Где в Коране сказано, что нужно следовать Сунне Посланника?
Вопрос: Где в Коране сказано, что нужно следовать Сунне Посланника? Где сказано что нужно следовать хадисам? Как же доказать на основе Корана, что нужны хадисы?! Какие хадисы (сборники) не противоречат и не стараются заменить Коран?
Ответ: Вы заметили совершенно справедливо. И все ваши вопросы совершенно корректны! Речь идет о том, что возвеличивание посланника и даже его обожествление не имеет никого отношения ни к вере (Исламу), ни к самому посланнику. Не имеет оно место, естественно, и в Коране.
В этом случае надо исходить из понимания Корана и Сунны, Аллаха (Бога) и посланника. Аллах – это субъект, который сотворяет мир и человека, и который повествует об этом в своей Книге, которую Он ниспоссылает людям. В цепи этого ниспослания от Бога к человеку и стоит посланник. Он получает Слово от Бога и затем обязан передать его людям. Это и есть вся его миссия!
Где здесь есть место для того, чтобы посланник что-то делал или говорил от себя? Потому в его задачах остается только передать слово ниспослания людям таким, каким он получает его по каналам от Бога. Он так и делает! Честный и искренний по своей нравственной натуре посланник Мухаммед (сас), всё делает так, как ему рекомендует Аллах (см. об этом в аятах 16/35, 5/67, 14/4, 16/64, 6/48, 34/28, 42/48 и др.). Не несет посланник и ответственность за отношение к людей к ниспосланию: «Мы не сделали тебя их защитником. Не являешься ты и их попечителем» (6/107). «Ты только провозвестник. Ответственным за всё является Аллах» (11/12).
По этой же причине у посланникак нет права и на то, чтобы вносить в текст ниспоослания что-либо от себя или как-то изменять его от себя. Всё это остается за Аллахом. Аллах заранее говорит, что накажет его за это. И сделает это очень строго. Он просто оторвет ему жизненный сосуд (см. 69/44-47). Но у посланникаесть возможность разъяснять Коран в рамках своих функций.
Итак, в Коране надо следовать только Корану. Никакой другой источник для него больше не подходит. Но хадисы посланника представляют собой конкретный материал, отражающий социально-историческую специфику общества и его условия жизни в эпоху ниспослания Корана. Да и потом сама личность посланника и его позиция в обществе тоже является немаловажной. Ведь, он был не только посланником Корана, но еще действовал в обществе от Его имени. Просто был на правах правителя своей общины. Согласимся, всё это немаловажно не только для интереса к посланнику, но и для объективной оценки его действий в обществе и характера принимаемых им решений на основании Корана.
Еще один аспект по хадисам – это вопрос об их истинности. Ибо в хадисной литературе есть и просто неверные и неадекватные хадисы. Нам следует пользоваться только истинными (сахих) хадисами и обходить хадисы с неопределенным или неочевидным содержанием или не соответствующие условиям истинного хадиса. Хдисы, не имеющего своего основания в Коране, не могут считаться истинными. Какие-то его связи обязательно должны вести к Корану. Иначе принять его в качестве истинного хадиса невозможно.
Что касается сборников хадисов, то постаставленный вами вопрос о том, «какие из них не противоречат и не стараются заменить Коран», является некорректным. Такие вопросы вообще старайтесь не ставить. Лучше постарайтесь выяснить для себя вопрос с интересующим вас хадисом. Возьмите Коран и соотнесите его с хадисом. Обратитесь к исследованиям по этим вопросам. И тогда вы сможете ответить на свой вопрос. А за сборники пусть отвечают их авторы…
См. дополнительно на линке: http://www.koranika.ru/?p=456.
Теги: где в Коране сказано, что нужно следовать Сунне Посланника, Коран, посланник, Мухаммед, хадисы, Сунна.
Опубликовано 15.07.2015
Свежие комментарии