Две жизни человека (земная и будущая)
Вопрос: Аллах в Коране подробно описывает создание им человека в утробе матери. А еще Он говорит, что мы все умрем, а в Судный день Он нас заново возродит. Так вот, есть ли в Коране хоть один намек на то, как человек будет возрожден?
Ответ: Да, есть! Аллах в суре Нух (Ной) говорит так:
«Аллах вырастил вас из земли, словно растения. Потом Он вернет вас туда и вновь выведет оттуда» (71/17-18).
Понять эти слова несложно. Потому у возрождения может быть еще и акцент на вопрос о том, а как Аллах будет возрождать нас из земли?
Как видим, на этот вопрос Аллах не отвечает. Он вообще не ставится. И наша наука по нему тоже ничего не может сказать. Остается заключить, что этот вопрос отнесен к серии вопросов «в будущем времени». Т.е. у науки, у вопросов, заготовленных ею на будущее, есть и такой, как повторное возвращение человека к жизни или его возрождение. Но если в первый раз человек создается (сотворяется) в утробе материи и развивается в ней как растение в земле, то во второй, после предания земле (с его смертью), человек выводится из земли…
Мы не знаем, как делает это Аллах? Да и такой вопрос в данном случае не стоит. Ибо понять мы его, скорее всего, не можем, почему Аллах и не открывает его нам. Но в данном случае и сам вопрос фокусируется не на том, как создаёт нас повторно Аллах, а совсем на другом. Возрождаемый человек сразу устремляется к Аллаху на суд, а по его совершении, – он весьма краткосрочный! – отправляется в свою обитель в новой или повторной своей жизни. А она, как известно, является раем или адом. Или возблагодарением человеку за содеянное им в первой (земной) жизни или наказанием за свои действия в ней…
Так мы и получаем ответ на вопрос о том, что такое вторая (будущая) жизнь и для чего она дается человеку? Для чего Аллах возрождает человека к ней после прожитой им реальной земной жизни?..
И тут легко понять, что если убрать из второй жизни это воздаяние человеку – раем и адом – за прожитую им первую, то вторая жизнь останется не связанной с первой. Тогда у человека будут просто две жизни. Первая и вторая. И между ними не будет ничего связывающего их. Просто две жизни!..
Тогда встает вопрос о смысле второй жизни? Если она есть опять же такая жизнь, как и первая, то это значит, что Аллах просто удваивает человеку жизнь. Но для чего? Если он и в этот раз проживает и умрет, хначит Аллах может создать его повторно еще раз. И так может удваивать его жизнь до бесконечности… Но ничего такого в Коране и ниспсолании в целом нет! Аллах дает одну жизнь. После нее упокаивает человека и возрождает его. А новая жизнь это никакое не повторение прошлой, у нее свое назначение. Она является расплатой человека перед Богом за всё, что дано Им ему, начиная с акта его творения и кончания ниспосланием, низведенным ему и его свободной перед ним (ниспосланием) и Богом…
Вот, теперь «в две жизни» вошел реальный смысл! И мы их разведем с пониманием и осознанием всей глубины, заложенной в проект Бога о человеке, который предусматривает свободу человеку в этом мире, но такую, за которую Аллах спрашивает потом. Спрашивает в мире повторной жизни. Потому эти жизни так непохожи друг на друга. Первая является испытательной или испытанием, а вторая оценочной и воздаемой по этой оценке. Потому в первой могут быть все роды нарушений, направленных человеком против самого же челолвека, а во второй всё это уходит. И остается единая мера вещей. Мера воздаяния! Потому одни блаженны в раю. А другие – в огне! И жизнь в нем не жизнь! И смерть – не смерть (см. 87/11-13)!
Такова великая идея Аллаха (Бога), скрытая за образами «двух жизней» – этой и будущей. Но и тайны в этом тоже никакого нет! Бог ничего не скрывает и не делает, простите, никакого «тумана» из своей идеи дать человеку две жизни и расставить в них акценты по задуманному им плану. В этом смысле человеку всё объявляется с самого начала и он знает, что ждет его в конце. Более того, Бога говорит об этой своей идее о двух жизнях для человека – с воздаянием ему в будущей жизни за всё содеянное в этой жизни. И делает это с первых странци своего ниспослания до последней. Так «две жизни» становятся мотивом ниспослания. И западают глубоко в сознание. Человек может, простите, «всё позабыть» из ниспослания, но у него в сознании постоянно вращается мысль о том, что за благое и праведное в этой жизни ему уготована вознаграда рая. А за всё, что является отходом от них, ему придется расплачиваться адом. А поскольку эта идея проходит единой нитью через все ниспослания от Бога человеку, то каждый человек и знает об этом. И тот, кто следует Богу, и тот, кто отходит от Него. По этой же причине вся линия от первой жизни ко второй является осознанной человеком до каждого своего отдельного шага. Значит и ответственность за всё лежит теперь ни на ком другом, как только на нем самом…
Такова цена свободы, которую дает человеку Бог перед собой и своим ниспосланием. А свобода без ответственности не бывает! А ответственность рождается из ума, способного верно оценить Бога из его слов и принять требуемое решение. Тогда и жизнь будет как жизнь! И последующая будет даже лучше, чем первая… Аллах говорит посланнику Мухаммеду (сас) так: «И в самом деле, будущая жизнь для тебя (будет) лучше, чем земная» (93/4)…
Теги: две жизни человека (земная и будущая), 71/17-18, 87/11-13, 93/4, о смысле второй жизни, свобода без ответственности.
Опубликовано 24.07.2015
Свежие комментарии