Об усыновлении (удочерении)
Вопрос: Недавно узнала для себя, что я приемная дочь у родителей. Я сначала не поверила, но оказалось, что это так на самом деле.
Вопрос: должна ли я требовать от родителей правду или дальше притворяться что я ничего не знаю? Еще, можно ли мне тогда перед своим, как бы отцом, ходить не покрытой? Считаются ли в исламе опекуны родителями или нет?
Ответ: Сначала приведем статью проф. А. Баиндира на эту тему. Она опубликована на нашем сайте (на турецк.) и предложена в пер. на русский.
а) «Вопрос: Каково положение об усыновлении новорожденного по Исламу?
Каково отношение между семьями (отцом и матерью) в этом случае: усыновленного и усыновившими ребенка?
Ответ (А. Баиндир): У языческих (докоранических) арабов усыновление (удочерение) было широко распространенным явлением. Усыновленный считался своим ребенком. И в случае смерти усыновившего, он мог наследовать ему. Ислам упразднил это положение вещей. Всевышний Аллах говорит так:
«…(Аллах) не признал ваших приемных детей вашими детьми… Возводите их к их отцам (обращайтесь к ним, указывая на их отцов). Это самое верное у Аллаха. Если вы не знаете их отцов, – они ваши братья по вере и друзья» (см. 33/4-5).
Приемные дети запрещены. Но воспитывать ребенка, оставшегося без семьи (сиротой), это – добродеяние (севаб). В этом случае следует обратить внимание на следующие особенности:
- Ребенок должен знать, что люди, у которых он живет и воспитывается, не являются его родителями (отцом и матерью).
- Со смертью своих приемных родителей он не может наследовать им. Он может взять с собой только то, что было даровано ему при жизни его родителями.
- Он должен помнить, что является приемным ребенком и не забывать этого. Если он из мужского пола, то должен знать, что он такой же, как и все мужчины, если из женского, – то такой же, как и все девушки и женщины.
Если берется новорожденный и женщина вскармливат его грудью, она становится его молочной матерью. Если это девочка, то она перестает быть посторонним человеком по отношению к мужу кормилицы. Если мальчик, то он перестает быть посторонним человеком по отношению к самой женщине. Брак между ними оказывается запрещенным (харам). Но в других вопросах они продолжают оставаться посторонними людьми (для своих приемных родителей).
Остается подчеркнуть, что, если следуя указанным предписаниям, взять на воспитание сироту и воспитать его для общества, то это в высшей степени полезное дело. Посланник говорит так:
«Кто воспитает сироту, с ним я буду в раю близок так, как расстояние между указательным и большим пальцем» (Buhari, Edep, 24; Müslim, Zühd, 42)»
b) А теперь вернемся к вашим вопросам.
Напомним ваш «вопросник»: «Вопрос: должна ли я требовать от родителей правду или дальше притворяться что я ничего не знаю? Еще, можно ли мне тогда перед своим, как бы отцом, ходить не покрытой? Считаются ли в исламе опекуны родителями или нет?».
Остановимся только на первом вопросе, ибо на остальные вы без труда ответите сами. «Вопрос: должна ли я требовать от родителей правду или дальше притворяться что я ничего не знаю?». Вы ничего от ваших родителей не должны требовать. Вы только должны быть благодарны им за то, что они взяли вас на воспитание и воспитали так, что вы даже не поняли, родная вы им дочь или нет. Это – от их искренности и доброты. Вот за это вы им и должны быть благодарны.
Когда сам собой откроется разговор на эту тему, вы выскажите им эту свою благодарнсоть. И теплые слова, в придачу, скажите им. Это будет им только приятно. И они тоже поймут, что их труд и раходы на ваше содержание и воспитание тоже не прошли даром. И у вас нет других родителей, которыми вы могли бы так легко взять и заменить их. Если найдутся, может и замените. Но куда деть заботу ваших приемных родителей? Благодарность им за этой станет вашей заботой до конца жизни. Душа человеческая устроена так!..
А если ваши «настоящие» родители всё же найдутся, то и это не повод для того, чтобы как-то умалить в заслугах своих «ненастоящих». Будь первым или настоящим родителям тоже любящей их дочерью. Они создали вас. Может воспитать не смогли по каким-то причинам. Но они же ваши родители! Отдайте им то, что они заслуживают. И у вас будет радость на душе от выполненного вами долга перед родителями.
…Если они всё же найдутся, то у вас будет «пара» ролителей. Одни будут те, которые произвели вас на свет, но не смогли содержать и воспитать вас. А другие те, которые «не произвели», но стали вашими содержателями и воспитателями. Разве можно провести между ними различие. Одинаково любите и уважайте обе эти родительские пары. И Аллах воздаст вам за ваше такое отношение к родителям и воспитателям.
А если всё же не найдутся ваши «настоящие» ролители, то тут ничего уже не поделать. Оставайтесь со своими приемными и любите и уважайте их. Будьте им благодарны за то, что они вас так содержали и воспитывали, что вы даже об этом и не узнали, как мы отметили это выше. Но имеет смысл это подчеркнуть еще раз. Ибо это очень и очень важныый момент. Они вас посчитали за свою родную дочь. Разве можно в ответ на это быть столь неблагодарным, чтобы требовать «расчета с ними»?..
Ваши родители просто превосходные люди. Скажите им это за нас! И будьте с ними и помогайте им. Они расчитывают на вас. И вы должны оправдать их ожидания. И если даже вы что-то не смогли бы сделать им «на родительском» уровне, вам надо обязательно сделать это на уровне «человеческом»…
Исходите из того, что Аллах, ведь, не запрещает поддерживать человека. Более того, он всячески настаивает на этом. А еще это не просто люди. А те из них, которые взяли вас на воспитание, одели и обули вас. Накормили. Определили в школу. Воспитали… Разве этого мало, чтобы быть благодарным им?! И не стремиться к тому, чтобы оправдать возлагаемые ими на вас надежды…
И Аллах отблагодарит вас вашим старанием к вашим воспитателям…
Видите, как много доводов для того, чтобы ответить по-доброму на доброе и прекрасное!
И пусть даст вам Аллах силу на вашу ответную доброту к добрым и прекрасным людям!..
Теги: усыновление, удочерение, приемные родители.
Опубликовано 09.07.2015
Свежие комментарии