаг за шагом переводить непостижимое в постижимое знание для нас. Это имеет место и в богопознании. В то же время Бог указывает на пределы своего познания человеком. Он познаваем для нас только в той мере, в какой Он сам открывает нам себя. Говорит так:
«Аллах – нет бога, кроме него! Он живой, постоянно в работе (в процессе)! Не овладевает им ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах и на земле. Кто же сможет без Его соизволения просить прощения перед Ним (за кого бы то ни было)? Он знает то, что они совершают (сейчас) и знает, что они совершали в прошлом. Они ничего не познают из Его знания, кроме того, что Он позволит. Его правление (власть) объемлет небеса и землю. И Ему не сложно оберегать их (небеса и землю). Он – Возвышенный, Великий!» (Бакара 2/255).
Что касается удовольствий… Аллах говорит так:
«Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, а будущая обитель – это настоящая жизнь. Если бы они только знали (это)!» (29/64).
Человек получает удовольствие от всего того, что ему по душе, что получается у него как следствие его труда и творчества или его позитивного общения с людьми. И каждый может видеть это на себе… А еще говорят о степенях удовольствия… О них можно прочитать в литературе…
Для нас во всем этом важно подчеркнуть одно. Поскольку человек получает удовольствие (неудовольствие) от всего того, к чему он прикасается, от всех своих действий, будь они реализованы в сфере труда или общения (коммуникации), – а среди них есть действия как дозволяемые Аллахом, так и запрещаемые им, – то дальнейшие соображения об удовольствиях переходят в плоскость удовольствий на основе дозволенных Аллахом действий. Иначе это значит, что верующий человек должен ориентироваться на удовольствия на основе допускаемых Аллахом действий и избегать удовольствий на основе недопускаемых (запретных) действий…
…Благочестие – это широкая социально-нравственная категория. В ней и отношение к Аллаху, и отношение к человеку. К Аллаху – как Творцу миров и человека, к человеку – как сотворенному Аллахом существу. В последнем случае акцент делается на том, что человек всем своим существом принадлежит своему создателю. И никто не имеет право на то, чтобы отвернуть его от Него и перевести на службу себе. Аллах говорит так:
«Ваше благочестие (вера мусульман) состоит не (только) в том, чтобы обращать свои лица в сторону востока и запада, но и в том, чтобы уверовать в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в ниспослания, в посланников. А также жертвовать своим имуществом близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим (нуждающимся) и на (освобождение) рабов, несмотря на любовь (к этому имуществу). Совершать молитву, выплачивать закят. Исполнять (обязанности) договора после его заключения и (быть) терпеливым в несчастии, скорби и во время беды. Вот это те, которые были правдивы. Это они являются богобоязненными (мусульманами)» (2/177).
В итоге и по отношению к Себе, и по отношению к человеку Аллах принимает от людей только те формы действий и практики, которые согласуются с его ниспосланием (предписаниями) человеку…
Аллах говорит так:
«Следуй тому, что ниспосылается тебе. Воистину, ты – на прямом пути! Потому, что – это (Коран) Напоминание. Оно для тебя и твоего народа. (О нем) у вас будет спрос» (43/43-44).
Теги: удовольствие и благочестие.
Опубликовано 24.11.2015
Свежие комментарии