Аяты и хадисы о торговле
Вопрос: Я работаю на рынке продавцом. Это место, какое бы оно ни было, кормит меня… По вероисповеданию я мусульманин и, чтобы повысить свои знания в области веры, я часто посещаю уроки по хадисам… Так, на одном из занятий я слушал лекцию о торговле и о том, что рынки – непристойные места, где обитает шайтан, и соответственно, по этой теме зачитывались хадисы. И судя по некоторым хадисам, торговля на рынках, это вообще полная жуть. Что мне делать? И что по этому поводу говорит Коран?
Ответ: Коран, как известно, не запрещает торговлю. Наоборот поддерживает человека в этом деле. Но когда наступает время молитвы (намаза) и поклонения Аллаху, тогда Он предлагает человеку оставить торговлю на рынке и поспешить туда, где он сможет помолиться. К слову, это относится не только к торговцам на рынке, но и ко всем вообще людям. Аллах говорит так:
«О, те, которые уверовали! Когда (вас) призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. После молитвы разойдитесь по земле и ищите милость Аллаха (просите из благ Аллаха). Упоминайте многократно Аллаха, чтобы достичь желанного» (62/9-10).
«Те, которые пожирают лихву, восстанут (из могил) только такими же, как восстанет тот, кого шайтан поразил безумием. Это за то, что они говорили: «Ведь торговля подобна ростовщичеству». Но Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество. И кто примет увещание от своего Господа и прекратит, тому будет прощено то, что предшествовало. Дело его принадлежит Аллаху. А кто вернется к этому, те станут обитателями огня. Они в нем пребудут вечно!» (2/275).
К слову, Посланник и его сподвижники тоже занимались торговлей на рынках. А за товаром запрягали караваны и совершали поездки в отдаленные страны. А ненавистники Посланника Мухаммеда (сас) говорили так:
«Они сказали: «Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам. Почему к нему не был приставлен (послан) ангел, который предостерегал бы вместе с ним?» (25/7).
«Мы не направляли до тебя посланников, которые не принимали бы пищи и не ходили бы по рынкам…» (25/20).
Обратите внимание на аят (25/7), где говорится, что Посланник ходил по рынкам. И другие посланники до него тоже это делали. Это очень важно! Аллах обязал своего Посланника ходить по рынкам и поддерживать справедливую торговлю среди людей. Это в своем роде контроль за качеством товаров и соблюдение потребительских прав. По этому поводу приведем один хадис, который на практике полностью соответствует Корану.
Передается: «Однажды, когда Посланник прогуливался по рынку он увидел продукты, наваленные в кучу. Когда он просунул руку во внутрь кучи, то его рука намокла. Он сказал: «О, продавец, что это такое?». Продавец товара ответил: «О, Посланник Аллаха, это дождь намочил мой товар». В ответ Посланник сказал так: «А ты разве не мог эту промокшую сторону перевернуть на верх, чтобы люди (покупатели) видели ее?». И добавил: «Кто обманывает нас, тот не из нас!» (см.: Müslim, İman 164, (102); Tirmizi, Büyu 74, (1315); Ebu Davud, Büyu, 52, (3452); İbnu Mace, Ticarеt, 36, (2224).
К тому же, в хадисной литературе на эту тему проходит очень много хадисов, которые вообще не соответствуют сути Корана и являются открыто выдуманными. Теперь обратите внимание, как следующие хадисы на фоне приведенных аятов выглядят противречивыми. К примеру:
«Самое любимое место Аллаха – это мечети. А самое отвратительное – это рынки» (см.: Müslim, Mescid 288, (671).
«По возможности не входи на рынок первым. И последним из него тоже не выходи. Потому, что рынки – это места, где присутствует шайтан, ибо его знамя развивается над ними» (см.: Müslim, Fedâilu’s-Sahâbe 100, (2451).
Приведенные хадисы по торговле и рынка не только не согласуются со Словом Аллаха, они просто противоречат ему. Это еще раз говорит о том, что среди хадисов могут быть и противоречащие Корану. Потому в отношении к ним надо быть осторожными и избирательными, отличать в них те, которые согласуются с Кораном, от тех, которые противоречат ему. И вообще «при хадисах» надо сначала найти соответствующий ему аят, а затем уже исследовать в связи с ним опыт Посланника или его хадис. Если аят не находится, то о хадисе не может быть и речи. Он явно ложный, выдуманный. И пользы от него особой нет…
А вам бы мы порекомендовали ходить не на курсы хадисов, а на курсы Корана. Знающий Коран, знает и хадисы! Не знающий Коран не сможет разобраться и в хадисах. И они с легкостью уведут его от Корана. В то же время хадисы не только теоретически иллюстрируют Коран решениями и опытом Посланника. Они еще и входят в его историю и культуру. Ислам складывался как опыт практикования Слова Аллаха, который передавал людям Посланник от Него. И он, естественно, посвящая людей в него комментировал полученные аяты в рамках своих функций.
Коран (Писание) является достаточным для ответов на любые жизненные вопросы. Об этом говорит сам Аллах. Говорит так:
«Неужели им недостаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание (Коран), которое им читается? Воистину, в этом – милость и напоминание для верующих людей» (29/51).
После этого остается только практиковать его аяты. Но выясняется, что это тоже непросто. Можно указать уже на трудности понимания аятов в связи с неадекватными хадисами. А еще при практиковании Корана требуется понять его аяты умом (знанием и наукой в наше время). Как иначе практиковать. И это тоже подчеркивает Аллах. Говорит так:
«Он (Аллах) возложит нечисть на тех, кто не пользуется умом (и не размышляет над аятами)» (10/100).
Теги: аяты и хадисы о торговле.
Опубликовано 06.11.2015
Свежие комментарии